Дискуссия в начальной школе
учебно-методический материал (4 класс) на тему
В данной работе описана дискуссия как одна из форм организации учебного процесса. Проанализированы трудности организации дискуссии и пути выхода из них. Приведён пример урока дискуссии по теме "Патриот?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussiya_v_nachalnoy_shkole.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
г. Петровска Саратовской области»
Из опыта работы
«Дискуссия в начальной школе»
подготовила
учитель начальных классов
Корзун Светлана Владимировна
г. Петровск
2014
Дискуссия уже заняла своё место в современной школе. Именно дискуссия позволяет изменить «традиционную» позицию педагога и основными ее характеристиками сделать содействие развитию личности ребенка, актуализации его личного опыта, сотрудничество, понимание, коллективную мыслительную деятельность.
Дискуссия – это спор, направленный на решение задач воспитания. В организации воспитательной работы важное место занимает участие воспитанников в обсуждении проблем, связанных с взаимоотношениями людей, с организацией собственной индивидуальной жизни и жизни коллектива. Дискуссия отличается от обычной беседы учителя с учащимися тем, что ученики вступают в непосредственное общение друг с другом, и если в беседе ученику достаточно высказать верное положение, а учитель дает ему оценку, а часто и объясняет это положение за ученика, то в дискуссии при прямом обращении возражающего ребенка к говорящему, ему приходится самому обосновывать свое высказывание. Такие занятия решают ряд важнейших задач воспитания:
- сопоставление разных точек зрения, поиск истины;
- подготовка к самостоятельной исследовательской работе (в малых группах, индивидуально);
- развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнера, возражать, доказывать свою точку зрения;
- воспитание уважительного отношения к другому мнению, стремление к согласию.
Конечно же, при использовании данной формы организации учебно-воспитательного процесса может возникнуть ряд проблем. Вот некоторые из них:
1. Перевод дискуссии на другую не менее актуальную для присутствующих тему или перевод разговора на постороннюю тему.
Способы преодоления:
1. Зафиксировать тему письменно на доске или плакате.
2.Повторение предмета, темы и условий дискуссии перед её началом
3.Приучать участников дискуссии повторять основные моменты предыдущего выступления, прежде чем высказывать свою точку зрения
4. Делать промежуточные обобщения, постоянно возвращаясь к теме дискуссии
5. Если участники дискуссии перешли на другую тему, важно не сорваться и не довести до конфликта. Надо убедить участников в важности предложенной ими темы, но предложить закончить нашу тему, так как вопрос поднятый участниками очень важен и заслуживает отдельного разговора.
2.Чрезмерно словоохотливый участник дискуссии
Способы преодоления:
1.Проследить, чтобы у каждого участника была возможность высказать своё мнение.
2.Дать словоохотливому участнику выговориться а потом сказать: «Позвольте теперь сказать мне.» и обязательно дождаться ответа.
3.Попросить словоохотливого участника подождать и сказать : «Позвольте мне договорить до конца»
4. Попросить его изложить свои мысли письменно
5.Попросить его обобщить все свои мысли и выступить при подведении итогов.
6.Попросить его записывать аргументы на плакате или доске
7. Не допускать выражений, которые могут вызвать конфликт
3. Пассивность участников
Способы преодоления:
1. Начать дискуссию со знакомства или интеллектуальной минутки, которая позволит раскрепостить участников
2.Расположить группу по кругу, устранив преграды мешающие общению
3.Постараться выявить интересы участников и устранить их сомнения.
4.Стараться использовать личные обращения. Просить участников приводить жизненные факты.
5.Поддерживать и подбадривать участников
4. Сильная зависимость некоторых участников от группы
Способы преодоления:
1. Убедить участников в важности каждого мнения.
2. Некоторые вопросы вынести на письменную дискуссию
3.Создать благоприятную эмоциональную атмосферу
5.Слишком острый характер дискуссии, взаимные обвинения участников
Способы преодоления:
1. Подытожить мнение всех сторон, найти в них сходства и различия позиций
2.Игнорировать «мелкие уколы» со стороны участников дискуссии
6. Нарушение режима времени
Способы преодоления:
1. при подготовке дискуссии чётко определить время и сверять его в ходе работы с планом
2. Назначить «хранителей времени» из участников дискуссии
Несмотря на все эти трудности, применение данной формы организации учебно-воспитательного процесса
способствует развитию критического мышления, развивает коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе. Приведу пример организации дискуссии в 4 классе по теме «Патриот?»
План дискуссии
1. Вводная беседа.
2. Толкование слова «патриот»
3. Вопросы для обсуждения темы «Нужны ли сегодня патриоты?»
4. Аргументы и доказательства своей точки зрения
5. Итог дискуссии.
6. Рефлексия
Ход дискуссии:
1. Вводная беседа.
О, Родина!
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...
(А. Жигулин)
- Что мы называем родиной?
-Родина – это та страна, в которой ты родился, которая для тебя родная.
- Как вы понимаете слова «родина»?
- А какие слова – синонимы мы можем подобрать к этому слову?
- Отчизна, Отечество.
- Как же называется наша Родина?
- Россия.
- Что вы можете рассказать о ней?
- Гордитесь ли вы своей страной? В какие именно моменты испытываете национальную гордость?
- Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны?
- Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?
-Как называемся все мы, живущие в нашей стране?
-Граждане.
- Как каждый гражданин должен относится к своей Родине?
- Беречь, охранять, любить, делать красивее.
- А кто знает, как называют человека, который любит и предан своей Родине?
(звучит аудиозапись песни «Патриот» гр. «Ария»)
- Какое же новое слово мы услышали?
- Патриот.
2. Толкование слова «патриот»
-Что оно обозначает, как вы думаете?
- Обратимся к словарям:
В «Толковом словаре» Ожегова записано: ПАТРИОТИЗМ, –. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
В энциклопедическом словаре Кирилла и Мефодия: ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
( на доске открывается запись: Любовь к Отечеству, преданность ему.)
3. Вопросы для обсуждения темы «Нужны ли сегодня патриоты?»
1. С чего начинается Родина.
- Как вы думаете за что надо любить Родину?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
- Считаете ли себя патриотом? Почему?
2. Гордитесь ли вы своей страной?
- Гордитесь ли тем, что живете в России?
- Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
- Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?
3. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
- Нужны ли стране профессиональные военные?
- Кто из вас хочет поступить в военные училища?
- Кто такой патриот современной России?
- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
- Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как вы относитесь к взаимовыручке?
- Хотели бы вы уехать из России?
4. Кто такой патриот современной России?
- С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
- Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?
- Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?
4. Аргументы и доказательства своей точки зрения
-Нашей Родине уже много лет, она имеет большую и славную историю. Много поколений людей сменили друг друга, а наша страна живёт и процветает. А благодаря чему?
Обратимся к истории нашей страны. Если мы её изучим, то увидим, что не раз на нашу землю нападали враги. Кто же вставал на её защиту?
- Русские люди, солдаты.
- А какие примеры вы можете привести? Я вам немного буду подсказывать.
(звучит аудиозапись хора «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» )
- О чём и о ком вам напомнила эта музыка?
- Послушаем другой музыкальный фрагмент.
(звучит запись хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин»)
- А эта музыка напомнила нам о костромском крестьянине Иване Сусанине. Который, чтобы спасти землю от поляков, не повёл их в Москву, как обещал, а завёл в лесную глушь, где все они погибли. Погиб и сам герой, но враги не прошли в Москву.
- А какие примеры мужества и патриотизма вы сами можете привести?
(ответы детей).
- Конечно же, одной из таких «роковых минут», растянувшихся на несколько лет, стала великая Отечественная война. Фашисты сеяли смерть и страх, желая парализовать волю русского народа. Но миллионы русских людей, благодаря силе своего духа и огромной любви к Родине, совершали подвиги и гибли во имя спасения своей Родины.
- Из истории, которую пишут историки на основании документов того времени, из книг , мы видим картины, посвящённые таким событиям, мы слушаем музыку.
(учитель обращает внимание детей на выставку книг, картин на доске).
- А какой пример патриотизма наших земляков-петровчан в эти годы мы можем привести?
(ответы детей)
(на доске открывается пословица: С родной (родительской) земли — умри, не сходи!)
Дети рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, бабушках, дедушках, папах и мамах
5. Итог дискуссии.
-Давайте подведём итог нашему разговору.
- Кого мы называем патриотом?
- С чего для нас начинается Родина?
- Что значит любить Родину?
- Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
6. Рефлексия
- Что вас сегодня особенно заинтересовало?
- С какой точкой зрения вы оказались не согласны?
- Ваше мнение осталось таким же как было в начале разговора или изменилось? Почему?
Послушайте в заключение стихотворение Ольги Фокиной:
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Литература:
- Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психолог. - М . , 1980. - 168 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.-208 с. \Ъ\.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя. - М., 1977. - 239 с.
- Минеева А. Риторика диалога: теоретические основания и модели. - 2007. - 222 с.
- Никонова О. В. Формирование культуры общения младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Брянск. 2001. - 18 с.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: книга для учителя старших классов средней школы. - М., 1991. — 159 с.
- Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге // Начальная школа. - 2004. - № 1 2 - 95-104.
- Песняева Н.А. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук- М., 2004.-16 с.
- Песняева Н.А. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге // Начальная школа. - 2005. — № 5. — 54-63.
- Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? - М-Рига, 2000 - 224 с.
- Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс: До и после. - 2003. - №2. - 36-37.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок,или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.
- Поздеева С.И. Об организации дискуссии на уроках русского языка // Школа развивающего обучения: 10летняя практика: Сб. науч.метод. мат. – Томск: Пеленг, 2002.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.
- Групповые технологии в начальной школе. Суязова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Письменная дискуссия в начальной школе.
в статье рассказывается о технологии письменной дискуссии, её преимущества и недостатк. Дан алгоритм проведения письменной дискуссии в начальных классах. Приведены примеры письменных дискуссий по лите...
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В материале отражены особенности организации учебной дискуссии в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....
Технология проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока ФГОС.
Данная статья опубликована в материалах межрегионального научно-практического семинара по теме "Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образова...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...