Активизация интеллектуальной деятельности учащихся на уроках
статья по теме
Предварительный просмотр:
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
Активизация интеллектуальной деятельности учащихся на уроках.
Современному обществу нужны увлеченные, думающие, творческие, инициативные, способные преодолевать трудности люди. Подготовка высокообразованной, интеллектуально развитой личности – задача современного образования.
Активизация интеллектуальной деятельности учащихся на уроках - одна из самых актуальных проблем школы. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
Организация уроков в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируются знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в результате чего в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала? Я поставила перед собой цель: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.
Для успешного обучения младших школьников стараюсь формировать:
- элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение;
- высокий уровень активности, раскованности мышления, которые проявляются при возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;
- организованность и целенаправленность учебного процесса.
Передо мной встал вопрос, как сделать привычную и, казалось бы, однообразную работу интересной и увлекательной. Ученики начальной школы, обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса. Именно это и заставляет постоянно придумывать что-то новое, совершенствовать уже известное.
Чтобы обеспечить развитие интеллектуальных способностей, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.
В своей педагогической практике для активизации интеллектуальной деятельности младшего школьника выделила несколько приемов, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор, т.е. активизировать интеллект.
Все приемы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся. Задача учителя организовать и направлять деятельность учащихся.
Все приемы условно классифицирую по преобладающему каналу восприятия.
1. Визуальные:
- ситуация яркого пятна (использование ярких наглядных и демонстрационных пособий, игрушек и даже подручных средств для объяснения учебного материала, схемы, модели);
- технические средства, ПК (яркие презентации, анимация).
2. Аудиальные:
- подводящий диалог, эвристическая, поисковая беседа (На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.);
- нестандартные, неожиданные, занимательные (кроссворды, блиц-турниры, соревнования и др.) задания;
- проблемная ситуация (Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала.);
- построение плана действий;
- работа над понятием;
- домысливание (применение сообразительности);
- ошибки учеников и ошибки учителя;
- исключение, группировка (задания, направленные на выявление лишнего, нахождение различий и общих признаков и др.);
- проблема предыдущего урока (Например, в конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать).
3. Деятельные:
- игры;
- групповая работа;
- «мозговые атаки» (задания, требующие максимальной затраты мыслительных операций, направленные на развитие логического мышления);
- задания «быстрого реагирования» (предполагающие выполнение заданий за короткий временной отрезок).
4. Характер проведения урока:
- живой темп урока;
- доброжелательная атмосфера.
5. Нестандартные формы проведения уроков:
интегрированные уроки;
- «аукционы идей»;
- пресс-конференции;
- уроки – конкурсы;
- викторины;
- КВН;
- деловые игры;
- олимпиады и др.
Предложенные приемы оказались результативными, интересными и доступными моим ученикам в процессе совместной деятельности. Обязательными условиями использования ниже перечисленных приемов является:
– организация восприятия через зрительное, слуховое и тактильное (в некоторых случаях) восприятие, в виду особенностей развития детей младшего школьного возраста,
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
На каком же этапе работы слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? В момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.
Серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Это и обусловливает проявление, а затем и нарастание пассивности.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков — вот цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы. Опорные схемы, или просто опоры,— это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами — то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность ожила, заговорила. Если раньше ощущался недостаток обратной связи, когда на вопрос следовало молчание большинства класса, то теперь резко возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса учащихся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с учащимися. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути.
Можно использовать нестандартные задания, неожиданные вопросы, элементы занимательности.
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- необычные условия работы;
- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?"), задания, предполагающие исследование и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
Составляющим фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр: занимательных, дидактических, сюжетно-ролевых, что является важнейшей предпосылкой приобретения прочных знаний, умений и навыков.
Важно будоражить ребят заставить их думать. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, даже неверные ответы могут помочь учителю навести ребят на мысль.
Развитие интеллектуального уровня напрямую связано с эмоциональным благополучием личности. Будьте открытыми по отношению к детям, принимайте их такими, какие они есть, как некую данность. Будьте доброжелательны. Нет ничего страшнее для ребенка, особенно в младшем и среднем возрасте, как подвергнуться публичному осмеянию за свою интеллектуальную ограниченность или незрелость. Выражайтесь ясно, понимайте язык детей и учите их культуре речи.
В процессе урока не монополизируйте разговор. Не следует превращать диалог с учащимися в свой бесконечный монолог. Старайтесь сдерживать себя при попытке прервать собеседника. Приспосабливайтесь к ситуации, стараясь быть хорошим слушателем. Хороший учитель умеет держать в поле зрения и внимания весь классный коллектив и живо реагирует на все реплики и порывы учащихся.
Завершая урок, не забудьте:
— подвести итог и выдать домашнее задание;
— улыбнуться и поблагодарить учащихся за сотрудничество;
— пожелать им доброго здоровья, настроения и удач.
Для этого необходимо строго выдерживать регламент урока, следить за временем и не затягивать финал на время перерыва.
Все, что прозвучало в моем выступлении, не только увлекает ребят на уроке, заставляет их задуматься, но развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка. У ребят создается бодрое рабочее настроение, которое снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:
анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);
синтез (создание новых схем, структур, моделей);
оценка (оценивание логики построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимся данным, оценивание значимости модели)
Информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда. На этом уроке, как правило, используется разнообразные формы и приемы. Этот предмет очень любят мои дети.
Поэтому я сегодня представлю вашему вниманию открытый урок информатики.
Приведу несколько примеров из моей практики.
Ситуация яркого пятна.
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Построение плана действий.
Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
- Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Работа над понятием.
Допустим, учащимся предлагаю название темы урока или понятия и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем задачу урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
Нестандартные, неожиданные задания.
Например, тема урока "Глагол".
– Соберите слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить".
Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.
Исключение, группировка.
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.
Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Домысливание.
Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на урок русского языка в 1 классе по теме "Предложение" можно предложить схему:
.
Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока.
На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:
Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках посредством применения информационно-компьютерных технологий»
особенности применения ИТК на уроках окружающего мира...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я ставл...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяны...
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.
Повышение уровня усвоения и творческой инициативы учащихся на уроках математики....
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...
Информационно-технические ресурсы современного урока как средство активизации учебной деятельности учащегося на уроках информатики на уровне начального общего образования
Информационно-технические ресурсы современного урока как средство активизации учебной деятельности учащегося на уроках информатики на уровне начального общего образования...