Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения учебной мотивации
проект на тему
Проектная деятельность в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_povysheniya_uchebnoy_motivatsii.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и второе - формирование у детей мотивации к обучению. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которой в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования отводится особое место.
Основные цели нашей работы, проектной деятельности, можно сформулировать следующим образом:
- формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству
- выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
- развитие умения связывать изучаемый предмет с другими предметами
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
- пропедевтика научно-исследовательской деятельности
- обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
- поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
- активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.
Исходя из поставленных целей, решаем следующие задачи задачи:
- - воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;
- – готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
- – развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- – овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
- – развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов,
- – пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
- - Обучение планированию;
- - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- - Умение анализировать;
- - Умение составлять и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
- - Формировать позитивное отношение к работе.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая цель, методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта, для выполнения которого выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.
Реализация проектной деятельности происходит как в урочной , так и во внеклассной деятельности, в форме монопроектов и межпредметных проектов. Монопроект – проводится в рамках одного предмета; межпроектный – затрагивает 2 – 3 предмета. Надпредметный – выходит за рамки учебных предметов, достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить достаточно сложную проблему.
По количеству участников:
- индивидуальные,
- парные,
- коллективные (3 человека и более).
По времени:
- краткосрочные,
- полугодовые,
- годовые.
Составляющие проекта:
- постановка определенной цели;
- планирование предстоящей работы.
- решение исходной проблемы;
- создание проектного продукта;
- письменный отчет о ходе работы;
- проведена публичная защита проекта.
Доминирующая деятельность
- Исследовательская
- Поисковая
- Творческая
- Ролевая
- Практико-ориентированная
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.
Ни для кого не секрет, что школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. А учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Поэтому проектная деятельность в начальных классах – это в основном творческие проекты.
Творческие проекты – в отличие от исследовательских предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результатом могут быть: поделки (игрушки, книги, рисунки, плакаты, сочинение, видеофильм, открытки, макеты, фильм и т.д.); мероприятия (спектакли, игра, праздник, экспедиция, викторины и т. д.);
Ещё одной особенностью организации проектной деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Задачи учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
В процессе работы над проектами у учащихся формируются следующие умения:
1)Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2)Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3)Навыки оценочной самостоятельности.
4)Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5)Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6)Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Предполагаемые результаты:
- Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
- Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
- Умение планировать работу над проектами;
- Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
- Умение доводить начатое дело до конца.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее решить множество задач по развитию и воспитанию личности учащихся.
У меня накопился некоторый опыт, которым хотелось бы поделиться со своими коллегами, особенно с молодыми учителями, тем самым подтолкнуть на новые идеи в своей проектной деятельности.
В силу психологических особенностей детей данного возраста - это прежде всего проектно-творческая деятельность учащихся, которую мы использовали в урочное время и во внеучебной деятельности. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектно - исследовательской деятельности.
Проектные работы могут быть индивидуальными, самостоятельно выполненными или с непосредственным участием родителей, и групповыми. Различаются проекты и по временным затратам: от одного урока до полугода и более. Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний. 1 – 2 класс – это простые, в 3 – 4 классах учащиеся будут выполняют более сложные проекты. Это могут быть практико - ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. В 4 классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, ведется работа над умением делать осознанные и развернутые рассуждения, обобщение и выводы.
Проекты могут быть выполнинены как в бумажном виде, так и с использованием компьютерных технологий. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
Темы детских проектных работ обычно выбирают из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Откуда взять темы для проектов? 1) Это nachalka.seminfo.ry (В разделе «Надпредметные курсы» ) 2) Это темы, которые нам предлагают авторы учебников (УМК «Школы России») 3) Личное творчество и фантазии учителя и учащихся.
Творческие проекты, информационные проекты:
Приведу несколько примеров проектов, которые мы выполняли вместе с ребятами.
- С целью знакомства учащихся друг с другом в первый день в школе выполняем Проект «Бейджик» (1 урок, индивидуальный).
- Проект «Я умею» (1 урок, индивидуальный) – дети рассказывают о том, что они уже умеют придя в школу. Цель: повышение самооценки и учебной мотивации.
- Проект «Дерево в осеннем убранстве» (1 урок, коллективный) – при изучении темы «Осень», проект имеет и учебные и воспитательные цели.
- Проект «План класса» (3 урока, коллективный) – не только развивает умение ориентироваться в пространстве, но и помогает выявить степень адаптации ребенка в школе. Заложить основы детского коллективизма.
- Проект «Дружба» (1 урок, коллективный)
- Проекты с использованием информационных технологий (работа на Масвоок): Проект «Открытка ко Дню Победы» ( 1 урок, индивидуальный)
«Открытка к 8 Марта» (1 урок, парный).
Проекты с элементами поисково – исследовательской деятельности.
- Проект «Моя малая родина» . Дети рассказывают о своей малой родине (проводят небольшое исследование с помощью родителей о том месте, где они родились, росли). Это и Рязанская обл., и Московская обл., и Липецкая обл. Большинство, конечно, из Москвы, Ново-Переделкино, поэтомуэтому проекту было дано продолжение: исследовать район, сфотографировать какой – либо объект, изучить его историю и в ПервоЛого создали электронную книгу «Достопримечательности нашего района».
- Проект «Моя семья»
Урок Окружающего мира «Моя семья» не может не подтолкнуть к созданию проекта «Генеалогическое древо семьи». Дети с помощью родителей проводят небольшое исследование в области биографии, совместно создают проект. Объект исследования – учащиеся и их семьи. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков.
- ОМ: Проект «Богатства, отданные людям». Изучить факты биографии известных личностей, передать свои знания о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим.
- ОМ: Проект «Школа кулинаров». Дети проводили свои исследования в области здорового питания и пробовали себя в роли кулинаров.
- Проект «По страницам детских журналов». Сначала на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с разнообразием детских журналов, каждый ученик готовит проект «Мой любимый журнал». Затем я предложила ребятам попробовать себя в роли автора журнала, дизайнера и создать обложку своего журнала. Кто-то разработал только обложку, кто-то увлекся и создал несколько страниц своего журнала.
- Проект «Волшебная сказка». На уроках литературного чтения мы читали волшебные сказки, определяли признаки волшебной сказки, затем пробовали сочинять свои волшебные сказки. На этом не остановились. Мы организовывали тематические выставки книг, изучали элементы книги. После чего создавали свои книги с собственносочиненными волшебными сказками. По итогам проекта устроили выставку своих книг.
- С целью познакомить детей с многообразием профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека и воспитать уважительное отношение к людям разных профессий мы создали «Азбуку профессий». Затем в ПервоЛого книгу загадок о профессиях и игру «Найди лишнее». В завершении проекта ребята написали сочинения «Кем я хочу быть».
- В ходе проекта «В гости к Осени» учащиеся совершенствуют общеучебные умения и навыки: работают со справочной литературой, наблюдают природные явления, знакомятся с художниками, поэтами, пишут сочинения, проводят экскурсии, изготовляют поделки из природного материала, тем самым расширяют кругозор и формируют коммуникативные навыки. В заключении проекта был проведен праздник для родителей «Прощание с Осенью».
- Проект «Будь природе другом». Это серия экологических проектов, в процессе которых учащиеся учатся выяснять, как деятельность человека влияет на окружающую среду. Это моделирование экологических знаков, письма в школьную газету о том, как можно помочь животным зимой, рассказ о своих добрых делах по отношению к природе.
- Проект «Красная книга». Мы создали «Красную книгу Москвы», В ходе выполнения проекта дети учатся извлекать информацию, готовить рисунки и фотографии, учатся узнавать представителей растительного и животного мира Москвы, понимать зависимость жизни человека от природы, а также учатся презентовать свою страницу и оценивать свои достижения в выполнении проекта.
- Проект «Лесная аптека». Мультфильм про муравья (2 мин.), который заболел, а другие животные приносили ему различные дары леса. Лес – аптека, которая может вылечить не только муравья, но и человека.
- Проект «Колобок». Виды деятельности проекта: 1 класс - знакомство со сказкой на уроках ОГ, на уроках технологии - лепка героев, и создание мультфильма (3 мин.). В 3 классе мы поставили спектакль «Приключения Колобка» для первоклассников. Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма.
- В продолжении темы «Времена года», Проект «В гости к зиме». Это индивидуальные проекты, в процессе которого на уроках ОМ мы знакомимся с сезонными изменениями в природе, затем на уроках чтения пишем сочинение «Зима – мое любимое время года». Затем создаем фильм в программе iMovie. (1 мин)
- И последний проект, о котором я хочу рассказать это «Азбука», созданный с целью закрепления знаний букв русского алфавита, знакомства с использованием алфавита в окружающей жизни, осознания необходимости знания алфавитного порядка букв, развития интереса к изучению русского языка, литературы, а также развития творческих способностей. В процессе работы были созданы индивидуальные веселые «Живые азбуки» для дошколят. Работая в группах, дети конструировали буквы из конструктора и из своего собственного тела. В программе ПервоЛого каждый создал Проект своей страницы Азбуки. В завершении проекта был проведен праздник для родителей «Прощание с Азбукой». Для которого я создала клип, включающий все виды работы, который был на празднике показан и родителям и детям.
Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они стали проявлять инициативу, учатся мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.
Учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
5. повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний, т.о. повышается мотивация учащихся к учению.
Я буду продолжать начатую работу, буду искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Надеюсь, представленный материал показался вам полезным и породил новые идеи для новых проектных работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение логопедических праздников в начальной школе, как средство повышения учебной мотивации
Как создать и поддержать интерес детей к правилам грамматики русского языка, развивать фонематические процессы и коммуникативные навыки, не усаживая их за парты? Об этом в следующей публикации : "Орга...
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»
Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
Презентация "Проектная деятельность в начальной школе, как средство формирования универсальных учебных действий "
Как разработать и провести проект в начальной школе....
Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять....