Урок-обзор "Мы - дети России"
классный час по теме

Поддубная Татьяна Владимировна

 Урок-обзор "Мы - дети России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_my_-_deti_rossii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

 

 

Урок-обзор

«Мы – дети России»  

                                                                                                                      

                                                              Поддубная Татьяна Владимировна,

                                                                  классный руководитель 4а класса

с. Ныда

2012

Класс: 4а

Цель урока: расширение представления детей о России как общей родине разных народов, обладающих самобытной культурой, сформировавших облик современного государства.

Задачи урока: дать обучающимся наиболее полное представление об идеологии, ценностях и традициях России и малой Родины. Представить детям образ Родины, символы государства, местоположение российского государства на географической карте.  

Форма проведения: урок-обзор

Методы: рассказ с элементами беседы и игры.

Оборудование: аудиозапись государственного гимна России, аудиозаписи песен; государственные флаги и гербы России, ЯНАО, Надыма, Ныды; физические карты России, ЯНАО, Надыма, стенная газета о Надыме.

 Место проведения: классная комната

Ход урока.

 

Ι.  Актуализация имеющейся у школьников информации о значимых событиях России.

 - Какие знаменательные даты отмечает наша страна, округ, район?

(200-летие Бородинского сражения, 1150-летие зарождения российской государственности, 40-летие г.Надыма).

- Отправляемся в путешествие. Мы поговорим о нашей стране, её символах.

ΙΙ. Раскрытие понятия «Государство».

1) «Полёт на ракете».

-Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства.

(Обращение к карте России. Учитель показывает очертания государства).

-Как называется наше государство?  (Россия, Российская Федерация).

Учитель: В 1862 году по инициативе императора Александра ΙΙ было торжественно отмечено 1000-летие России. Точкой отсчета стал 862 год, когда старейшины славянских и угро-финских племен ради прекращения раздоров решили призвать на княжение правителя «со стороны» - варяжского князя Рюрика. Он и стал первым новгородским князем, положив начало династии Рюриковичей. 21-23 сентября отмечается 1150 годовщина зарождения российской государственности.

Ты, Россия моя, золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту, за твою красоту

Я люблю тебя, родина светлая!

Россия – единое многонациональное государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей этнических групп.

- В нашем классе учатся дети разных национальностей. (Перечисляют: ненцы, коми, ханты, русские, белорус)

- Как всех можно назвать одним словом? (Россияне)

- Приземлимся на ракете в столицу России.

- Назовите столицу нашего государства. (Москва)

(Отмечают на карте г.Москва).

В состав России входит 89 субъектов; Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения.

- Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы.

- Кто знает основные символы любого государства? (Герб, гимн, флаг).

2) Государственный гимн.

-Прослушайте Государственный гимн России.

(Обучающиеся слушают гимн стоя)

- Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова). Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Гимн – торжественное музыкальное произведение. В переводе с греческого языка гимн – это торжественная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству. Много раз гимн менялся. Этот гимн звучит в нашей стране с 1 января 2001 года. Текст его написан С.В.Михалковым на музыку А.В.Александрова и утвержден Государственной Думой и Президентом.

3) Государственный герб России. 

- Что такое герб? (Ответы обучающихся).

- Официальный государственный символ – герб. В нем выражена государственность страны.

  (Объясняют значение изображения)

- Герб России – красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом. Красный цвет означает символ героизма, победы, а золотой цвет Орла – достоинство, богатство, величие, славу. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные одной лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение непоколебимости государственных устоев нашего Отечества. Грудь Орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца- считавшимся символом борьбы со злом, покровителем России.

4) Государственный флаг России.

- Что такое флаг? (Выслушиваются ответы обучающихся). (Демонстрация флага). Флаг - прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов. В переводе с греческого, означает «гореть, озарять, зажигать». Из  глубины веков пришел в наши дни нынешний Российский государственный флаг, потому что с приходом новой власти флаги менялись. Вернулся этот флаг из XVΙΙ века. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя – синего, нижняя – красного цвета. Каждый цвет имеет глубокий смысл: белый – символ мира, чистоты, правды; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, мужество, любовь.

 

ΙΙΙ. «Поездка на поезде в Салехард».

Путешествие продолжается. На поезде мы отправляемся в наш округ.

- Как называется наш округ? (Ямало – Ненецкий).

(Учитель показывает границы на карте)

- Назовите столицу. (Салехард)

Салехард – «город на мысу», единственный город в мире, расположенный на полярном круге.(Отмечают на своей карте г.Салехард).

- Как зовут губернатора округа? (Д.Н.Кобылкин)

- Люди каких национальностей проживают в округе? (Ненцы, коми, ханты)

На полярном самом круге,

Где следы оленьих нарт,

Ты известен всей округе,

Хлебосольный Салехард.

Главный город на Ямале

Ты судьбе, конечно, рад,

Обелиск стоит, чтоб знали:

Непростой ты, Салехард!

У нашего округа тоже есть свой герб и флаг – символы автономного округа. (Демонстрация флага и герба)

Герб состоит из геральдического щита, увенчанного золотой  короной, который удерживают два полярных медведя. В сине-голубом поле щита идущий серебряный олень, сопровождаемый полярной звездой. Медведи стоят на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент (оленьи рога), соответствующий бело-сине-красному  горизонтальному рисунку флага автономного округа. Сине-голубой – символ величия, красоты, цвет неба и воды; золото – символ богатства, справедливости, великодушия;  белый – символ чистоты, добра, независимости, цвет белых снегов. Северный олень символизирует мощь и независимость территории.

 

ΙV. «Полёт на самолете в Надымский район».

(Учитель показывает границы района на карте)

- Отметьте главный город района. (Надым)

9 марта 1972 года образовался город Надым. Отмечаем 40-летие города.

-Как переводится название города? (Болотистое место).

-Как называют жителей Надыма? (Надымчане).

- Кто является мэром Надыма и Надымского района? ( …..Ситников)

Сумасшедшие ветра – нелепость:

Город газа строится как крепость.

На сугробах расцвели костры.

Это дружбы яркие миры.

День за днем пройдут в работе годы –

Побегут в страну газопроводы,

Провода протянутся стальные,

И взметнутся вышки нефтяные.

Где из недр всходил белёсый дым,

Город, словно ключ забил Надым.

-Надымский район тоже имеет свои символы – герб и флаг. (Демонстрация)

Верхнее и нижнее полукружья по ненецкой мифологии – два круга жизни: небесный –справедливость, добро, память предков, и земной – человеческую сущность. Факел о трёх языках пламени символизирует газовую промышленность района, поверх которого серебряный национальный орнамент. Красный цвет – символ солнца, силы, красоты; голубой – символ чести, славы, преданности, чистого неба; зеленый – богатство сибирской природы, символ здоровья; серебро – символ простоты, мудрости, благородства, мира. Флаг украшает звезда, символизирующая северное сияние.

V. «Полет на вертолете в Ныду».

 - Как переводится Ныда? (Дыра, яма; подвешенная, находящаяся в воздухе; легендарная; по названию реки).  

- Как называют жителей  села Ныда? (Ныдинцы).

- Это ваша Родина. Никто не возьмется перечислить всего того, что стоит за этим большим и ёмким словом – Родина! Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями и друзьями.

Моя маленькая Родина.

Тихая улица посреди села,

Домик деревянный,

Рядом тополя.

Здесь провел я детство

С матерью, отцом.

Бегал на рыбалку,

По грибы ходил,

У костра ночного

Комаров кормил…

Часто вспоминаю  -

Я милые места,

Детство беззаботное,

Мать свою, отца.

Всё, что  сердцу дорого -

В памяти храню.

Маленькую Родину

Я помню и люблю.

 Какие вы знаете пословицы о Родине.

(Обучающиеся читают заранее подготовленные пословицы)

  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Родину – мать умей защищать.
  • Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело.

(Демонстрация герба и флага с. Ныда)

VΙΙ. Итог занятия.

Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам стоит знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Ожидаемый результат: знание   обучающимися  символов ЯНАО, понимание их смысла; воспитание чувства гордости за свою малую Родину; активное участие ребят,  заинтересованность,   развитие творческих способностей.

 

Литература

 1. Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б.Внеклассные мероприятия в начальной школе. В.: «Учитель», 2005

2. Архарова Л.И., Гребенкина Л.К. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004

3. Василенко Г.И., Ерёменко Н.И. Дни наук в начальной школе. В.: «Учитель», 2006

Дневник учащегося Надымского района.

4. Лободина Н.В., Савинова С.В. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 4. В.: «Учитель», 2006

5. Лапцуй Л.В. Песни мои – детям. С-Пб,: «Просвещение», 2001

6. Федорова Л.В. Ямальский калейдоскоп. 2 класс, Т.: Институт проблем освоения Севера СОРАН, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дети России"

Развитие у учащихся гражданственность, патриотизм как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активн...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для начальных классов «Дети России»

Цель программы: формирование у младших школьников навыков толерантных отношений.         Воспитательная программа «Дети России» объединяет учащихся с 1-4 класс, живущих по зак...

КЛАССНЫЙ ЧАС «Дети России - детям Донбасса»

Детей из объятого войной Юго-востока Украины вывозят в Россию под артобстрелами.В наш класс в этом году тоже пришла девочка из Украины. Это Золотарёва Вероника. Она вместе с родителями и маленькой сес...

Эссе на тему "Как усыновить всех детей России"

Сироты при живых родителях вот бич нашего времени. Почему дети оказываются в детских домах? Что сделать обществу, чтобы защитить детей уже оказавшимся в детском доме или как сделать так, чтобы детских...

Конспект занятия "Мы друзья природы" (Экологический фестиваль "Дети России за сохранение природы")

Конспект занятия для детей летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, посвященный Всемирному дню защиты окружающей среды в рамках Всероссийского экологического фестиваля "Дети России...

Социальный проект "Дети России-детям войны"

Представлен фотоотчет о выполненном долгосрочном социальном проекте...

"Мы - дети России" Печерская Варвара, 1 класс

Рисунок выполнен ученицей 1 класса....