Преемственность в организации форм работы на уроке.
статья на тему

Зиновьева Татьяна Александровна

В материале затрагивается тема о сложностях перехода учащихся из начальной школы в 5-ый класс. Эти трудности возможно преодолеть соблюдая преемственность в работе учителя начальной школы и учителей среднего звена. Там где соблюдается преемственность в организации форм работы на уроке, процесс формирования готовности учащихся к средней школе идёт более успешно.Далее рассказывается о формах обучения, которые могут применятся в начальной школе, а затем и в среднем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_v_organizatsii_form_raboty_na_uroke.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему

Преемственность

в организации форм

работы на уроке

Подготовила:

 учитель начальных классов

 Зиновьева Т.А.

г. Магнитогорск.

Переход ребёнка из начальной школы в 5 класс нередко влечёт за собой снижение его успеваемости, ухудшение психического самочувствия, потерю интереса к учёбе. Трудности ученика обусловлены его готовностью (или неготовностью) продолжить успешную учёбу в изменившихся условиях. Школа в первую очередь заботится о дидактической готовности школьников и педагогов к участию в учебном процессе. Преемственность между начальной и основной школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приёмам и организационным формам учебно-воспитательной работы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае если учитель хорошо представляет себе «вчера, сегодня, завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников, конкретного класса.

Там где соблюдается преемственность в организации форм работы на уроке, процесс формирования готовности учащихся к средней школе идёт более успешно.

В основе всего учебно-воспитательного процесса (как в начальном, так и в среднем звене) лежит коллективный способ обучения, осуществляемый во всех учебных заведениях посредством четырёх форм: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. Все традиционные системы обучения (классно-урочная, лекционно-семинарская) и все новаторские предложения осуществляются посредством этих форм организации.

При организации различных форм работы на уроке учитель начальных классов прежде всего опирается на психологические и физиологические особенности учащихся начальных классов. В начальный период обучения у учащихся преобладает произвольное внимание, запоминание и наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учитывая эти особенности учитель начальных классов всегда старается разнообразить свой урок различными формами работы на уроке. (играми, загадками, наглядными пособиями, ярким раздаточным материалом) Учитывает ли эти особенности учитель среднего звена? Отсюда порой и сухость урока, его лекционный характер. И как следствие у учащихся утрачивается интерес к учёбе.

В знаменитой книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть глава которая называется «Что такое начальная школа?». В ней великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, к одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития ребёнка зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордится созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой – такой мой идеал».

Младшие подростки на уроках в 5-х классах ждут занимательности, игр, сильных переживаний, творческих заданий, уроков-путешествий, сказок, сюжетных уроков.

Преодолим ли этот барьер разногласий в организации форм работы на уроке в начальной школе и затем в среднем звене? Конечно же преодолим, если учителя начальных классов и среднего звена работают согласованно, над центральной проблемой обучения «Развитие индивидуальности и творческой активности учащихся». Один из способов решения этой проблемы – коллективные формы организации обучения. К ним относятся обучение учащихся в динамических парах или парах сменного состава. Такие коллективные занятия, протекающие в атмосфере согласованного взаимодействия учащихся, позволяют обмениваться продуктами деятельности, а также осуществлять постоянную смену позиций «учитель-ученик», что обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность. Освоение коллективной работы начинается с учащимися с 1 класса, их учат работать в  постоянных парах. В этот период дети проверяют друг у друга домашнее задание, или задания аналогичные им по русскому языку, математике, чтению. Во 2-м классе ребята составляют задачи, числовые выражения, решают их дома. После проверки задания используются как карточки. Затем идёт работа в постоянных парах. дети читают задания друг другу или обмениваются карточками. Выполняют задания, затем выслушивают ответы. После работы в парах можно переходить к работе в 4-х. В результате каждый ученик выполняет по 4 задания.

После работы в постоянных парах возможен переход к работе в парах сменного состава, для подготовки к такой форме урока учащиеся для начала меняются вариантами по рядам или проводят игру «ручеёк». Один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

В 3 – 4-х классах приемлема работа в парах сменного состава, с дифференцированными группами (по способностям), уроки-тренинги. В 3 -4  классах работа в парах сменного состава применяется для закрепления изученного и для отработки вычислительных навыков . Ребята составляют пару по желанию . Свободный ученик поднимает руку  и находит себе пару . Объём заданий , выполняемый каждым учеником , зависит от количества учащихся в классе . За правильный ответ ставят соседу плюс и отмечают в сводной ведомости на доске . Темы для работы в парах сменного состава в 3 классе : «Табличное умножение и деление» , « Задачи на величины» Задачи на нахождение периметра и площади», Деление с остатком», « Уравнения», «Порядок выполнения действий», «Сложение и вычитание столбиком», «Умножение на однозначное число», «Деление на однозначное число», «Умножение на двузначное число», «Формулы», «Умножение на трёхзначное число».

При закреплении и применении знаний возможно использование вариантно-групповой дифференцированной самостоятельной работы. Для самостоятельной работы даётся 4 варианта .После ознакомления с вариантами самостоятельной работы , учащиеся обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Путь избранный учеником  не только характеризует его возможности ,но и заставляет ребёнка пережить чувство удовлетворённости от того ,что он выполнил работу , по содержанию равнозначную работе своих товарищей. За сильными тянутся и другие  дети. Таким образом, задания для самостоятельной работы строятся при дифференциации на уровне возможностей учащихся. Такая организация работы на уроке значительно повышает интерес к учёбе и качество  знаний.

Эти формы работы можно применять на уроках в любом классе, чередовать с общеклассной (фронтальной) формой работы и индивидуальной (работа по перфокартам и карточкам).  Такие формы работы развивают детскую самостоятельность, умение рассуждать, выполнять практические действия, способность ориентироваться в новой ситуации, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказать свою точку зрения, независимую  от других. Все эти показатели продуктивности учения пригодятся достичь успехов в учёбе, не растеряться в 5-м классе.

Примеры организации различных форм работы на уроках в 3-м кл.

  1. Вариантно-групповая дифференцированная самостоятельная работа по русскому языку по теме: «Части речи».

Фрагмент урока.

1 вариант.

Укажите к какой части речи относятся слова в каждой группе:

земля                        хороший                        бегает                        он

ребята                        сильный                        спит                                я

сапоги                        красный                        играет                        мы

кот                        большой                        стоят                                вы

2 вариант.

Запиши слова в 4 столбика. Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.

Ученик, от, последний, снег, светит, к, подснежник, яркий, ягода, первые, тает, на.

3 вариант.

Спиши предложения , вставляя пропущенные буквы.Укажи какой  частью речи являются слова.

Л .са  хв .стом зам .ла сл .ды и уб .жала от с .бак. Вот норка тут ж .вёт ёж .к. Тёплые лучи со .нца разбудили зв.рька.

4 вариант.

Составить предложение из слов. Указать какой частью речи являются слова.

Грибами, дождя, в, лесу, после, пахнет. В, краснеют, траве, мухоморы. Лисички, лесных, полянах, на, золотые, показались.

Математика 3 класс .Фрагмент урока по повторению и закреплению правил о порядке выполнения арифметических действий в математических выражениях.

1 вариант.

Найди значение выражений, обозначив порядок действий.

350 : 7 +46 +8 =

94 -4 + 30 :6=

70 *8 + 60 *5=

2 вариант.

Найди значение выражений устно и запиши ответ.

360 :6 *5 -450:(25*2) – 70 *6:3=

3 вариант.

Сконструируй примеры, реши их ,предварительно обозначив порядок действий.

[] * []- [] + [] :[] =

[] -  [] * [] + [] + [] *[] =

4 вариант.

Восстанови правильную запись математических выражений, соответствующую их значениям.

540 -360:2+7= 430

24 :3*8-7*0*1+8:1=9

                                                                                                                                

        

        

        

        

        

        

        

Литература:

журнал «Начальная школа» №5, 2000 г. №10 1999 г. №10 1997г. №12 2000г.

газета «Начальная  школа» №13 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...

Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников

Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...

организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская)

       Групповую работу – одну из форм организации деятельности учащихся, можно рассматривать как разновидность коллективной работы. Работа в группах и коллективе способс...

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе...

Формы работы на уроке. Организация парной работы.

Парная  работа как эффективная форма организации учебного процесса для детей с нарушениями зрения. Н.Н. Гусева, учитель начальных классов МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127, города Челябинска....

Организация коллективной формы работы на уроках русского языка

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы, работа в парах(технология индивидуально-оиентированной системы обучения А.А.Ярул...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...