Диагностическая работа за 1 полугодие 4 класс
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Прошивалко Марина Викторовна

 Назначение работы – оценка уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) и специфических для каждого предмета (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир) способов действий на конец I полугодия 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Почему волка называют санитаром леса?

           Волк - хищник из семейства собачьих. Но собаки, как известно, друзья человека, а волка человек всегда считал своим врагом. Волки часто нападали на домашний скот, а в голодные зимы, случалось, и на человека. Люди долго и упорно боролись с волками. К середине прошлого столетия человек практически уничтожил волков. Но начали происходить странные вещи: поля стали подвергаться нашествиям зайцев, оленей, лосей, которых развелось огромное количество. И тогда человек понял, что природа была мудра, придумав волка. Именно он поддерживал равновесие, не давая травоядным сильно размножаться. В первую очередь волки всегда нападают на больных и ослабленных животных. За это их прозвали санитарами леса.

 

            Волчья стая - это очень сплоченный и дисциплинированный коллектив, каждый знает своё место. Она может состоять и из двух, и из 36 волков, но чаще всего число волков в стае не превышает 6-8 животных. Обычно семья - это родительская пара и несколько выросших волчат из прежних выводков.

           Волки выглядят по-разному. Бывают они совсем чёрными, серыми, почти белыми. Длина взрослого волка от кончика носа до кончика хвоста равна двум метрам. Весят они 43 - 45 кг.

            У всех волков очень чуткие носы. Они чувствуют запах почти за 2 километра. Эти звери очень выносливы и способны пробежать за день 65 - 80 км. В случае необходимости он может бежать со скоростью 55 - 60 км/ч.

           Летом стая охотится по ночам, а днем в жару отдыхает. Зимой, когда мало пищи, стая охотится и днём. Лось весом в 450 кг - грозный противник для волка. После успешной охоты волки наедаются, правда, большую часть прячут про запас. Но чаще всего волки нападают на больных, старых, слабых животных. Наевшись, стая обычно укладывается на землю и отдыхает, а некоторые волки решают, что пришло время песни. Они задирают морды к небу и испускают длинный душераздирающий вой. Остальные тоже начинают им подвывать, вызывая страх у всех, кто его слышит.

Таблица №1. Виды волков

Название

Изображение

Длина

Масса

Скорость

Где встречаются

Арктический

(поляр

ный) волк

C:\Users\User\Desktop\волк.jpeg

до 80 см

до 80 кг

до 65 км/ч

Арктика

Красный волк

C:\Users\User\Desktop\красный волк.jpg

до 103см

до 21 кг

до 64 км/ч

Индия, местами в России

Гривистый волк

C:\Users\User\Desktop\Wolfs-009-DogHusky.ru_.jpg

До 160 см

до 23кг

до 40 км/ч

в Бразилии, Парагвае, Боливии, Уругвае и Северной Аргентине

Среднерусский лесной волк

C:\Users\User\Desktop\Wolfs-016-DogHusky.jpg

До 160 см

До 45 кг

До 56 км/ч

В лесной и лесостепной зоне европейской части России, в Западной Сибири

Мелвильский островной волк

C:\Users\User\Desktop\Wolfs-010-DogHusky.ru_.jpg

до 180 см

До 80 кг кг

До 64 км/ч

В Северной Америке ,острова Гренландия

                          Таблица №2. Питание волков

Название

Изображение

Длина

Масса

Скорость

Где встречаются

Суслики

C:\Users\User\Desktop\i.jpeg

до 40 см

до 600 г

По степным, лесостепным, лугостепным и лесотундровым зонам

Заяц-русак

C:\Users\User\Desktop\zajac-rusak.047.jpg

до 74 см

до 6  кг

до 70 км/ч

В степях, лесостепях, тундрах и малооблесённых областях лесной зоны

Лось

C:\Users\User\Desktop\i.jpeg

До 3 метров

до 600кг

до 60  км/ч

В болотистых местностях, около мелких рек и лесных ручьев

Дикий кабан

C:\Users\User\Desktop\i.jpeg

До 175 см

До 150 кг

До50 км/ч

В лесах и тайге,

кедровых лесах,

смешанных лесах

Косуля

C:\Users\User\Desktop\i.jpeg

до 100 см

До 70 кг

До 60 км/ч

В лесостепной зоне, на холмистых или пологих, гористых участках поблизости от чистой воды

Диагностическая работа за I полугодие

4 класс УМК «Школа России»

Планируемые результаты: осмысленно читать текст, выполнять задания по тексту

Умения,  характеризующие достижение этого результата: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • поиск и выделение необходимой информации.

Задание 1.   Когда человек практически уничтожил всех волков?

 Выпиши из текста предложение, в котором об этом говорится.

Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены предложения. Определи грамматические признаки имени существительного (формы рода , числа, падежа или времени).

Образец правильного выполнения задания.

ж.р. ед.ч. Д.п.             ср.р. ед.ч. Р.п.  м.р. ед.ч. И.п                                           м.р. мн.ч. В.п.

К середине  прошлого  столетия  человек практически  уничтожил  волков.

Критерий достижения  планируемого результата:

2 балла – осознанно воспринимает содержание текста, правильно выписано предложение, подчёркнута основа, определены грамматические признаки имен существительных.

1 балл – допущена 1 ошибка, либо выполняет только одно из  заданий по предложению;

0 баллов – задание выполнено неверно.

Планируемые результаты: овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленной задачей.

Умения, характеризующие достижение этого результата: 

          -принимать и сохранять учебную задачу;

         -умение самостоятельно искать необходимую информацию в тексте, для выполнения учебной задачи.

Задание 2.   На каких животных чаще всего нападают волки? Выпиши из текста.

   а)

   б)

   в)

Образец правильного выполнения задания.

   а) на больных

   б) старых

   в) слабых

Критерий достижения  планируемого результата:

1 балл –    допущена 1 ошибка

0 баллов – задание выполнено неверно.

Планируемые результаты: Умение выполнять сравнительную приближённую оценку (на глаз), опираясь на информацию из таблицы.

Умения, характеризующие достижение этого результата: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Задание 3. Выполни  задания,  используя данные таблицы 2

1) В заповедник нужно доставить обитателя леса.

   Тело этого животного покрыто щетиной.

Запиши название этого животного:

Ответ:

        2) Укажи знаком V ,  в чём лучше перевозить это животное:

А. В ящике, который способен выдержать вес до 120 кг и длина, ширина, высота которого по 1 м 50 см

Б. В клетке, которая способна выдержать вес до 120 кг и длина, ширина, высота которой по 1 м 50 см

В. В ящике, который способен выдержать вес до 200 кг и длина, ширина, высота которого по 1 м 90 см

Г. В клетке, которая способна выдержать вес до 200 кг и длина, ширина, высота которой по 1 м 90 см

Образец правильного выполнения задания.

Ответ:  кабан

  V   Г.

Критерий достижения  планируемого результата 

2 балла – правильно названо животное и выбран вариант  Г.;

1 балл – допущена одна ошибка;

0 баллов – ответ записан не верно

Планируемые результаты: 

  • умение проводить классификацию по заданным критериям;
  • умение увидеть и выделить орфограмму в слове:

- проверяемые безударные гласные в корне слова,                                                                           - непроизносимые согласные,                                                                                          - парные  согласные,                                                                                                         - разделительный ъ или разделительный  ь.

Задание 4. Найди в первом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Непроизносимые согласные.

Парные согласные.

Разделительный ъ или раз-делительный  ь

Образец правильного ответа:

Название орфограммы

Выписан любой пример                                 из ниже перечисленных

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Своим, врагом, нападали, домашний, голодные, с волками, столетия, поля, подвергаться, лосей, развелось, размножаться, нападают, больных,

Непроизносимые согласные.

известно

Парные согласные.

Очередь, скот,

Разделительный ъ или раз-делительный  ь

Собачьих, друзья

Критерий достижения планируемого результата: правильно найдены и записаны в таблицу слова с орфограммами, при этом орфограмма подчёркнута.

Критерии оценивания:

Максимальная оценка за задание – 1 балл – ставится за безошибочное нахождение примеров для всех четырёх орфограмм, при этом орфограмма подчёркнута.

 

Планируемые результаты: 

  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
  • умение дифференцировать звуки и буквы;
  • умение осуществлять морфемный анализ слова (выделять приставку в слове);
  • умение выделять буквы мягких согласных в выписанных словах.

Задание 5. Найди в первом абзаце предложение, которое начинается со слов       «и тогда».

А. Сколько в этом предложении букв о и сколько звуков [о]?

Ответ: букв о           , звуков [о]           .

Б. Найди в этом предложении слово с приставкой.  Обозначь её.

В. Подчеркни в слове с приставкой  буквы мягких согласных звуков.

Образец правильного ответа:

А. Ответ: букв о    6   , звуков [о]    4   .

Б. Ответ: придумав.

В. Ответ: придумав

Критерий достижения планируемого результата: правильно найдено в тексте предложение; правильно определено количество букв о и звуков [о]; правильно найдено слово с приставкой; правильно подчёркнуты буквы мягких согласных.

Критерии оценивания:

1 балл – правильно определено количество букв о и звуков [о];

1 балл – правильно найдены слова с приставками;

1 балл – правильно подчёркнуты буквы мягких согласных;

0 баллов – все остальные случаи, не соответствующие критерию на 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание – 3.

Планируемые результаты: 

  • умение читать и анализировать таблицу;
  • умение находить именованные величины (массы), удовлетворяющие двойным неравенствам, заданным в условии;
  • умение переводить значение массы из одних единиц измерения в другие.

Задание 6.   Отгадай, о каких животных идёт речь. Используя данные таблицы 1 и 2, заполни пропуски, указав максимальную массу загаданных животных, запиши их названия.

А. 6 кг  ˂ …  ˂ 1 ц 50 кг.     Это ___________________

Б. 8 ц  ˃ … ˃ 21 кг.     Это ________________

Образец правильного ответа:

А. 6 кг  ˂ 70 кг  ˂ 1 ц 50 кг.     Это косуля

Б. 8 ц  ˃ 45 кг  ˃ 21 кг.     Это среднерусский лесной волк

Критерий достижения планируемого результата: ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Критерии оценивания:

Максимальная оценка – 1 балл – ставится за правильное выполнение всех  перечисленных в задании случаев.

Планируемые результаты:

  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение проводить сравнение по заданным критериям;
  • умение находить информацию, факты, заданные в тексте и в таблице в явном виде;
  • умение решать текстовую задачу на движение с недостающими данными.

       

Задание 7.  

Поезд проедет 360 км, если будет двигаться со скоростью, которая на 20 км больше скорости гривистого волка. За какое время проедет поезд это расстояние?

Используя данные таблицы 1, выполни решение и запиши ответ.

Ответ:_____________________________________________________________

Образец правильного ответа:

1)

40

+

20

=

60

(км/ч)

-

скорость поезда

2)

360

:

60

=

6

(ч)

-

время поезда в пути

Ответ: за 6 часов проедет поезд расстояние в 360 километров.

Критерий достижения планируемого результата: верно определены действия и выполнены вычисления.

Критерии оценивания:

1 балл – правильно выбраны действия;

1 балл – правильно выполнены вычисления;

1 балл – правильно записан ответ.

0 баллов – все остальные случаи, не соответствующие критерию на 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание – 3.

 

Планируемые результаты:

  •  умение работать с картой полушарий;
  • правильно указывать географические объекты;
  • использовать естественно-научные  тексты с целью поиска и извлечения нужной информации;
  • умение работать с таблицами

Задание 8.  

На рисунке цифрами           и       отмечены места обитания мелвильского островного волка и цифрами          и          места обитания красного волка.

Запиши эти названия, обращаясь к данным таблицы 1. Если нужно, воспользуйся картой полушарий.

     

http://edu.convdocs.org/tw_files2/urls_1/6/d-5427/5427_html_m2a256986.jpg

Ответ:         - ______________________________

                     - ______________________________

                           - _______________________________________

                            -  _______________________________________

             

Образец правильного ответа:

Ответ:         -  Северная Америка

                     -  острова Гренландия

                           -  Индия

                      -  Россия

Критерий достижения планируемого результата:  верно отмечены места обитания и правильно записаны названия материков.

Критерии оценивания:

2 балла – правильно отмечены места обитания мелвильского волка

1 балл – правильно отмечено место обитания красного волка

 0 баллов – все остальные случаи, не соответствующие критериям.

Максимальное количество баллов за задание – 3.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задания 9-15 выполняются в парах

(с соседом по парте).

Внимание! Если при обсуждении заданий 9-15

 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению,

запишите каждый свой ответ.

Планируемые результаты:

  • умение ориентироваться в специфике научно-популярного учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;  
  • умение использовать простейшие приемы анализа и интерпретации текста;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, пояснять их, соотнеся с общей идеей;
  • умение формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;
  •  умение строить речевое высказывание.

Задание 9.

В любом исследовании ученые сначала  высказывают предположение (гипотезу), затем собирают необходимые данные, например изучают известные факты, проводят новые наблюдения или опыты. Потом проверяют гипотезу и делают вывод, подтверждают ли полученные факты исходную гипотезу.

Рассмотрите схему и определите, какой этап исследования описывает каждое предложение. Соедините стрелкой предложение с названием этапа.

Когда человек практически уничтожил волков, то заметил странные вещи: поля стали подвергаться нашествию зайцев, оленей, лосей.

Гипотеза

Человек решил доказать, что волк – санитар леса, несмотря на то,  что всегда считал его своим врагом.

Сбор фактов (данных, наблюдений, опытов)

         

И тогда человек понял, что природа была мудра, придумав волка, за равновесие в природе их  прозвали санитарами леса.

Вывод

В первую очередь волки всегда нападают на больных и ослабленных животных.

Образец правильного ответа:

Когда человек практически уничтожил волков, то заметил странные вещи: поля стали подвергаться нашествию зайцев, оленей, лосей.

Гипотеза

Человек решил доказать, что волк – санитар леса, несмотря на то,  что всегда считал его своим врагом.

Сбор фактов (данных, наблюдений, опытов)

         

И тогда человек понял, что природа была мудра, придумав волка. За равновесие в природе их прозвали санитарами леса.

Вывод

В первую очередь волки всегда нападают на больных и ослабленных животных, не давая им сильно размножаться.

Критерий достижения планируемого результата:  правильно соотнесены предложения с названием этапа.

Критерии оценивания:

 Выполнение задания оценивается по шкале:

3 балла – правильно соотнесены все предложения с соответствующими им этапами исследования;

2 балла – допущена одна ошибка, либо не отмечен один этап;

1 балл – допущено 2 ошибки: неверно определены названия этапов;

0 балл – все остальные случаи, не соответствующие критерию в 1 балл.

Планируемые результаты:

Умения, характеризующие достижение этого результата: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • строить речевые высказывания в устной и письменной речи.
  • умение строить понятные для партнера высказывания.

Задание 10.

Представьте, что у вас есть возможность пригласить в класс учёного, который изучает жизнь волков. Как вы его представите классу? О чём попросите рассказать? Составьте и напишите, каждый на своём листочке, по два предложения об этом человеке и вопрос к нему, как к учёному-исследователю. Начните так:

(Представление классу)

Ребята! Сегодня у нас в гостях…_______________________

___________________________________________________

(Вопрос учёному)

Разрешите задать Вам вопрос…_________________________        

Критерий достижения планируемого результата: проявление адекватного отношения к работе в паре.

Планируемые результаты: умение осмысленно читать текст, выполнять задания по тексту.

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • умение понимать и объяснять  лексическое значение слова, выбрав его  толкование в словаре.

Задание 11.

Обсудите, что обозначают следующие слова и словосочетания:  хищник, подвергаться (нашествиям), чуткие (носы), поддерживал равновесие, душераздирающий (вой).

Выберите из них  каждый свои два слова разных частей речи. Запишите выбранные тобой слова и их значения.

Ответ:_____________________________________

_____________________________________________

Критерий достижения  планируемого результата:  

2 балла – выбрано  и записано правильно значение слов;

1 балл – значение слова написано неточно;

0 баллов – значение выбрано неверно.

Планируемые результаты: проводить  классификацию животных и растений.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
  • классифицировать животных и растений по заданным критериям.

Задание 12.

Приведите примеры представителей животного и растительного мира тундры, используя свои знания и информацию из данного текста.

Животный и растительный мир

тундры

Примеры представителей

Животные:

Млекопитающие

Птицы

1.

2.

3.

1.

2.

Растения:

Травянистые

Дерево

1.

1.

Критерий достижения  планируемого результата

2 балла – примеры приведены  верно;

1 балл – допущена одна ошибка;

0 баллов – ответ записан неверно

Планируемые результаты: находить различные формы одного слова.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- увидеть в тексте различные формы одного слова;

- определять падеж имени существительного.

Задание 13.

Найдите абзац, который начинается так: «Волк - хищник из семейства…»  В этом абзаце есть три формы одного слова. Найдите и выпишите все формы этого слова. Для каждого слова укажите падеж.

Ответ:   1) _________________ - стоит в __________________ падеже;

  1.  _________________ - стоит в __________________ падеже;

     3) _________________  - стоит в __________________ падеже.

Критерий достижения планируемого результата

Оценка 1 балл ставится за полный правильный ответ:

  1. человека – стоит в родительном падеже;
  2. человек – стоит в именительном падеже;
  3. (на) человека – стоит в винительном падеже.

Планируемые результаты: читать несложные готовые столбчатые диаграммы и умение их строить.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- понимать смысл и извлекать информацию, представленную в каждом столбце диаграммы;

- строить диаграмму, используя результаты решения простых задач на сравнение именованных величин (масс).

Задание 14.

На диаграмме наглядно показано, во сколько раз один лось  массой    600 кг больше массы дикого кабана. Сосчитайте, во сколько раз масса такого лося больше массы косули и массы лесного волка. Закончите диаграмму: вырежете из листа «К заданию 14» нужное количество картинок и наклейте их в столбцы диаграммы.

                             

                             

                             

                    

 Лось 600 кг     Дикий кабан 150 кг    Косуля 60 кг             Лесной волк 30 кг

Ответ:  масса лося больше массы косули в ….. раз;

              масса лося больше массы лесного волка в ….. раз.

Критерий достижения планируемого результата

Оценка 1 балл ставится за полный правильный ответ:

  • масса лося больше массы косули в 10 раз, в 3 – м столбце диаграммы размещено 10 картинок с изображением косули;
  • масса лося больше массы лесного волка в 20раз, в 3 – м столбце диаграммы размещено 20 картинок с изображением лесного волка.

Во всех иных случаях ставится 0 баллов.

Планируемый результат: проверить глубину представлений о математической задаче.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- понимание функции условия и вопроса задачи;

- умение в тексте задачи отразить взаимосвязь между данными и искомыми;

- умение спланировать и записать ход решения задачи;

- выбрать и пояснить выбор действия;

- продемонстрировать навыки контрольно – оценочной деятельности и начальные навыки рефлексии.

Задание 15.

Используя данные текста или таблицы, придумайте о волке задачу, которая решается в два действия. Каждый на своём листочке запишите:

А. Задача: _____________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Б. Решение:

Фото сканир 004

Ответ: _________________________________________________.

В. Оцените вашу задачу. Ответьте на вопросы: это задача про волка? Сколько в ней действий? Имеет ли она решение? Может быть, вы хотите что – то изменить? Если хотите, запишите новый вариант:

 

А. Задача: _____________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Б. Решение:

Фото сканир 004

Ответ: _________________________________________________.

Критерий достижения планируемого результата

Оценка 3 балла ставится, если составлена задача про волка с данными из текста или таблицы. При этом составленная задача: 1) имеет смысл и решение; 2) решается в два действия; 3) решена без вычислительных или логических ошибок.

Оценка 2 балла ставится, если составленная задача: 1) имеет смысл и решение; 2) решается в два действия; 3) решена без вычислительных или логических ошибок, НО требование к контексту не выполнено.

Оценка 1 балл ставится, если составленная задача имеет смысл и решение, НО при этом задача:

1) решена без вычислительных или логических ошибок, НО требование к контексту не выполнено, задача решается в одно действие ИЛИ второе действие не является необходимым;

2) выполнено требование к контексту, задача решается в два действия, логических ошибок в рассуждении нет, НО допущены вычислительные ошибки (получен неверный числовой ответ).

Оценка 0 баллов ставится, если: 1) задача не составлена (учащиеся не приступили или не дописали текст задачи до конца);

2) Составленная задача не имеет решения.

К заданию 14.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы для 1 класса по ФГОС

Входной тест, диагностические работы за 1,2 четверть....

Диагностические работы для 1 класса по математике

Диагностические работы для 1 класса по математике...

Входная диагностическая работа для 2 класса.

Входная диагностическая работа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе, изо, технологии. Программа "Школа-2100". 2 класс....

Диагностические работы 1-4 класс

Диагностические работы 1-4 класс...

Диагностическая работа в 1 классе по теме "Нумерация"

Технологические карты к урокам математики 1 класс УМК "Перспектива"...

Демо-версии диагностических работ в 4 классе

Демо-версии диагностических работ в 4 классе ФГОС...

Диагностические работы для 1 класса УМК «Перспективная начальная школа» Диагностическая работа за 3 четверть

Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое зн...