Интерактивное обучение
учебно-методический материал по теме

Южакова Лариса Васильевна

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы  ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интерактивное обучение44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение

               

                                                 «Любой человек может стать Ньютоном, если только  

                                                   яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока  

                                               оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоко»

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы  ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений: – учителя с детьми;

– детей друг с другом; – каждого ребёнка с учителем; – ученика с коллективом.

                В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка «interact» –  находиться во взаимодействии, общаться.

        Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к обучению.  

        Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

– Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

– Повышение познавательной мотивации;

– Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);

– Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;

– Воспитание лидерских качеств;

– Умение работать с командой и в команде;

– Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

17)Общая дискуссия.

18)Общий галдеж.

19)Рисование.

20)Воспроизведение информации.

21)Проектная деятельность.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.

Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

        Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

        Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные  наблюдают и анализируют.

        Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают  на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

«Мозговой штурм» –  основная задача метода сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять.

Ролевая игра – это маленькая сценка, разыгрываемая учениками.

Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Общая дискуссия – целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

«Общий галдёж» – приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

Воспроизведение информации – хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.

Рисование – приём используется с целью развития:

 - наблюдательности

 - навыков совместной работы

 - воображения

Проектная деятельность – Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени. Этот прием может быть использован для  изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей).

2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации).

3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации).

4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта).

Правила управления успехом на уроке

1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.

2. Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся.

3. Благоприятный психологический климат на уроке.

4. Способность учителя удивлять.

5. Любовь к детям.

6. Индивидуальный подход.

7. Умение учителя выдавать домашние задания.

8. Комментирование отметки.

9. Коллективная познавательная деятельность на уроке.

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для  достижения поставленных учебных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Презентация "Интерактивное обучение"

Презентация рассчитана для учителей и студентов....

Из опыта работы «Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения»

Опыт работы по проблеме: "Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения"...

Доклад "Интерактивное обучение"

доклад на тему "Интерактивное обучение"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Предлагаемая разработка представляет собой  описание теоретического  вопроса по проблеме организации уроков в режиме интерактивного обучения, а также систему уроков, проводимых  в услов...

Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»

Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»...

Технология интерактивного обучения - обучение в сотрудничестве

         Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является интерактивная модель обучения. Современная образовательная ситуация в...