Современные образовательные технологии.
статья (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии
Технология разноуровнего обучения
Основные принципы
- Всеобщая талантливость - нет бесталанных учеников;
- Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получатся лучше, это что-то нужно искать;
- Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Организационная модель школы
- Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;
- Внутриклассная дифференциация в среднем звене проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательно интереса учащихся; при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов);
- Профильное обучение в основной школе и старших классах.
Технология коллективного взаимообучения
Преимущество КСО
- В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- Каждый чувствует себя раскованно работает в индивидуальном темпе;
- Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате коллектива;
- Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.
Варианты работы в парах
- Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»;
- Динамическая пара: выбирает четверых учащихся и готовит одно задание, но имеющие четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
- Вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого.
Технология модульного обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль – целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.
Модули позволяют перевести обучение на субъект – субъектную основу, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.
Технология полного усвоения знания
Категории обучаемых
- Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
- Талантливые, которым нередко по силам то, с чем не могут справится все остальные;
- Учащиеся, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Иерархия целей познавательной деятельности
Цель | Действия ученика | Результат действия |
Знание | Ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие) | Запомнил, воспроизвел, узнал |
Понимание | Ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явления) | Объяснил, проиллюстрировал |
Применение | Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях | Применил и получил заданный результат |
Анализ | Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого | Вычленил части из целого |
Синтез | Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решение проблемы) | Образовал новое целое |
Оценка | Ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели | Определил ценность и значение объекта изуения |
Технология проектной деятельности
Классификация учебных проектов:
- Проекты игр.
Цель – участие детей в групповой деятельности.
- Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
- Повествовательные проекты – целью которых является а получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной, музыкальной.
- Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта.
По составу участников проект может быть групповым и персональным каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Виды презентации проектов:
- Деловая игра;
- Демонстрация видеофильма;
- Экскурсия;
- Инсценировка;
- Театрализация;
- Игры с залом;
- Диалог персонажей;
- Спортивная игра;
- Путешествие;
- Реклама.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор, самостоятельностью учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»
Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края 4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...
Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"
В данной папке предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...
Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения.
Выступление на ШМО учителей начальных классов...
Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...