Работа с одарёнными детьми
статья на тему

В статье описан мой опыт работы с одарёнными детьми, включая не только работу на уроках, но и внеурочную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi_detmi.statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка талантливых детей гуманитарного направления.

Создание системы выявления и развития одаренных детей в различных областях деятельности является одной из основных задач долгосрочной целевой программы «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы». В настоящее время и администрацияобразовательных учреждений, и методические службы школы, и педагоги – практики занятыпоиском и разработкой  новых идей.

Опыт работы учителей начальных классов с талантливыми детьми гуманитарного направления  помогает в решении проблем практической реализации концептуальных идей действующих комплексно-целевых программ по развитию одаренных детей и новых подходов к организации учебного процесса в начальной школе.

Обязательным условием  развития  творческой одаренности младшего  школьника  является гибкая организация учебного процесса, допускающая изменения по параметрам темпа объема и предметного содержания учебной программы, что обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет характер и объем учебной нагрузки в зоне ближайшего  развития  ребенка. Гибкость программ позволяет обеспечитьполучение общественно необходимого уровня образования и, создавая мотивационные аспекты собственного движения ученика, позволяет максимально развить его умственные способностичерез собственный выбор.

Необходимо поддерживать повышенную познавательную потребность одаренного ребёнка, которая характеризуется готовностью по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

В качестве таких заданий предлагается работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д)

В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир». «Музыка», «Изобразительное искусство». Так, учащимся, у которых проявляется познавательный интерес, учитель предлагает творческие самостоятельные работы, связанные с историей открытия того или иного факта. Например, при изучении произведения С.Лагерлёфа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», которое изучается в отрывках, детям рекомендуется чтение полного произведения, предлагается  ответить на вопрос: существуют ли эти места на самом деле и  подготовить сообщения  о местах, по которым пришлось путешествовать Нильсу.

Учитель должен быть готов к непринятию  одаренным   школьником  стандартных заданий и готовых ответов. Такие дети очень критично относятся к своим результатам. Так как учебную деятельность  одаренного  ребенка отличает высокая интеллектуальная, эмоциональная и физическая напряженность, его мотивация должна иметь положительную роль, целостный характер, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны. Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора – это показатель интеллектуального развития, оно оберегает одаренного читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения.

Систематическийконтроль за деятельностью  одаренных  младших  школьников  на занятиях по предметам  гуманитарного  цикла в сочетании с педагогически целесообразной им помощью, позволяет ребенку соотносить свои цели, планы, стремление с результатами. Эффективно участие самого ребенка в контроле, а также использование элементов взаимоконтроля.

Для быстрого усвоения материала во время 5-10 минутной самостоятельной работы объединяюдетей в пары, где один ученик хорошо усвоил данный материал, другой – ещё недостаточно. Первый ученик письменную работу не выполняет, а только контролирует своего товарища, в момент затруднения объясняет ему. Второй – выполняет работу письменно, комментируя её шепотом. Здесь важно создать доброжелательную атмосферу взаимовыручки и взаимоуважения.

Одно из условий  развития  творческой одаренности - формирование у младших  школьников  знаний, умений и навыков, необходимых для развития творческого потенциала. Введение в урок творческих и проблемных задач, разноуровневых заданий способствуют этому. Это дает детям больше самостоятельности. От ограничений в выборе темы ученик постепенно подводится к самостоятельной деятельности. Модель организации учебного процесса при таком подходе строится на принципе проблемности, который реализуется как в содержании учебного процесса, так и в процессе его развертывания на уроке.

Например, при изучении литературного произведения даются заблаговременно индивидуальные задания каждому или группе учащихся. Общим для всех является прочтение художественного произведения. На уроках литературного чтения дифференцированные задания выглядят следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения; на более высоком - план для пересказа; на самом высоком - группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.

Принцип индивидуального подхода для каждого педагога не нов и первостепенен. Но в  развитии  творческой одаренности от него нельзя отступать ни на миг. Выстраивать работу с ребенком надо учитывая его возрастные и личностные особенности.

Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.Учебная мотивацияявляется важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности. Она определяется как направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности.

Для изучения познавательных интересов.используются такие методы как наблюдение, беседа, сочинения и анкеты. Посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся удается сделать достаточно достоверные выводы, наметить и корректировать пути формирования мотивации.

Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности  развития  творческой одаренности младших  школьников  является введение в структуру уроков игровых элементов и дидактических игр, использование элементов соревнования.

Обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях: игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя, размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.

_________________________________________________________________

В основе представленной системы работы по осуществлению индивидуализации образовательного процесса лежат следующие критерии:

1) ориентация на уровень достижений школьника;

2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности;

3)ориентация на познавательные интересы школьника (на фоне общей учебной мотивации.

При этом используются два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Индивидуальная форма организации выполнения заданий–деятельность ученика по выполнению общих заданий, осуществляемая без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная форма организации выполнения заданий–учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого школьника сообразно его возможностям.

В качестве таких заданий предлагается работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

Особенно эффективно использование дифференцированных  индивидуальных заданий с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.Индивидуальная работа проводится на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

Проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Например, при изучении литературного произведения даются заблаговременно индивидуальные задания каждому или группе учащихся. Общим для всех является прочтение художественного произведения. В процессе этого чтения учащиеся готовят ответ на «свой» вопрос или «свои» вопросы. Здесь важны два обстоятельства: каждый работает на пределе своих возможностей и  каждый выполняет необходимую часть анализа литературного произведения. На уроке учащиеся объясняют свою часть нового материала.

Ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости, как правило, предлагаются продуктивные творческие задания.Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф вучебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне - прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.

На уроках литературного чтения дифференцированные задания выглядят следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения; на более высоком - план для пересказа; на самом высоком - группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.

Также часто используется дифференциация домашних заданий на общую для всех учащихся часть и дифференцированную. Общая часть, основная, обязательна для всех детей, вторая часть может включить 2 или 3 варианта заданий, отличающихся друг от друга объемом, степенью сложности, степенью методической помощи. Основная часть по содержанию - продолжение урока, этапов ознакомления с новым материалом и первичного закрепления и имеет цель закрепить новое, поупражняться в его применении. Вторая часть – дифференцированная, планируется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, степени овладения им программными знаниями, умениями, навыками. (Приложение 7)

Возможна дифференциация по объему: ряду учеников предлагается выполнить не все упражнения, а лишь часть его.

3 способ внутриклассной дифференциацииориентирован на познавательные интересы школьника (на фоне общей учебной мотивации).

Учебная мотивацияявляется важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности. Она определяется как направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.

Для изучения познавательных интересов.используются такие методы как наблюдение, беседа, сочинения и анкеты. Посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся удается сделать достаточно достоверные выводы, наметить и корректировать пути формирования мотивации.

 Для изучения интересов используется и диагноз знаний. При этом учитель исходит из факта, что ученик, интересующийся какой-либо областью знаний, обладает здесь относительно большими знаниями. Так, например, диагноз предварительных знаний используется и в целях изучения интересов учащихся. Некоторую информацию получает из целенаправленных повседневных бесед, наблюдений и из сочинений, написанных на специально подобранные темы.  Информацию о мотивации даёт также само выполнение индивидуализированных заданий, в особенности в тех случаях, когда учащийся имеет возможность выбирать между различными заданиями.

От характера и направленности познавательных интересов школьников зависит выбор учителем содержания учебного материала.

Вот некоторые пути индивидуализации при учете характера познавательных интересов учащихся  на примере обучения математики

Если у учащихся познавательный интерес является стержнем по отношению к другим дисциплинам естественного или гуманитарного циклов, то для них в качестве мотивационных создаются ситуации, разрешение которых, во-первых, требует знаний из интересующих их областей, а во-вторых, дает способ решения новых видов задач из этих областей.

Так, учащимся, у которых познавательный интерес проявляется в области исторических наук, учитель предлагает творческие самостоятельные работы, связанные с историей открытия того или иного факта. Например, при изучении величин она предлагает подготовить сообщения по следующим темам: «Старинные меры длины», «Русские меры веса», а при изучении нумерации – «Из истории чисел», «Как люди научились считать».

Учащиеся, больше других интересующиеся естественными науками, с удовольствием решают задачи, требующие разнообразных естественнонаучных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....