Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД у младших школьников
учебно-методический материал на тему

Никитенко Зоя Борисовна

Формы работы с обучающимися и виды заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД у обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД у младших школьников

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

  • коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
  • коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
  • коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия  служат средством передачи информации другим людям и становлению рефлексии).

К коммуникативным УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

 Основной задачей образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. При этом очень важны такие формы работы:

  • организация взаимной проверки заданий,
  • взаимные задания групп,
  • обсуждение участниками способов своего действия,
  • учебные игры, соревнования,
  • работа в группах.

Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.

 Чтобы школьник научился работать не только в индивидуальном, но и групповом, коллективном режиме необходима организация рефлексии по окончанию работы в группах. При этом рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться как в индивидуальной, так и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

 Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

 -делало её более эффективной;

 -тормозило выполнение задания;

 -не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе.

 На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

 -учет позиции собеседника, взаимопонимание, сотрудничество (коммуникация как взаимодействие);

-согласованность действий, соблюдение ролей (коммуникация как кооперация);

 -обмен информацией (коммуникация как условие интериоризации);

 -были равномерно задействованы все уровни.

 Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

 -недостаток информации,

 -недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.),

 -трудности в общении.

 Какой стиль общения преобладал в работе?

 -ориентированный на человека,

 -ориентированный на выполнение задания.

 Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

 -в группе сохранилось единство и партнерские отношения,

 -единство группы в ходе работы было нарушено.

 Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

 -лидер, выдвинувшийся в ходе работы,

 -нежелание наладить контакт большинства участников группы,

 -непонимание задачи, поставленной для совместной работы,

 -сама задача оказалась неинтересной, трудной.

         

Задания для детей на уроках сопровождаю инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ».        

 Для формирования умения задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них использую задания с постановкой вопроса:

Задача: Лена нарисовала 3 рисунка, а Таня – на 2 больше.

Поставь вопрос и реши задачу.

 

Задания, развивающие связную речь детей:

-Творческое списывание. Творческое списывание, прежде всего, должно быть осознанным. Осознанным оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказывать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами. Творческое списывание обычно усложняю  заданиями, связанными с развитием речи. В ходе работы над текстом предлагаю детям подобрать  пропущенные слова, провести орфографический разбор, затем списать текст. Например: Наступила... зима. Выпал... снег. Он покрыл... землю, деревья, крыши домов (и т.д.).

-Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. Творческий диктант с введением в него требуемых заданием орфограмм близок к творческому списыванию. При творческом диктанте учащиеся текст воспринимают на слух, после чего, тут же, чтобы не отстать от класса, дети подбирают нужное слово для вставки. Например: Было (жаркое, знойное) лето. Иван шёл по (зелёному, пёстрому) лугу. Вдруг в (высокой, сочной) траве он увидел (маленьких, слабых) зайчат, (и т.д.) (Слова в скобках - дети подбирают сами).

-Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность и связь. Для свободного диктанта необходим сюжетный текст.

Как известно, урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение.

Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочные изложения является, на мой взгляд, связующим звеном между изложением и сочинением. Преимущества выборочного изложения можно сформировать следующим образом:

1.  учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на той части текста, которая на данном этапе обучения наиболее интересна (описание природы, человека, обстановки);

2.  значительная  экономия  времени,  т.к.   воспроизводится  не   весь текст.

Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объём и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.

Одной из важнейших задач являются следующие  задачи:

- пробудить у детей желание написать  увиденное, услышанное, прочитанное;

- научить без боязни делиться своими переживаниями и чувствами;

- развивать желание описывать красоту окружающей природы, красоту человека;

- приобщать детей к миру прекрасного.

-Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько в нём нашли отражения его чувства, мысли, восприятие им описанного. И чем раньше начинается эта работа, тем быстрее осуществится продвижение учеников в общем, развитии. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Подготовка к написанию сочинения начинается задолго до этого. Дети ведут специальную тетрадь по развитию речи. Учащиеся выписывают отрывки из стихов, работают с текстами на тему сочинения, наблюдают, собирают иллюстрации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Это очень важно, чтобы до написания сочинения дети уже работали над отдельными словами, предложениями.

При обучении написанию сочинения особое внимание уделяю подготовительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

1.   создание речевой ситуации.

Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдения, обсуждение задач и условий ситуации;

2. предварительная подготовка.

Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию средств.

3.   написание сочинения.

Также на уроках русского языка использую следующие виды заданий:

Тема урока: «Текст. Тема текста».

Цели этапа урока – формирование у детей общего понятия о тексте, умения озаглавливать текст и определять его тему.

Работая в парах, дети восстанавливают деформированные предложения с опорой на сюжетные рисунки

Восстановите деформированные предложения:

1.Цветами, луг, зарос, яркими.

2.Две, обезьяна, горсти, несла, полные, гороху.

3.Зайчишка, под, бедный, кустом, спрятался.

4.Паровоз, Юре, купили, новый.

5.Котёнок, по, клубок, катал, комнате.

- Что получилось у вас? (Предложения.) Докажите.

На доске записан текст:

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала 20 горошинок. Она принялась поднимать их и просыпала все. Тогда она рассердилась, разбросала весь горох и убежала. (Л.Н.Толстой.)

- Сравните составленные предложения и то, что вы сейчас прочитали.

- Что будет являться текстом? Почему?

- О ком говорится в каждом предложении?

- Связаны ли они по смыслу между собой?

Вывод. Предложения, записанные на доске, объединяются тем, что

рассказывают об одном (связаны по смыслу) или говорят, что предложения объединяются темой, значит, это текст. Определяется тема текста. Тема соединяет все слова, предложения в единое целое.

- Можно ли придумать заголовок к тексту? Заголовок связан с темой

текста.

- А в составленных предложениях?

- В чём отличие предложений от текста?

Тема: «Последовательность предложений в тексте. Главная мысль

текста».

Цели этапа урока – формирование умения определять главную мысль текста; введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

Работа с текстом. (Текст распечатан)

Никита-охотник.

Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.         (По Е. Чарушину)

- Легко ли было читать текст? Почему?

- Как можно показать, что предложение кончилось?

- Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?

Предлагаю поработать в группах и разрешить проблему: можно ли

данную запись назвать текстом? Что главное хотел сказать нам автор? Это основная мысль текста. Понять текст – значит, понять его основную мысль.

Дом белый, а крыша у него розовая. Вот наш дом. Он большой. Они

как мачты на сказочном корабле. На крыше антенны. Такой корабль я видел на картинке.

- Можно ли эту запись назвать текстом? Почему?

- Восстановите текст. Озаглавьте его.

- Что еще узнали о тексте?

Вывод. Предложения в тексте имеют определенную последовательность.

Дидактический материал «Использование синонимов в связной речи» к урокам русского языка в 3 классе по теме «Прилагательные – синонимы».

Про воробьев.

Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая.

На крыльце спал... рыжий кот (толстый, пузатый, полный, пухлый,

упитанный* жирный). Воробьи принялись искать... место для гнезда

(удобное, подходящее). Выбрали... щель под крышей сарая (широкую,

просторную). Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое

яичко — ... , все в розовато-бурых пестринках (маленькое, небольшое, малое, крошечное, крохотное, малюсенькое). Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть… яичек (драгоценных, любимых, дорогих, ценных). Ветер поднял ... гнездо и скинул его с крыши на землю (лёгкое, воздушное, невесомое).

(В. Бианки)

На уроках литературного чтения применяю технологию продуктивного чтения, которая помогает  формировать умение вести диалог с автором, высказывать свое предположение, проверять правильность своей позиции относительно прочитанного.  

С целью формирования вычитывания всех видов текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную)  использую следующие задания:

Подготовь устный рассказ о главном герое по плану:

А) Возраст

Б) Внешность

В) Черты характера

Г) Его отношение к другим героям произведения

Д) Отношение других героев к главному герою

Е) Твое отношение к главному герою

Какие черты характера у ___________ (обведи нужное)

Важный, добрый, самоуверенный, злой, любознательный, мудрый, глупый, ответственный, безответственный. (сравни сой выбор с соседом по парте, обменяйтесь карточками)

                              В. Берестов «Честное гусеничное».

Задание: определи главную мысль.

1. Нужно обязательно держать свое честное слово.

2. Природа способна творить чудеса.

3. Человек не сразу может разглядеть красоту природы.

Задания, направленные на развитие читательских умений:

-Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста;

-Закончи предложение;

-Объясни, почему автор называет хвостик Кота в сапогах довольно драненьким;

-Укажи порядок предложений в тексте и другие.

Современный младший школьник получает большое количество информации из самых различных источников. Для использования этих сведений в своей жизни ученику необходимы не только знания, но и умение обладать грамотной устной и письменной речью для общения и жизни в обществе.

Задача формирования коммуникативных учебных действий сегодня является очень важной, так как модернизация современной школы направлена на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность российской школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"

В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.

Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Комплекс коррекционно-развивающих заданий и упражнений, направленных на формирование каллиграфического письма у младших школьников с ОВЗ.

Основными причинами каллиграфических ошибок у детей с ОВЗ, являются:  напряжение мышц плечевого пояса, недостаточность развития познавательных процессов, в частности восприятия  (слухового и...