Диагностика навыков смыслового чтения
статья (3 класс) по теме
В статье представлены критерии оценивания сформированности метапредметного результата «смысловое чтение» у учащихся 3 класса. Приведены примеры текстов, заданий, позволяющих диагностировать метапредметный результат «смысловое чтение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критерии оценивания метапредметного результата смысловое чтение | 104.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.учителя | Пономарева Татьяна Николаевна |
Должность | Учитель начальных классов |
Место работы | Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 63» города Перми |
Название материалов, предмет | Разработка критериев оценивания сформированности навыков смыслового чтения |
Для какого класса предназначены | 3 класс |
При изучении какой темы (тем) используются | Универсальные |
- Обоснование актуальности темы
Согласно требованиям стандарта второго поколения в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа «Чтение: работа с информацией (с текстом)». В рамках данного направления предполагается формирование и развитие у обучающихся основ читательской грамотности, которая заключается не только в усовершенствовании техники чтения, но и в приобретении первичных навыков работы с информацией (текстом). В результате выпускники начальной школы смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Таким образом, в начальном обучении детей важным становится не только формирование навыков чтения, но и обеспечение возможностей школьников для развития умений работать с информацией, находить и оценивать полученные данные и применять их в жизненных ситуациях. Сформированность читательской грамотности становится одной из главных задач в обучении современного школьника.
Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения:
– умение осмысливать цели чтения;
– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
– умение определять основную и второстепенную информацию;
– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
В связи с этим становится актуальной диагностика уровня сформированности указанных умений и навыков у младших школьников. Для этого необходима разработка критериев оценивания данных умений.
- Цель создания материалов
Представление критериев оценивания сформированности метапредметного результата «смысловое чтение» у учащихся 3 класса и примеров текстов, заданий, позволяющих диагностировать метапредметный результат «смысловое чтение».
- Механизмы применения материалов
- Диагностические материалы
- Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения
Группы метапредметных результатов | Критерии | Показатель критерия | Балл | |
1 | Поиск информации и понимание прочитанного | Умение определять тему и главную мысль текста | Определил и записал тему и главную мысль текста | 2 |
Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль | 1 | |||
Не записал тему и главную мысль текста | 0 | |||
Умение составлять план текста | Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена | 2 | ||
Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей | 1 | |||
Не составил план | 0 | |||
Умение восстанавливать последовательность событий | Последовательность событий не нарушена | 2 | ||
Допустил ошибку в последовательности двух событий | 1 | |||
Последовательность событий нарушена | 0 | |||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста | 2 | ||
Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста | 1 | |||
Ответ не соответствует содержанию текста | 0 | |||
Умение определять тип, стиль текста | Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки | 2 | ||
Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки | 1 | |||
Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста | 0 | |||
Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки | 1 | |||
Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок | 0 | |||
2 | Преобразование и интерпретация информации | Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст | Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста | 2 |
Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания | 1 | |||
Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов) | 0 | |||
3 | Оценка информации | Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний | Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение | 2 |
Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя | 1 | |||
Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений | 0 |
4.2 Таблица для оценивания результатов работ учащегося третьего класса
Таблица для оценивания результатов работ Ф.И. учащегося
Группы метапредметных результатов | Критерии | Номера текстов в последовательности их выполнения | |||||||||||
Контрольный срез | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Контрольный срез | 8 | 9 | 10 | ||
Поиск информации и понимание прочитанного | Умение определять тему и главную мысль текста | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Умение составлять план текста | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | |||||||
Умение восстанавливать последовательность событий | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | 7 | 9 | 10 | 8 | 12 | 9 | 8 | 10 | 8 | 7 | 10 | 10 | |
Умение определять тип, стиль текста | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
Преобразование и интерпретация информации | Умение формулировать несложные выводы | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
Оценка информации | Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого баллов: | 14 | 15 | 15 | 15 | 20 | 19 | 16 | 19 | 18 | 16 | 21 | 20 | |
Уровень: | средн | с | с | с | в | с | с | с | средн | с | в | в |
- Возможности использования представленных материалов
Представленные диагностические материалы могут быть использованы учителями начальной школы. Основным критерием применимости и результативности представленных материалов является их ранжирование и конкретность.
- Возможные риски и пути их преодоления
Неприятие педагогами проведения длительной и трудоемкой работы по анализу и обработке результатов работы с текстом (т.е. нежелание проводить такой вид проверки) может быть решаемо за счет ограничения объема диагностической работы проведением контрольных срезов 1-2 раза в четверть.
Приложение
Примеры заданий к тексту и анализа результатов работ детей
в соответствии с критериями оценивания
Следует отметить, что при оценивании работ ответы учащихся в таблицу не сводятся. В данном случае они приведены только для наглядности.
Задание 1. Прочитай текст.
Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнезда. Бобры могут перегрызать даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.
В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке – капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Ее длина всего около семи сантиметров.
(По материалам энциклопедии
«Хочу все знать»)
Задание к тексту | Варианты ответов учащихся | Оценка по критериям |
| Это научный текст, в нем есть точные данные о грызунах. Это информация из энциклопедии. | 2 |
Научный текст | 1 | |
Художественный | 0 | |
| Тема – грызуны. Автор знакомит нас с многообразием отряда грызунов | 2 |
Текст о грызунах | 1 | |
0 | ||
| Бобры могут перегрызать деревья. В число грызунов входят также мыши, крысы, белки. | 2 |
Отмечены на картинке знаком «+» белка, мышь, бобр | 1 | |
Отмечены на картинке знаком «+» мышь, бобр, заяц | 0 | |
| (часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – самый маленький грызун, ее длина всего около семи сантиметров. | 2 |
(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – это грызун. | 1 | |
(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – живет на полях, ест пшеницу. | 0 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...
Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...
Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"
Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...