Доклад Коптевой Т.И. "Совместная работа родителей и учителя по формированию портфеля достижений обучающихся"
консультация по теме
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфель достижений обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфеля достижений их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-kopteva_t.i.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОРТФЕЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ И СЕМЬЁЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВКЛАДА КАЖДОГО УЧАСТНИКА В СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «СОШ №6 Г.ШЕБЕКИНО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Взаимодействие с родителями
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфель достижений обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфеля достижений их детей.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфеля достижений. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфеля достижений.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфеля достижений родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфель достижений также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфеля достижений, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфелем достижений является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Цель работы родителей с портфелем достижений заключается в оказании обоснованной помощи и участии в разных формах поддержки учебной деятельности их ребёнка.
Рекомендуется поставить перед родителями обучающихся следующие задачи:
— в обязательном порядке посещать назначенные учителем и сотрудниками школы встречи для ознакомления с правилами и подходами при работе с портфелем достижений;
— регулярно контролировать систематическую работу ребенка с портфелем достижений, поощряя его самостоятельность в данной деятельности;
— проявлять интерес к такой работе и отмечать ее важность для ребенка;
— при совместной работе с портфелем достижений общаться с ребенком так же уважительно, как и в других случаях;
— всегда положительно и заинтересованно реагировать на просьбы ребенка помочь в работе с портфелем достижений;
— находить время и возможность совместно (особенно первом и втором классах) обсуждать результаты успеваемости ребенка и пути ее улучшения;
— стараться отвечать на вопросы ребенка просто и понятно, при необходимости обращаться за консультациями к учителю;
— стремиться справедливо оценивать работу pe6eнка с портфелем достижений, а также представленные в нём материалы;
— контролировать сроки и периоды работы, подготовку отчетов по материалам портфеля достижений;
— стараться всю работу, связанную с подготовкой портфеля достижений в период начальной школы, делать совместно с ребенком;
— понимать основные принципы работы с портфелем достижений;
— соотносить методы оценки портфеля достижений, используемые школой и учителем, с содержанием и целями начального образования.
Организация работы учителя с родителями будущих первоклассников
Брошюра содержит необходимый минимум информации для организации самостоятельной работы с портфелем достижений детей и их родителей. Но эта деятельность гораздо шире и многообразнее, чем просто сбор материалов и заполнение страниц брошюры.
Работа с портфелем достижений предполагает определенный уровень знаний и опыта для эффективного использования этого инструмента с целью реального улучшения результатов обучения. Учитель является главным экспертом для родителей в вопросах создания портфеля достижений. Необходимо учитывать и тот факт, что каждый учитель будет выстраивать свои цели, подходы и способы в работе над портфелем достижений. Следовательно, задачи и предложения, с которыми учитель будет обращаться к родителям, могут различаться в каждом конкретном случае.
Вместе с тем при обсуждении работы над портфелем достижений с родителями будущих первоклассников рекомендуется соблюдать некоторые общие правила, в том числе:
Правило 1. Объясните назначение и значимость портфеля достижений для успешной учебы. Если учитель не сможет продемонстрировать свою личную заинтересованность и положительное отношение к технологии портфеля достижений, ему будет трудно привлечь родителей к сотрудничеству в этой сфере. Наиболее выигрышная ситуация здесь у тех учителей, кто имеет конкретный опыт использования портфеля достижений в работе с обучающимися. Можно рассказать о конкретных примерах положительных результатов реального использования портфеля достижений. Очень полезны наглядные образы и понятные схемы. Для этого рекомендуется подготовить компьютерную презентацию, в которую необходимо вставить фотографии лучших образцов реальных портфелей достижений, подготовленных обучающимися (из опыта самого учителя или его коллег), которые родители могут при желании использовать в качестве эталонов. Кроме того, нужны простые и понятные схемы, разъясняющие назначение портфеля достижений в целом и портфеля дошкольника в частности.
Правило 2. Объясните ценность и пользу портфеля достижений для ребенка и его семьи. Все больше современных родителей не остаются безучастными к учебе своих детей. Они хотят влиять на этот процесс и имеют на это право в соответствии с действующим законодательством. Необходимо разъяснять родителям, что работа с портфелем достижений необходима им для понимания реального продвижения детей.
Участие в обсуждении различных заданий брошюры-организатора и критериев их оценки позволит родителям лучше понять, чего должны достичь их дети. Проверяя выполнение детьми заданий, родители смогут оказать им практическую помощь и добиться намеченного результата. Работа с портфолио поможет родителям лучше понять цели учителя и его требования (а также усилия детей в их осуществлении). Начальный период обучения в школе связан с формированием базовых качеств личности, очень ценных для дальнейшего обучения и развития. Поэтому так важно оперативное взаимодействие семьи и учителя. Вовлеченность семьи в работу с портфелем достижений дает возможность родителям заметить даже незначительные проблемы у ребенка в освоении результатов программы начального образования и оперативно принять меры.
Правило 3. Объясните роль портфеля достижений при поступлении в школу. Современная российская начальная школа не требует при поступлении в нее ребенка наличия у него специальных предметных умений и навыков. Однако необходимо учитывать, что стартовые возможности при всех других равных условиях определяют дальнейшие образовательные траектории. Поэтому содержание портфеля дошкольника является средством оценки его стартовых позиций.
Портфель достижений является также отражением очень точной цели, к которой ребенок (вместе с семьей и специалистами дошкольного образования) должен прийти.
Для примера: обсудите с родителями такую цель, как формирование навыка самостоятельно одеваться. В процессе обсуждения обязательно выяснится, что у одних уровнем достижения данного навыка будет самостоятельное надевание ребенком обуви, у других — только верхней одежды, а у третьих — полное овладение данным навыком. Посоветуйте родителям обсудить это достижение с ребенком, определить критерии оценки и вместе с ним найти способы достижения более высоких уровней овладения навыком. Это будет началом процесса самооценки и самоанализа. Поэтому можно говорить о важности работы с портфелем достижений и как со средством оценки, и как с организатором деятельности дошкольника.
Правило 4. Объясните роль портфеля достижений при подведении итогов обучения в начальной школе.
Родители должны ясно понимать, что портфель достижений является частью итоговой оценки, закрепленной нормативными документами, в первую очередь ФГОС начального общего образования. В некоторых случаях портфель достижений является единственной формой отображения достижений обучающегося. Например, классный журнал установленного образца не позволяет фиксировать прогресс обучающегося при выполнении одной и той же работы, использовать аудио- и видеоприложения выступлений и многое другое.
Родители должны знать и понимать примерный перечень личностных, предметных и метапредметных результатов, которых их ребенок должен достичь к концу обучения в начальной школе. Это может быть отражено на сайте школы, в памятках для родителей, а также в структуре портфеля достижений.
Все перечисленные задачи поддерживаются заданиями в брошюре-организаторе, которую удобно использовать для демонстрации важности и пользы портфолио, для формулирования первых заданий для школьников (в выполнении которых им могут помочь родители), для разъяснения основных подходов к организации самоконтроля, самооценки и самоанализа своей школьной и учебной деятельности детьми.
Важно создать систему обратной связи с родителями при работе с портфеля достижений. Для этого можно использовать электронную почту, дневник обучающегося, дневник работы с портфелем достижений (специальную тетрадь с графами самоконтроля для обучающегося, для записей учителя и для вопросов и предложений родителей), плановые встречи и выделенное в недельном графике учителя время для внеплановых встреч. Работа с портфелем достижений в этом контексте является поводом и основанием для конструктивного обсуждения родителями и учителем уровня достижений ребенка.
Нельзя использовать портфель достижений для формального ранжирования детей: «лучший — худший». Портфель достижений отражает движение каждого обучающегося к своему уровню образовательных достижений. Использование портфеля достижений для формального ранжирования может негативно сказаться на его восприятии обучающимся и родителями, снизить его ценность и в результате превратить его подготовку из интересного и полезного дела в рутинную и бессмысленную «обязаловку». Это утверждение не противоречит предложенной ранее идее создавать стенды, на которых отражается работа обучающихся с портфелем достижений. Речь идет об отражении индивидуальных достижений, которые сравниваются с предыдущими достижениями одного и того же обучающегося, т. е. отражают его личный прогресс. Это полностью удовлетворяет общей идее портфеля достижений.
Памятка для ученика по ведению портфеля достижений
1. Начни свою работу с портфелем достижений с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфеля достижений – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфеля достижений аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфель достижений должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфеля достижений в хорошем настроении!
Памятка для педагогов по ведению портфеля достижений
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфеля достижений (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфеля достижений не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфеля достижений педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфель достижений.
7.Страницы портфеля достижений должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфель достижений», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
КОПТЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о портфеле достижений обучающихся
Портфолио (или портфель) - один из способов организации накопительной системы оценки,формирования папки индивидуальных достижений. Опыт работы в данном направлении можно увидеть в Положении....
Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...
портфель достижений обучающегося начальных классов
Презентация "Портфель достижений обучающегося начальных классов" раскрывает основные положения для оформления и составления Портфеля в сответствии с ФГОС...
Обобщение опыта работы. Доклад "Воспитание учащихся-это совместная работа педагогов,родителей и самих учеников."
quot;Самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его у...
Совместная работа логопеда и учителя по коррекции дисграфии
К сожалению, в последнее время специалисты констатируют значительный рост числа детей, испытывающих затруднения в процессе обучения.чем же обусловлены эти затруднения? Неустойчивость внимания, н...
Доклад на заседание ШМО начальных классов. Тема:«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению».
Ни для кого ни секрет, что у одного и того же учителя бывает разный уровень знаний и умений учеников, так как учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот ж...
Приложение к справке_ Анализ работы учителя.Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о результатах профессиональной деятельности педагога. 2018- 2022
Приложение к справке_Анализ работы учителя Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о ре...