Значение подвижных игр в группе продленного дня
статья по теме
С сожалением приходится отмечать некоторую тенденцию к тому, что детей все больше загружают умственной работой, оставляя все меньше времени на физическое развитие. Дети непоседливы, особенно школьники начальных классов. Естественная биологическая потребность растущего организма в активном движении составляет не менее двух часов ежедневно. Малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний, поэтому не стоит пренебрегать любой возможностью, чтобы помочь им овладеть новыми умениями и навыками. Только все это надо делать весело и интересно, а что может быть интереснее для ребенка, чем игра.
Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_podvizhnykh_igr_v_gpd.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение подвижных игр в группе продлённого дня.
Булыгина Елена Михайловна
воспитатель группы продленного дня
ГБОУ СОШ №139 Санкт-Петербурга
В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.
Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.
С сожалением приходится отмечать некоторую тенденцию к тому, что детей все больше загружают умственной работой, оставляя все меньше времени на физическое развитие. Дети непоседливы, особенно школьники начальных классов. Естественная биологическая потребность растущего организма в активном движении составляет не менее двух часов ежедневно. В дошкольном возрасте дети удовлетворяют эту потребность достаточно полно. Придя в школу, будучи вовлеченными в строго регламентированный процесс обучения, 85—90 % времени проводя за партой, дети безусловно страдают от недостатка физической нагрузки. В результате малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний, поэтому не стоит пренебрегать любой возможностью, чтобы помочь им овладеть новыми умениями и навыками. Только все это надо делать весело и интересно, а что может быть интереснее для ребенка, чем игра.
В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития. На протяжении пребывания ребёнка в группе продлённого дня происходит формирование личностных качеств, осуществляется процесс социализации, формируются общепринятые жизненные навыки. А поскольку дети начальной школы направлены на игру, оптимально осуществлять педагогическое влияние помогают игры и игровые ситуации. «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходить в первую очередь в игре», - говорил А. С. Макаренко.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой деятельности. Феномен игры изучали философы и социологи: Платон, И. Кант; психологи: Ж. Пиаже, З. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, и др; педагоги и методисты: К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, и др.
Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.
Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Я.А. Каменский писал в «Великой дидактике»: «Чтобы побуждать стремление к знанию, прежде всего сам метод по необходимости должен быть естественным. Кроме того, чтобы способности пробуждались этим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы ни было серьезно, преподавалось дружески и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч и басен» (Каменский 1981: 124-125).
Исследователи игры видят много положительного в применении ее в воспитательном процессе. Игра – непременный спутник детства. Она даёт возможность ребёнку познать мир, учит общению, способствует физическому развитию, обогащает интеллектуально, создаёт жизненный положительный эмоциональный фон. Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать
свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные,
музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они очень нужны и по-своему полезны детям. Но особое место занимают подвижные игры.
Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.
Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.
Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)
Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей.
Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.
Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.
Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.
Необходимый подбор игр для детей младшего школьного возраста обеспечивает правильность общего развития и роста ребенка. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач.
Подвижные игры можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.
К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий ( «Охотники и утки», «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч»)
Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой ( спортивные игры по упрощенным правилам).
Третья группа игр –игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой).
Младший школьный возраст( 1- 4 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа перебежек («День и ночь», «Вызов номеров», и др.). У школьников в этом возрасте преобладает предметно образное мышление. Игры носят сюжетный характер, представляя участникам возможность драматизации, проявления творческой активности.
Для детей каждая встреча с игрой — это праздник. А вот будет ли этот праздник ярким и веселым, зависит от педагога, организатора, их профессиональной подготовленности, эрудиции, компетентности, от того, насколько будет проявлена инициатива и творчество с их стороны. Учитель должен владеть умением воспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого участника игры давали возможность проявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу. Игра является методом физического развития детей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования педагогического мастерства самого учителя. От умения руководителя «подать» игру, создать настроение, объяснить и провести ее с занимающимися зависит эффект, который предопределяет педагогической задачей.
От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Список литературы
1. Газман О.С. О понятии детской игры/ Игра в педагогическом процессе – Новосибирск, 1989.
2. Каменский Я.А. Великая дидактика/ Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М:Просвещение,1981.
3. Карпова Е.В. Дидактическая игра в начальный период обучения. – Ярославль, 1997.
4. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. – Педагогические сочинения. М.,1959, т.6.
5. Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие – М.:Педагогика, 1984
6. Минскин Е.М. 'Игры и развлечения в группе продленного дня' - Москва: Просвещение, 1983 - с.192
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000.
8.Подвижные игры Л.В. Былеева, И.М. Коротков. "Физкультура и спорт". 1982г.
9.Спортивные и подвижные игры. П.А. Чумакова "Физкультура и спорт". 1970г.
10. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – М.: Просвещение, 1981.
11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 1950.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры, - 2-е изд. – М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....
Статья " Подвижные игры в группе продленного дня"
Подвижные игры в группе продленного дня Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 147 , Красногвардейского района ...
Подвижные игры в группе продленного дня и здоровье детей.
актуальность подвижных игр и программ здоровьесбережения....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня. Подвижные игры» воспитателя группы продленного дня МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3» Чамзи
Игровая деятельность служит основой для нормального роста и развития ребенка младшего школьного возраста. Игра может быть средством самопознания,...
Статья: Использование подвижных игр в группе продленного дня и внеклассных занятиях
Данный материал может помочь организовать прогулку в группе продленного дня или организовать игры на внеклассном мероприятии в начальной школе....
Подвижные игры в группе продленного дня
Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным ...