ИКТ как компонент междисциплинарного подхода в начальном обучении.
методическая разработка на тему
В работе определена роль, место и целесообразность применения информационного компонента в реализации междисциплинарного подхода в педагогической практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kak_komponent_mezhdistsiplinarnogo_podkhoda_v_nachalnoy_shkole_2.docx | 705.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа - интернат № 64»
ИКТ как компонент междисциплинарного подхода
в начальном обучении
Выступление на методическом объединении
Ерофеева Наталья Николаевна
Прокопьевск 2013
Оглавление
Введение 3
I. Методология междисциплинарного подхода 5
1.1. Понятие междисциплинарного подхода, его роль и место
в Российской педагогике 5
1.2. Информационные ресурсы как компонент междисциплинарного
подхода в начальной школе 10
II. Результаты применения междисциплинарного подхода
на основе ИК в начальной школе 18
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение 25
Введение
«Как мир меняется,
И как я сам меняюсь…»
Н. Заболоцкий
Это утверждение Н. Заболоцкого как нельзя лучше отражает состояние современного российского образования. Второй год мы работаем над реализацией ФГОС в начальной школе, совсем недавно Госдума утвердила, президент подписал закон Российской Федерации об образовании, на пороге переход на новые стандарты основной школы.
Итак, ориентиры образовательной политики обозначены. Теперь важнейшей задачей каждого школьного учителя становится перевод педагогической стратегии в плоскость дидактики, выбор адекватных и эффективных методов работы.
С первых дней обучения в начальной школе мы сталкиваемся с необходимостью обратиться к методологии междисциплинарного подхода: на этапе адаптации первоклассников необходимо за короткий срок погрузить вчерашнего дошкольника в водоворот школьной жизни, создать у него целостный образ школьного уклада, который складывается в зависимости от поведения, отношения к делу каждого ученика. Впоследствии использование междисциплинарного подхода в обучении младших школьников также находит широкое применение в использовании активных методов обучения, проектной технологии, организации внеурочной деятельности.
Актуализация междисциплинарного подхода сегодня обусловлена тем, что изменился весь уклад жизни современного человека, который все больше становится «гражданином мира», вовлеченного благодаря стремительно развивающимся средствам коммуникации в глобальные экономические, политические и социальные процессы. Именно в этой, насыщенной информационно-коммуникационными технологиями и цифровыми устройствами среде, родились, развиваются и обучаются современные дети. И, если раньше школа была основным источником получения ребенком сведений о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня средства массовой информации и коммуникаций оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения необходимо в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др. С первых школьных дней необходимо приучать детей работать с разными источниками информации, так как работа с текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной информацией в наше время становится необходимым интеллектуальным умением.
Признавая необходимость указанных изменений в системе образования, перспективным направлением в решении обозначенной проблемы я считаю реализацию междисциплинарного подхода на основе использования информационного компонента.
Целью моей работы является определение роли и целесообразности применения ИКТ как компонента в реализации междисциплинарного подхода в педагогической практике.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать методологию междисциплинарного подхода;
- осуществить организацию образовательного процесса на основе методологии междисциплинарного подхода с использованием информационного компонента;
- определить эффективность применения данного подхода в достижении нового качества начального образования.
I. Методология междисциплинарного подхода
1.1. Понятие междисциплинарного подхода, его роль и место
в Российской педагогике
Реальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в жизни учащимся, как правило, не имеют дисциплинарной принадлежности. Только очень условно их можно отнести к физическим, химическим, биологическим, социальным и прочим областям знаний. Поэтому успешность ребенка в рамках одной или нескольких учебных дисциплин далеко не всегда делает ученика в целом успешным. Более продуктивным в этом смысле современные специалисты, мнение которых мы разделяем, считают междисциплинарный подход, обучение на основе которого как раз и предполагает развитие и формирование человека гармоничного и конкурентоспособного.
Междисциплинарный подход подразумевает такое использование педагогом многообразия подходов, методов и приёмов, которое дает качественно иной, чем традиционный (монопредметный) подход, результат. Общепризнанно, что в результате обучения и воспитания учитель должен дать своим ученикам знания и обеспечить освоение универсальных способов деятельности не только в своей предметной области. Помимо этого педагог должен создать условия для формирования у учащихся навыков коммуникативного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, сформировать систему ценностных отношений к себе и к другим людям.
Применение же междисциплинарного подхода в образовательном процессе значительно в большей степени способствует развитию системного мышления, умению видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений. Кроме того, раскрытие внутренних связей между учебными дисциплинами имеет большое значение для правильной организации учебного процесса. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает возможность переносить их в новые ситуации, применять на практике.
Понятие «междисциплинарный подход» тесно связано с понятием «междисциплинарная интеграция», которая обеспечивает как взаимопроникновение содержания разных учебных дисциплин и создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения.
Применительно к обучению, понятие "интеграция" может принимать два значения:
- как цель обучения - это создание у школьников целостного представления об окружающем мире;
- как средство обучения - это нахождение общей платформы сближения предметных знаний.
Выделяют четыре основных подхода к интеграции:
- по содержанию - объединяют содержание отдельных дисциплин в интегративные ресурсы;
- по методу - решают все дисциплины изучать только в творчески развивающей парадигме;
- по технологии - переводят образовательный процесс на компьютерную основу;
- по способам коммуникативного общения с учащимися на уроках.
Интегративные тенденции в сфере образования являются важным фактором совершенствования процесса обучения. Являясь прикладным аспектом интеграции, междисциплинарные связи представляют собой педагогическую категорию для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между дидактическими компонентами учебного процесса. Междисциплинарная интеграция является важнейшим уровнем проявления интеграции в сфере образования.
Классификация междисциплинарных связей представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Классификация междисциплинарных связей
Формы | Типы | Виды |
по составу | содержательные операционные методические организационные | по фактам, понятиям, законам, теориям по формируемым навыкам, умениям, мыслительным операциям по использованию педагогических методов и приемов по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса |
по направлению | односторонние двухсторонние многосторонние | прямые, обратные, восстановительные |
по способу взаимодействия связообразующих элементов | хронологические хронометрические | преемственные синхронные перспективные локальные среднедействующие длительно действующие |
Понятие междисциплинарного подхода в педагогике не является принципиально новым. В истории педагогики и психологии накопилось ценное наследие по теории и практике междисциплинарного подхода, а именно: обоснована объективная необходимость отражать в учебном познании реальные взаимосвязи объектов и явлений природы и общества;
подчеркнута мировоззренческая и развивающая функция интеграции, ее влияние на формирование системы знаний и общее развитие ученика.
Я.А. Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи" [3]. Дж. Локк выдвинул идею об объединении знаний как по содержанию, так и по методу «нахождения истины» [2]. И.Г. Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. [8] В теории К.Д. Ушинского идея интегрированного обучения выступает как часть более общей проблемы системности обучения. [10]
В советской школе отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций интеграции в обучении рассматривались в трудах Н.К. Крупской, в работах советских дидактов И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина; учёных-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Н. Талызиной, Ю.А. Самарина, Г.И. Вергелеса; учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы и др. [4]
Работы Т.Г. Рамзаевой, Г.Н. Аквилевой, Н.Я. Виленкина, Г.В. Бельтюковой и др. посвящёны проблемам межпредметных и внутрипредметных связей в начальной школе. Н.И. Поповой была разработана интегративная программа для начальной школы.
Но своего апофеоза интегрирование достигло в отечественной педагогике в 1920 годы. История, география и литература до 1927 года были интегрированы в курс обществоведения.
В 30-е годы П.Н. Груздев, П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников, М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др. раскрывали дидактические аспекты интегрированного обучения, рассматривая его как методологический принцип.
В 60-е годы развернулись исследования проблемы интеграции с позиций активизации обучения и повышения его научного и теоретического потенциала (Б.Г. Ананьев и др.). Межпредметные связи рассматривались в разных аспектах: как дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков; как условие развития познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, формирования их познавательных интересов.
В период 70-80х годов проблема интеграции в обучении становится одной из центральных в дидактике. Особое внимание уделялось воспитательному значению интеграции (Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, В.М. Коротов, Э.И. Моносзон и др.) и исследованию учебно-познавательной деятельности учащихся по осуществлению межпредметных связей (М.Я. Голобородько, В.Н. Максимова, А.В. Усова и др.). Исследование межпредметных связей отражено и в трудах В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорец, К.П. Королевой, В.Н. Федоровой, Д.М. Кирюшкина и других ученых.
Создаются и новые предметы как изначально синтетического, интегративного характера, так искусственно сконструированные метапредметы ("Знак", "Число", "Символ").
Сравнительная характеристика традиционного и междисциплинарного подходов в обучении представлена в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика подходов в обучении
Традиционный | Междисциплинарный |
Изучение объекта с позиции одной дисциплины. Ограниченность тезауруса. Фрагментарные знания. Знания используются для решения проблем в рамках конкретной дисциплины. Формирование ЗУН и способов действий. Потребность в «трансляторе» знаний. Основной критерий эффективности урока – объем и качество знаний. Традиционные формы и методы обучения. Приоритет традиционной отметочной системы контроля и оценки знаний. | Всестороннее изучение объекта. Широта понятий и использования терминов. Обобщенные систематизированные знания, целостная картина мира. Осуществление переноса знаний и способов действий. Возможность использования знаний в различных дисциплинах и внеучебных ситуациях. Формирование ключевых образовательных компетенций. Способность к самообразованию. Основной критерий эффективности урока – целостность знаний, способность осуществления межпредметного переноса, понимание личной значимости полученного знания. Широкое использование разнообразных видов деятельности: подготовка презентаций, мини-исследования, групповые и индивидуальные мини-проекты, ролевые игры, дискуссии, анализ ситуаций (кейсы), составление сводных и сравнительных таблиц и др. Разнообразные формы оценивания знаний: тесты, анкеты, самооценка, создание портфолио. |
Таким образом, междисциплинарный подход рассматривается в качестве одной из методологических основ современного образования.
1.2. Информационные ресурсы как компонент междисциплинарного
подхода в начальной школе
На современном этапе развития образования междисциплинарный подход становится актуальным в связи с реализацией новых образовательных стандартов.
Роль междисциплинарного подхода в современных условиях актуализировалась, во-первых, в связи с появлением новой парадигмы результатов образования - понятием так называемых ключевых компетенций, формирование которых возможно только на почве междисциплинарного подхода. Во-вторых, в связи с информатизацией образования, изменилась роль информатики, которая в современном понимании представляет собой комплексное направление, имеющее междисциплинарный характер.
В теории междисциплинарных связей чаще всего рассматриваются бинарные связи, в связи с тем, что данный вариант взаимодействия является наиболее доступным в организационном и учебно-методическом плане. Однако в настоящее время, с учетом развития информационных технологий, наиболее эффективная реализация любых бинарных взаимодействий может осуществляться на основе использования в процессе обучения компьютерных ресурсов: обучающие компьютерные программы, Интернет, мультимедиа. Учитывая то, что необходимые навыки владения информационными технологиями формируются у обучающихся в процессе освоения дисциплины «Информатика», следует признать, что применение ИТ в учебном процессе нужно трактовать не только как средство достижения эффективного бинарного междисциплинарного взаимодействия, но скорее как полноправное присутствие третьей взаимодействующей дисциплины. Данное положение является принципиально новым, поскольку основная методическая база по междисциплинарному подходу относится к тому периоду, когда информационные технологии еще не были развиты в достаточной степени. Таким образом, учитывая современные тенденции информатизации, формируется трехкомпонентное взаимодействия равнозначных дисциплин. Основной функцией третьего, технологического, компонента, является осуществление процессуальности при актуализации междисциплинарного содержания. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии могут выступать в качестве информационной образовательной среды, на основе которой осуществляется междисциплинарная интеграция на технологическом уровне.
При реализации междисциплинарного подхода свои дидактические предпочтения я отдаю образовательной технологии Веб 2.0, с появлением которой возникло принципиальное отличие "нового" Интернета от "старого", где пользователи в основном могли только изучать содержимое страниц, подготовленных для них старательными мастерами - программистами - дизайнерами.
Веб 2.0 дает возможность каждому желающему размещать и править информацию в сети Интернет как индивидуально, так и коллективно. Пользователи сами могут добавлять к сетевому контенту дневники, статьи, фотографии, аудио и видео записи, оставлять свои комментарии, формировать дизайн своих страниц. У учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Все это находит отражение в изменении учебной деятельности, осуществляемой с использованием Интернет.
Социальные сервисы Web 2.0 - это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия совершенно нового характера. Эти групповые действия включают:
- персональные действия участников и коммуникации участников между собой;
- записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов (Livejournal, Blogger);
- совместное создание гипертекcтовых документов (Wiki-wiki),
- размещение ссылок на Интернет-ресурсы и их рейтингование (Делишес, БобрДобр, Memory);
- размещение фотографий (Flikr, Flamber, Picassa);
- размещение книг и документов (Scribd, Мое место);
- видеосервисы (YouTube, RuTube, Smotri, В кадре);
- компиляция на одной странице из различных Интернет-сервисов;
- географические информационные системы (Google Maps, Wikimapia) и сервисы на их основе, например, мэшапы;
- моделирование объектов в 3D (Skretchup);
- cервисы для построения карт памяти, схем, структурированных рисунков, диаграмм (Bubble.us, Mindomo, Mindmeister)
- обмен сообщениями (мессенджеры, электронные RSS-рассылки, Skype).
В своей педагогической деятельности я использую несколько сервисов Веб 2.0, которые считаю наиболее приемлемыми для реализации междисциплинарного подхода в начальном образовании: prezi.com, ClassTools.NET, Bubbl.us.com, Stixy, Cacoo, Mindomo, Фабрика кроссвордов. Остановимся на краткой характеристике сервисов и их возможностей использования в образовании.
1. Рrezi.com – онлайн сервис для создания динамических нелинейных презентаций и демонстрации их на любом количестве компьютеров. Удобный интуитивно понятный интерфейс, возможность внедрения графических объектов и текстовых документов. Сервис Prezi генерирует один гигантский слайд, который содержит всю презентацию целиком. Каждый элемент этого гигантского слайда можно увеличивать или уменьшать отдельно. Сервис Prezi Meeting – онлайн-сервис для коллективной работы над презентациями. В этом сервисе удобно создавать исследовательский проект, творческие поисковые работы, для организации коллективной работы в урочной и внеурочной деятельности. Кроме этого эту презентацию можно импортировать для использования offline.
Я использую сервис Prezi как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Во время урока – как один из способов визуального представления информации, во внеурочной – для организации групповых проектов, творческих заданий, совместно созданных презентаций. Поскольку сервис Prezi – это поле для коллективной работы, каждый участник может видеть результат своего труда и одновременно - целостную модель, полученную в результате совместной работы.
2. Онлайн сервис для создания интерактивных Flash-ресурсов, и, прежде всего, дидактических игр для уроков ClassTools.NET. Его создатель – английский педагог Рассел Тарр. С помощью этого сервиса можно в считанные минуты создать свою дидактическую игру или создать учебную диаграмму, воспользовавшись одним из шаблонов.
На уроках я использую диаграмму «Рыбьи косточки» (Fishbone), которая позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, ключевые факты. Так, при изучении темы «Природа в опасности. Охрана природы» детям предлагалось поразмышлять на тему «Положительное и отрицательное влияние человека на природу», а результаты оформить в виде диаграммы.
3. Bubbl.us.com — интернет-сервис для совместного создания диаграмм связей. В урочной деятельности наиболее целесообразным считаю использование на этапах актуализации знаний и обобщения. Например, на уроках русского языка при обобщении знаний по теме «Части слова» дети составляли интеллектуальные карты, в которых было отражено общее понятие; ключевые понятия; определения понятий; примеры слов, отражающие особенности ключевых понятий; связи между всеми частями схемы. Использование данной технологии позволяет знания, получаемые ребенком на каждом отдельном уроке, собрать в единую целостную конструкцию, установить между ними рефлекторно-ассоциативные связи, на основе которых возможно осуществление междисциплинарного переноса знаний и способов действий.
4. Stixy - cоздание виртуальных столов, доступ к которым можно предоставить всем или избранным пользователям. На виртуальном рабочем столе этого сервиса можно размещать заметки, фотографии, ссылки на документы или напоминалки о предстоящих делах. Технология позволяет быстро заполнить пространство окна разномастными листочками и рисунками. Используется в организации исследовательской и проектной деятельности, создавая виртуальные столы и подключая к ним группы школьников.
Примером использования сервиса может являться организованное на его основе обсуждение на тему «Сказки о зиме» в рамках внеклассного чтения. В качестве домашнего задания детям предлагалось прочесть одно или несколько из рекомендуемых произведений и составить к ним аннотацию. Вопросы, которые должны быть отражены в аннотации, я выложила на сервисе. Каждый учащийся составлял свою аннотацию, оформлял ее в Stixy, мог оставить комментарии к работе одноклассников. Я осуществляла функции модератора. В результате получилась коллективно выполненная работа, отражающая не только мнение учащихся о прочитанном, но и умения связно излагать мысли по предложенным вопросам, соблюдать логику повествования, оформлять работу в соответствии с орфографическими требованиями, использовать компьютерные технологии, корректно вести себя в сети.
5. Cacoo - простой и удобный онлайн сервис для совместной работы по созданию схем и диаграмм онлайн. Сервис помимо обычных функций имеет много дополнительных модулей для создания даже самых сложных схем и плакатов. На данном сервисе содержится богатейшая библиотека различных элементов. Cacoo идеально подходит для работающих в команде. Достаточно дать всем участникам творческого процесса доступ, и можно коллективно дорабатывать, дополнять, исправлять созданное. На сайте работает чат для членов команды, работающих вместе. Результаты можно публиковать для всеобщего доступа или лично для себя, сохранять на компьютере в виде графического изображения. В образовании используется для создания различного рода диаграмм, схем, карт; для организации групповой работы в проекте, исследовании, мероприятии; для создания плакатов, открыток.
Примером использования сервиса будет являться создание коллективной схемы по творчеству И. Крылова, в которой были отражены его басни и их основные идеи.
6. Онлайн сервис Фабрика кроссвордов позволяет очень быстро создать кроссворд с использованием собственных слов или используя словарик сервиса. Готовую работу можно предложить для отгадывания с помощью ссылки. Используется для создания тематических кроссвордов, для организации внеурочной деятельности. Я использую сервис для индивидуального составления тематических кроссвордов учащимися, после чего с помощью ссылок они делают свою работу доступной для отгадывания остальным. При составлении кроссвордов учащимся требуются не только знания по изучаемой теме в рамках одной дисциплины, но и знание правописания слов, умение кратко и четко выражать мысли, формулировать вопрос, информационно-коммуникативные умения.
7. Сервис для создания ментальных карт Mindomo позволяет создавать коллективно очень красочные карты, содержащие фотографии, рисунки, звук, видео; можно добавлять ссылки. Используется для организации исследований, проектов, творческой деятельности, карт знаний и мн. др. как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Таким образом, указанные сервисы я применяю как для организации коллективной работы, так и самостоятельной, используя их в качестве информационной образовательной среды в рамках реализации междисциплинарного подхода.
Отдельное место в реализации междисциплинарного подхода в начальном образовании занимает проектная деятельность. Данный метод я применяю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В первом случае учащиеся выполняют, как правило, краткосрочные коллективные проекты, тематика которых созвучна с изучаемыми по программе темами, но требует привлечения знаний из других дисциплин. Такие мини-проекты ученики выполняют с опорой на представленные технологии. Проекты, выполненные в рамках внеурочной деятельности (индивидуальные и групповые), являются междисциплинарными, поскольку представление результатов производится на основе ИК-технологий: Prezi, Stixy и мн. др.
Использование в практике работы технологии проектной деятельности на основе междисциплинарного подхода способствует формированию у школьников:
- целостной картины мира;
- значимых общечеловеческих ценностей;
- универсальных учебных действий;
- способности осуществлять перенос знаний одной дисциплины на другие;
- ориентации на всестороннее изучение объекта;
- способности выявлять проблему и намечать комплексные пути ее решения;
- способности применять полученные знания в новых внеучебных ситуациях;
- исследовательских и творческих способностей личности;
- коммуникативных умений и навыков;
- способности ориентироваться в информационном пространстве.
II. Результаты применения междисциплинарного подхода на основе ИК в начальной школе
С целью оценки результативности применения междисциплинарного подхода в практической деятельности, были определены критерии диагностики. Были изучены:
- структура и уровень мотивация учебно-познавательной деятельности;
- сформированность метапредметных умений обучающихся;
- информационная компетентность обучающихся.
Учитывая указанные критерии, быв подобран комплект методик, позволяющих оценить результативность реализации междисциплинарного подхода на основе информационных технологий в практической деятельности.
Для оценки учебной мотивации были использованы методики Н.Ц.Бадмаевой «Диагностика учебной мотивации школьников» и Н. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации» (Приложение 1).
С целью оценки метапредметных умений учащихся применялись интегрированные контрольные работы, представленные в Приложении 2. На основе текста, предложенного в работе, учащимся предлагалось выполнить задания по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру. По результатам диагностики учащиеся распределялись по уровням: высокий, средний, низкий.
Информационная компетентность учащихся оценивалась методом экспертной оценки на основе программных требований, предъявляемых к уровню учебной подготовленности учащихся на момент окончания начальной школы (Приложение 3). По степени сформированности указанных умений учащиеся условно делились на уровни: низкий, средний, высокий.
Диагностика результативности реализации междисциплинарного подхода в практической деятельности осуществлялась в два этапа:
- конец второго класса – май 2012 г;
- конец II полугодия третьего класса – декабрь 2012 г.
Результаты диагностики представлены в Таблицах 3-6 и в Приложениях 4-6.
Таблица 3
Структура мотивов учебной деятельности
Мотивы Этапы | Май 2012 | Декабрь 2012 |
Долга и ответственности | 10(27%) | 10(27%) |
Самоопределения и самосовершенствования | 4(11%) | 5(14%) |
Благополучия | 6(16%) | 5(14%) |
Аффилиации | 5(14%) | 4(11%) |
Престижа | - | - |
Избегания неудачи | 4(11%) | 3(8%) |
Учебно-познавательные (содержание учения) | 1(3%) | 1(3%) |
Учебно-познавательные (процесс учения) | - | - |
Коммуникативные | - | - |
Творческой самореализации | 1(3%) | 2(5%) |
Достижения успеха | 6(16%) | 7(19%) |
Представленные в таблице данные свидетельствуют об увеличении количества детей, имеющих внутреннюю (позитивную) мотивацию к учебной деятельности (долга и ответственности, благополучия, учебно-познавательных, самоопределения и самосовершенствования, творческой самореализации, достижения успеха) с 76% до 84%. Количество учащихся с преобладающей внешней мотивацией учения снизилось с 14% до 11%. Количество учащихся с доминирующим мотивом избегания неудачи уменьшилось с 14% до 8%. Полученные результаты свидетельствуют о преобладании количества детей (положительной учебной мотивации учащихся, что является благоприятным фактором для организации учебно-воспитательного процесса.
Структура мотивов учебной деятельности представлена на Графике 1.
График 1
Структура мотивов учебной деятельности
График показывает, что доминирующими являются мотивы достижения успеха, долга и ответственности – 19% и 27% соответственно. Также учащиеся придают значимость мотивам самоопределения и самосовершенствования, благополучия. Количество детей с доминирующими мотивами аффилиации и избегания неудачи снизилось до 11% и 8% соответственно.
Таблица 4
Уровень школьной мотивации
Этапы | Количество учащихся по уровням | ||||
I (высокий) | II (хороший) | III (ниже среднего) | IV (низкий) | V (негативный) | |
Май 2012 | 2(14%) | 8(57%) | 4(29%) | - | - |
Декабрь 2012 | 3(21%) | 9(65%) | 2(14%) | - | - |
Представленные в таблице данные свидетельствуют о положительном изменении уровней школьной мотивации учащихся: на уровне ниже среднего осталось 14% учащихся (первоначально – 29%), количество детей с высокой мотивацией увеличилось с 14% до 21. Хороший уровень мотивации, являющийся средней нормой, наблюдается у большинства детей - 65%.
Динамика уровня школьной мотивации представлена на Гистограмме 1.
Гистограмма показывает, что количество детей с уровнем школьной мотивации ниже среднего уменьшилось с 29% до 14%. Количество детей с хорошей мотивацией увеличилось с 57% до 65%. Высокой мотивации достигли 21% учащихся.
Гистограмма 1
Динамика уровня школьной мотивации
Уровни сформированности метапредметных умений представлены в Таблице 5 и в Приложении 5.
Таблица 5
Уровни сформированности метапредметных умений
Уровни Этапы | Высокий | Средний | Низкий |
Май 2012 | 2(14%) | 7(50%) | 5(36%) |
Декабрь 2012 | 4(29%) | 7(50%) | 3(21%) |
Представленные в таблице данные свидетельствуют о положительной динамике сформированности метапредметных умений учащихся: высокого уровня достигли 29% (14% первоначально), низкий уровень показали 21% учащихся (36% первоначально). Большинство учащихся – 50% - находятся на среднем уровне сформированности метапредметных умений.
Динамика уровней сформированности метапредметных умений представлена на Гистограмме 2.
Гистограмма показывает, что количество учащихся на низком уровне развития метапредметных умений уменьшилось до 21%, а на высоком – увеличилось до 29%. Каждый второй учащийся находится на среднем уровне сформированности указанных умений.
Гистограмма 2
Динамика уровней сформированности метапредметных умений
Уровни сформированности информационной компетентности представлены в Таблице 6 и в Приложении 6.
Таблица 6
Уровни сформированности информационной компетентности
Уровни Этапы | Высокий | Средний | Низкий |
Май 2012 | 2(14%) | 6(43%) | 6(43%) |
Декабрь 2012 | 7(50%) | 4(29%) | 3(21%) |
Представленные в таблице данные свидетельствуют, что количество учащихся с низким уровнем развития информационной компетентности уменьшилось с 43% до 21%, со средним – с 43% до 29%. 50% детей имеют высокий уровень сформированности информационной компетентности.
Динамика сформированности информационной компетентности представлена на гистограмме 3.
На гистограмме отражена положительная динамика уровня сформированности информационной компетентности учащихся, выражающаяся в уменьшении количества детей с низким и средним уровнем и увеличением – с высоким.
Гистограмма 3
Динамика уровней сформированности информационной компетентности
Полученные данные свидетельствуют об эффективности целенаправленной работы по использованию ИКТ в качестве компонента междисциплинарного подхода при обучении в начальной школе.
Заключение
Активное использование информационно-коммуникационных технологий позволили мне сделать выводы о том, что использование ИКТ в начальной школе дает возможность:
- на новом, технологическом, уровне осуществить междисциплинарную интеграцию;
- значительно расширить обучающие возможности урока,
- повысить мотивацию учащихся,
- организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями.
Кроме того, осуществляя отбор приемов и методов обучения, отражающих методологию междисциплинарного подхода, я акцентирую внимание на более широком и качественно новом взаимодействии учащихся не только с учителем, но и друг с другом, на повышении активности самих учащихся в процессе обучения. При этом практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность рефлексировать и аргументировано выражать собственное мнение. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала позволяет каждому ученику вносить свой особый вклад обмениваться знаниями, идеями, способами деятельности. Немаловажно, что происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и чувство удовлетворения, радости от совместного интеллектуального труда.
Список литературы
1. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М.: Школа, 1994. – 236 с.
2. Киселева Ю.Н. Междисциплинарный подход как идеология современной науки и образования. – Донецк, 2009.
3. Никитина Е.Ю. Междисциплинарный подход к осуществлению коммуникативного образования студентов вузов. – С-П., 2010.
4. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза. Автореферат. – С-П., 2011.
5. Петров В.А., Шмойлов А.В. Содержание межпредметных связей в системе образования // Образование и общество. – 2001. - № 1. – С. 9 – 15.
6. Разработка междисциплинарных программ в области гуманитарного образования: опыт проекта Тempus JEP-27111-2006. – Ростов н/Д: НМЦ ≪Логос≫, 2009. – 166 с.
7. Романцова Е.Б. Междисциплинарный подход в истории экологического образования. – Борисоглебск, 2011.
Приложение 1
I. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой
II. Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).
Инструкция к тесту
Проводится три серии испытаний.
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.
Вторая серия
Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал
Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
Хочу окончить школу и учиться дальше.
Хочу быть культурным и развитым человеком.
Хочу получать хорошие отметки.
Хочу получать одобрение учителей и родителей.
Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
Хочу быть лучшим учеником в классе.
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
Не хочу получать плохие отметки.
Люблю узнавать новое.
Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
Люблю думать, рассуждать на уроке.
Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
Люблю решать задачи разными способами.
Люблю все новое и необычное.
Хочу учиться только на «4» и «5».
Хочу добиться в будущем больших успехов.
^ Ключ к тесту
Мотивы:
долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
благополучия: 5 - 6;
аффилиации: 7 -8;
престижа: 9 - 10;
избегания неудачи: 11 - 12;
учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
коммуникативные: 17 - 18;
творческой самореализации: 19 - 20;
достижения успеха: 21 - 22.
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Приложение 2
Итоговая комплексная контрольная работа, 2 класс
Авторы – составители: Болвачева Т.В.; Пилипенко О.В; Никитина Н.Б.; Решетова М.В.; Кружалова М. И.; Немцова В.И..
Поющая у проруби
Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла к небольшой знакомой речке, ещё издали увидела у проруби маленькую бурую птичку. Она оживлённо бегала по льду и весело напевала какую-то мелодию.
Я осторожно подошла поближе. Птичка немного подскочила вверх, как на невидимом трамплине, и с размаху – бух в прорубь!
Сомнения исчезли: это же оляпка – водяной воробей! Я вспомнила, что плотное и тёплое оперение птицы не намокает в воде. Оляпка смазывает его жиром, который выделяется хорошо развитой копчиковой железой. Вижу, как серебрится в воде тёмная спинка оляпки: птица плывёт, работая крыльями, как пловец руками. Вот оляпка уже быстро бежит по дну. Вдруг она ненадолго остановилась, ловко перевернула клювом небольшой камешек и вытащила из-под него чёрного жука.
Ещё через минуту она выскочила на лёд через другую прорубь, встряхнулась, и я вновь услышала её весёлую, звонкую песню!
Основная часть
Задание 1
О ком говорится в третьем абзаце текста?
Ответ. В нём говорится об_______________________________.
Задание 2
Найди в тексте ответ на вопрос. Когда девочка гуляла на лыжах по лесу?______________________________________________________________ Проверь свою запись, если надо исправь.
Задание 3
1.Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.
2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши на ними: сущ.
Задание 4
- Найди и выпиши из текста названия животных.
Рыбы: _________________________________________________
Птицы:________________________________________________
Насекомые:____________________________________________
- Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
Задание 5
В первый день оляпка съела 8 водяных жуков, а во второй день на 16 больше.
- Запиши вопрос задачи, если она решается так:
8 + 16 =
_____________________________________________________________
Сосчитай и запиши ответ.
_____________________________________________________
- Во сколько раз оляпка съела во второй день больше жуков, чем в первый?
Запиши выражение и вычисли его значение:
________________________________________________________________Задание 6
Отметь знаком
У какой птицы длина тела больше, чем у оляпки, но меньше, чем у орла.
голубь оляпка орёл колибри
36 см 18 см 90 см 7 см
Дополнительная часть
Задания 7 - 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить их не меньше трех заданий.
Задание 7
Вычисли и расставь числа в порядке уменьшения, затем запиши слово:
9 х 9 = О 8 х 5 = Л
36 : 4 = К 12 : 3 = А
7 х 3 = П 4 х 7 = Я
Задание 8
- Найдите и выпишите в третьем абзаце. Сколько действий выполняет оляпка в поиске пищи.
_____________________________________________________________
Оляпка в поиске пищи выполняет _____________действий.
- Колибри весит 20г, это на 50 г меньше веса оляпки. Найди вес оляпки.
_____________________________________________________
Ответ:________________________________________________
Задание 9
Ответь на вопрос. Если нужно перечитай текст. С какого предложения начинается раскрытие темы текста?
Отметь знаком
А.Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу.
Б.Сомнения исчезли: это же оляпка – водяной воробей!
В.Она оживлённо бегала по льду и весело напевала какую-то мелодию.
Задание 10
В охране природы маленьких дел нет. А что ты делаешь, чтобы сохранить природу?
__________________________________________________________________Задание 11
Напиши, что означает слово «прорубь»
Подбери проверочное слово.
__________________________________________________________________
Коды правильных ответов.
Основная часть.
Задание 1
В нем говорится об оляпке – водяном воробье. ( если ребенок написал об оляпке – верный ответ)
Задание 2
Найдено и записано предложение.
Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу.
Задание 3 гл.
- Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу.
сущ. сущ. сущ.
- Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу.
Примечание. Если ребеноквыписал другое предложениепpи оценкеправильностивыполнениязадания нужно иметь в виду следующее: 1) навык считаетсясформированнымеслинайденонеменее 2/3 тpe6уeмыx слов; 2) количественный критерийможет быть снижен с учётом трудности анализа выписанного предложения для ребёнка, существительные в косвенных падежах, однородные члены, сложное предложение и др.
Задание 4
Классификация животных
Рыбы : -
Птицы: оляпка
Насекомые: водяной жук
Задание 5
8+16 = 24 (ж.) – во второй день
Сколько жуков съедает оляпка во второй день?
24:8 = 3 (раза) больше во второй день
Задание 6
голубь оляпка орёл колибри
36 см 18 см 90 см 7 см
Дополнительная часть
Задание 7
9 х 9 =81 О 8 х 5 =40 Л
36 : 4 = 9 К 12 : 3 = 4 А
7 х 3 = 21 П 4 х 7 =28 Я
81 | 40 | 28 | 21 | 9 | 4 |
о | л | я | п | к | а |
Задание 8
- Смазывает, плывёт, бежит, остановилась, перевернула, вытащила.
Оляпка в поиске пищи выполняет 6 действий.
- Решение задачи в косвенной форме.
20+50 = 70 (г) вес оляпки
Ответ: оляпка весит 70 граммов.
Задание 9
Отметь знаком
А.Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу.
Б.Сомнения исчезли: это же оляпка – водяной воробей!
В.Она оживлённо бегала по льду и весело напевала какую-то мелодию.
Задание10
- в тексте прослеживается связь с заданным вопросом;
- составленный текст оригинален по сравнению с фразой из предложенного текста;
Примечание. Грамотность не является предметом оцениванияв данном задании.
Задание 11
Прорубь – отверстие, прорубленное во льду, в реке.
Прорубь – прорубить
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
Часть рабо-ты | Номер задания | Учебный предмет, раздел/тема | Проверяемые умения и учебный материал | Уровень сложности задания | Максималь- ный балл |
О с н о в н а я ч а с т ь | По усмотрению учителя | Чтение, навыки чтения | Скорость чтения несплошного текста про себя или шепотом | В баллах не оценивается | |
1 | Чтение, осознанность чтения | Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца | Базовый | 1 | |
2.1 | Чтение, выборочное чтение | Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный | Базовый | 1 | |
2.2 | Русский язык, правописание | Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение | Базовый | 1 | |
3. | Русский язык, морфология | Первичное умение определять части речи – глагол и имя существительное | Базовый | 1 | |
4.1 | Окружающий мир, природные объекты | Умение приводить примеры из исходного текста к предложенной классификации животных | Базовый | 1 | |
4.2 | Русский язык, фонетика | Умение выделять буквы мягких согласных звуков в простых случаях | Базовый | 1 | |
5.1 | Математика числа и величины | Умение соотносить вопрос задачи и выражения для ее решения, понимать смысл арифметических действий (сложения. Вычитания и деления) | Базовый | 1 | |
5.2 | Математика числа и величины | Вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания и деления | Базовый | 1 | |
6 | Математика числа и величины | Умение находить величину, отвечающую заданному требованию (меньше чем…, но больше чем …) | Базовый | 1 | |
Всего | 6 заданий базового уровня, максимальный бал – 9 |
Дополнительная часть
Часть рабо-ты | Номер задания | Учебный предмет, раздел/тема | Проверяемые умения и учебный материал | Уровень сложности задания | Максималь- ный балл |
Д о п о л н и т е л ь н а я ч а с т ь | 7 | Математика, числа и величины | Проверить знание таблицы умножения и деления однозначных чисел, умение сравнивать числа в пределах 100 | Повышенный балл | 2 |
8.1 | Русский язык, действия предметов | Умение работать с текстом, для выделения необходимой ин- формации | Повышенный балл | 2 | |
8.2 | Математика, Решение задачи в косвенной форме | Умение решать задачи в косвенной форме на увеличение на несколько единиц. | Повышенный балл | 2 | |
9 | Чтение, работа с информацией | Первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; выбирать описывающее эти связи суждения из ряда предложенных | Повышенный балл | 2 | |
10 | Русский язык, развитие речи (высказывания). Окружающий мир, человек и природа | Первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему | Повышенный балл | 2 | |
11 | Русский язык, лексика | Умение объяснять значение слова, проверять парные согласные | Повышенный балл | 2 | |
Всего | 6 заданий повышенного уровня, максимальный бал - 12 |
Распределение по уровням сформированности:
- высокий – 15-21 балл;
- средний – 8-14 баллов;
- низкий – 1-7 баллов.
Интегрированная проверочная работа для 3 класса, 2 четверть
I этап.
Прочитай текст. Выполни задания после текста.
Интересно, кто придумал карандаши – эти волшебные палочки, приносящие столько радости? До появления карандашей люди рисовали углём на стенах пещер. Позже чертили острой палочкой на глиняных дощечках. Древние китайцы и японцы выводили иероглифы кисточками из верблюжьей шерсти, которые макали в тушь. На Руси были в ходу гусиные перья. Ими писали на берёзовой коре, а позже на бумаге.
Карандаши появились не так давно. Современным карандашам около 200 лет. Само слово “карандаш” в переводе с тюркского языка означает “чёрный камень”. Почему? Он состоит из тонкого графитового стержня и деревянной трубочки, которая нужна для того, чтобы не ломался графитовый камень, не пачкались руки, а карандаш было удобно держать.
Не всякое дерево годится на карандаш. Для производства карандашей хорош, например, сибирский кедр или красный можжевельник – у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко, её удобно строгать.
Графит добывают в горах, он такой же чёрный, как и уголь. Но одного графита мало, нужна ещё хорошая глина, чтобы стерженёк карандаша был прочным; нужны клей и жир, чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.
А как делают цветные карандаши? В состав стержня добавляется краситель нужного цвета.
Знаете ли вы, что одного карандаша хватит на то, чтобы провести линию длиной 60 метров. Карандаши верно и надёжно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты для записей и зарисовок под водой. Безотказен карандаш в условиях невесомости, поэтому он верно служит космонавту. На полярных станциях и ледниках, там, где очень низкая температура воздуха, шариковые ручки могут замёрзнуть, а карандаш – нет.
1) Определи, к какому жанру относится текст? Отметь «галочкой» правильный ответ.
□ Сказка □ Басня □ Рассказ □ Научно-популярный текст
2) Составь план текста:
3) Из каких частей состоит карандаш? Заполни схему:
Карандаш
____________________________ ____________________________
4) Какие материалы необходимы для изготовления простых карандашей? Выбери один правильный ответ и отметь его «галочкой»:
□ Графит, глина, клей, жир, краситель
□ Графит, глина, клей, жир
□ Уголь, глина, клей, жир
5) Чем рисовали люди до появления карандашей? Заполни таблицу, пользуясь текстом.
Место рисования и письма | Предмет рисования и письма |
На стенах пещер | |
На глиняных дощечках | |
Иероглифы | |
На коре |
6) Почему кедр и можжевельник хороши для производства карандашей? Выпиши ответ из текста: ___________________________________________
7) Что обозначают эти слова? Напиши:
Иероглифы - ______________________________________________________
Аквалангисты - ____________________________________________________
Невесомость - _____________________________________________________
Графит - __________________________________________________________
8) Отметь, где искал(а) информацию об этих словах (можно отметить несколько ответов)?
□ В орфографическом словаре
□ В словаре синонимов
□ В толковом словаре
□ В энциклопедии
□ В интернете
□ В других источниках (напиши):________________________________
9) Подумай и допиши предложение:
Если бы не было карандашей ________________________________________
10) Определи главную мысль текста. Выбери наиболее удачный заголовок. Запиши его перед текстом на специальной строке.
□ Карандаши
□ Чем писали люди?
□ Волшебные палочки
□ Кто придумал карандаши?
□ Из чего делают карандаши?
Обсуди в паре с одноклассником:
11) Чем можно писать и рисовать в наше время (в 21 веке)? _______________
II этап (проводит учитель)
Дискуссия по теме.
После выполнения 11 задания (работа в парах) учитель выписывает ответы детей на доску (Возможные ответы: ручка, фломастер, маркер, мел, краски, мышка (курсор) на мониторе компьютера, карандаш, восковые мелки, уголек…)
Учитель: В наше время существуют другие предметы для письма и рисования – более современные, чем карандаш. Поэтому я думаю, что карандаш в наше время не нужен. Кто со мной согласен? Кто думает иначе? Докажите.
Выслушиваются аргументированные высказывания детей, желающие задают вопросы друг другу.
III этап (проводит учитель)
Защита творческих работ.
Каждому желающему ученику в течение 1 минуты предоставляется возможность рассказать о своей творческой работе (домашнее задание): название, жанр, краткое описание, кто помогал, …, выводы.
IV этап
Оцени свою работу на уроке, отметь один ответ:
□ Отлично
□ Я очень старался (старалась), но не всё получилось
□ Ничего не понял(а)
□ Я поработал(а) плохо
□ Хорошо
□ Мне было не интересно
Оцени работу своих одноклассников:
Работа каких учеников (учениц) на уроке тебе понравилась? Напиши их фамилии и имена. Чем понравилась их работа? Напиши.
Домашнее задание к комплексной работе:
1) Узнай, что обозначают слова: «акваланг», «аквалангист», «графит», иероглиф», «невесомость».
2) Выполни НЕБОЛЬШУЮ творческую работу по теме «Карандаши» или «Предметы для письма и рисования».
- Это может быть сказка, стихотворение, синквейн, загадка, комикс, мини-исследование …
- Оформи в книжку-малышку или в виде листовки (А-4), плаката (А-3)
- Подготовь защиту своей работы (устный рассказ о своей работе не более 1 минуты): название, жанр, краткое описание, где взят материал (назвать источник или своё собственное сочинение), кто помогал, …, выводы
Общеучебные умения и навыки | Оценка по этапам исследования | ||
I этап | II этап | III этап | |
1. Учебно-организационные | |||
- ставить учебную задачу | |||
- понимать последовательность действий | |||
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей | |||
- оценивать свою деятельность и деятельность других | |||
- правильно оформлять и вести записи | |||
Сумма баллов | |||
2. Учебно-информационные | |||
- работать с учебником и дополнительной литературой | |||
- различать повествование, описание, рассуждение | |||
- составлять на основании текста схемы, таблицы | |||
- осуществлять наблюдения за объектом | |||
- владеть различными видами пересказа | |||
Сумма баллов | |||
3. Учебно-логические | |||
- выделять главное | |||
- составлять простой план | |||
- сравнивать факты, явления, события по заданным критериям | |||
- давать определения по существенным признакам | |||
- высказывать суждения, подтверждать их фактами | |||
- обобщать, подытоживать информацию | |||
Сумма баллов | |||
4. Учебно-коммуникативные | |||
- высказывать суждения | |||
- задавать уточняющие вопросы | |||
- слушать друг друга | |||
- распределять работу при совместной деятельности | |||
- участвовать в учебном диалоге | |||
- организовывать работу в группе | |||
Сумма баллов | |||
Итоговая сумма баллов |
Для заполнения анкеты используется 3-х бальная система оценки уровня владения ОУУН:
0 – критический уровень (не владеет)
1 – достаточный (частично владеет)
2 – оптимальный (владеет)
Распределение по уровням:
- высокий – 100-132 балла;
- средний – 41-99 баллов;
- низкий – 0-40 баллов.
Приложение 3
Оценка информационной компетентности
Выпускники начальной школы должны уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
- кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
- организовывать хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажеры и тесты;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Обработка результатов
Система оценки:
0 баллов – умение не сформировано;
1 балл – учащийся может выполнить соответствующее параметру задание с помощью учителя;
2 балла – учащийся выполняет задание самостоятельно.
Полученные баллы суммируются. На основе общего балла происходит распределение по уровням сформированности информационной компетентности:
- низкий – 0-5 баллов;
- средний – 6-11 баллов;
- высокий – 12-16 баллов.
Приложение 4
Результаты диагностики мотивации. Этап I
№ | Учащиеся | Методика Н.Г. Лускановой | Методика Н.Ц. Бадмаевой | |
Кол-во баллов | Уровень | Мотив | ||
1 | Ашанина Дарья | 20 | хороший | долга и ответственности, благополучия |
2 | Богданов Михаил | 27 | высокий | долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования |
3 | Бортник Алексей | 19 | ниже среднего | долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, аффилиации |
4 | Бортник Антон | 15 | ниже среднего | долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, творческой самореализации |
5 | Борзых Юлия | 16 | ниже среднего | долга и ответственности, аффилиации, достижения успеха |
6 | Губарев Рустам | 22 | хороший | благополучия, достижения успеха, избегания неудачи |
7 | Жидкова Анжелика | 22 | хороший | благополучия, достижения успеха, избегания неудачи |
8 | Жучков Дмитрий | 21 | хороший | долга и ответственности, благополучия, аффилиации |
9 | Захаркин Артур | 21 | хороший | долга и ответственности, избегания неудачи, достижения успеха |
10 | Кенджаева Алина | 24 | хороший | учебно-познавательные (содержание учения) |
11 | Новиков Никита | 21 | хороший | долга и ответственности, благополучия, избегания неудач |
12 | Радкевич Захар | 21 | хороший | долга и ответственности, достижения успеха, аффилиации |
13 | Сазонов Григорий | 25 | высокий | благополучия, достижения успеха |
14 | Сазонов Матвей | 16 | ниже среднего | долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия |
Результаты диагностики мотивации. Этап II
№ | Учащиеся | Методика Н.Г. Лускановой | Методика Н.Ц. Бадмаевой | |
Кол-во баллов | Уровень | Мотив | ||
1 | Ашанина Дарья | 23 | хороший | долга и ответственности, благополучия, достижения успеха |
2 | Богданов Михаил | 28 | высокий | долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования |
3 | Бортник Алексей | 19 | ниже среднего | долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, аффилиации |
4 | Бортник Антон | 21 | хороший | долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, творческой самореализации |
5 | Борзых Юлия | 17 | ниже среднего | долга и ответственности, аффилиации, достижения успеха |
6 | Губарев Рустам | 23 | хороший | благополучия, достижения успеха, избегания неудачи |
7 | Жидкова Анжелика | 24 | хороший | благополучия, достижения успеха, избегания неудачи |
8 | Жучков Дмитрий | 22 | хороший | долга и ответственности, благополучия, аффилиации |
9 | Захаркин Артур | 21 | хороший | долга и ответственности, избегания неудачи, достижения успеха |
10 | Кенджаева Алина | 24 | хороший | учебно-познавательные (содержание учения) |
11 | Новиков Никита | 27 | высокий | долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, достижения успеха |
12 | Радкевич Захар | 23 | хороший | долга и ответственности, достижения успеха, аффилиации |
13 | Сазонов Григорий | 26 | высокий | благополучия, достижения успеха, творческой самореализации |
14 | Сазонов Матвей | 21 | хороший | долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия |
Приложение 5
Результаты диагностики метапредметных умений
№ | Учащиеся | I этап | II этап | ||
баллы (% выполнения) | уровень | баллы (% выполнения) | уровень | ||
1 | Ашанина Дарья | 6(30) | низкий | 54(41) | средний |
2 | Богданов Михаил | 5(24) | низкий | 58(44) | средний |
3 | Бортник Алексей | 2(9) | низкий | 25(19) | низкий |
4 | Бортник Антон | 3(14) | низкий | 34(26) | низкий |
5 | Борзых Юлия | 16(76) | высокий | 115(87) | высокий |
6 | Губарев Рустам | 12(57) | средний | 84(64) | средний |
7 | Жидкова Анжела | 8(38) | средний | 71(54) | средний |
8 | Жучков Дмитрий | 13(62) | средний | 121(92) | высокий |
9 | Захаркин Артур | 19(90) | высокий | 130(98) | высокий |
10 | Кенджаева Алина | 9(43) | средний | 91(69) | средний |
11 | Новиков Никита | 13(62) | средний | 114(86) | высокий |
12 | Радкевич Захар | 3(14) | низкий | 32(24) | низкий |
13 | Сазонов Григорий | 9(43) | средний | 68(51) | средний |
14 | Сазонов Матвей | 11(52) | средний | 74(56) | средний |
Приложение 6
Результаты диагностики информационной компетентности
№ | Учащиеся | I этап | IIэтап | ||
баллы | уровень | баллы | уровень | ||
1 | Ашанина Дарья | 4 | низкий | 7 | средний |
2 | Богданов Михаил | 5 | низкий | 8 | средний |
3 | Бортник Алексей | 2 | низкий | 4 | низкий |
4 | Бортник Антон | 3 | низкий | 5 | низкий |
5 | Борзых Юлия | 7 | средний | 12 | высокий |
6 | Губарев Рустам | 7 | средний | 10 | средний |
7 | Жидкова Анжелика | 2 | низкий | 5 | низкий |
8 | Жучков Дмитрий | 12 | высокий | 14 | высокий |
9 | Захаркин Артур | 13 | высокий | 16 | высокий |
10 | Кенджаева Алина | 9 | средний | 13 | высокий |
11 | Новиков Никита | 10 | средний | 15 | высокий |
12 | Радкевич Захар | 11 | средний | 13 | высокий |
13 | Сазонов Григорий | 4 | низкий | 9 | средний |
14 | Сазонов Матвей | 7 | средний | 12 | высокий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы к организации и содержанию начального обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых школьников необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить в них интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность.Именно...
Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...
ИКТ как компонент междисциплинарного подхода в начальном обучении.
В работе определена роль, место и целесообразность применения информационного компонента в реализации междисциплинарного подхода в педагогической практике....
Метапредметный подход в начальной школе как инновационный процесс обучения
Метапредметный подход в начальной школе как инновационный процесс обучения...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»
В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...
Междисциплинарный проект в начальной школе с использованием технологии образовательной робототехники.
Обучение, построенное на межпредметной, интегративной основе способствует повышению уровня мотивации учащихся за счет удовлетворения их разнообразных образовательных интересов, что способствует расшир...
Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.
Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформ...