опытно-эксперементальная работа по теме: Проектно-исследовательская деятельность"
опыты и эксперименты (2 класс) на тему
опытно- эксперементальная комплексная работа по теме "Проектно-исследовательская деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_teoriya.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БИРСКИЙ ФИЛИАЛ
«БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ ДЕТСТВА
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГАГИНА ОЛЬГА БОРИСОВНА
учитель начальных классов
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
по теме
«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Бирск-2012
Содержание
Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности младших школьников
1.1. Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания и обучения
1.2. Сущность и содержание проектно-исследовательской деятельности
1.4. Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Глава 2. Методика внедрения проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс начальной школы
2.1. Особенности проектно-исследовательской деятельности в начальных классах
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы
Введение
Актуальность программы. Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира. Происходящие в российском обществе изменения требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленных на индивидуальное развитие личности, а именно: творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельного движения в информационном пространстве, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и направленности группах, быть открытыми для новых контактов; формирования у них универсального умения ставить задачи для разрешения конкретных проблем.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Целью начального этапа обучения является формирование общеучебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения общеучебными умениями и навыками очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к познавательной деятельности и получению знаний. Опыт работы в начальных классах показывает, что, несмотря на новизну предмета, происходит снижение интереса к урокам и учебному материалу. Учебный процесс становится не эффективным. Одним из требований современности является использование на уроках информационно-компьютерных технологий, которые пока мало используются в учебном процессе. Дети сами хотят работать на компьютере, создавать презентации, самостоятельно знакомиться с жизнью своих сверстников из англоязычных стран. Из всего вышесказанного возникает проблема не соответствия требований времени методам и приемам, которые используются на уроках в начальных классах. Таким образом, метод проектов и его использование в сочетании с информационно-компьютерными технологиями, который отвечает требованиям современности, интересам учеников и пожеланиям родителей является актуальной темой для изучения.
Цель: выявить педагогические условия использования проектных технологий в обучении младших школьников.
Объект: организация познавательной и преобразовательной деятельности.
Предмет исследования: использование проектно-исследовательской деятельности в учебной и во внеурочной деятельности с младшими школьниками.
Задачи программы:
1. Определить сущность понятия проектно-исследовательской деятельности;
2. Изучить особенности использования проектно-исследовательской деятельности в современной школе;
3. Определить психолого-педагогические условия и содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников;
4. Составить программу опытно-экспериментальной работы по реализации проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками, реализовать ее на практике.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование проектно-исследовательской деятельности повысит у учащихся младшего школьного возраста познавательную активность, если:
1) разработана и реализована система использования метода проектов;
2) внедрены информационно-компьютерные технологии.
Методологические основы исследования составили теоретические положения, содержащиеся в работах зарубежных и отечественных педагогов и философов Дж. Дьюи, У.Х.Кильпатрика, М. Кнолля, С.Т. Шацкого, В.В.Гузеева и др.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ продуктов деятельности (анкета, опросник); педагогический эксперимент, математическая обработка полученных результатов.
Новизна исследования: определены и научно обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации метода проектов в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Теоретическая значимость: заключается в обобщении имеющегося теоретического материала и передового педагогического опыта по вопросу использования проектных технологий в современном учебном процессе начальной школы.
Практическая значимость: методические рекомендации по организации проектной деятельности могут использоваться учителями начальных классов в учебно-воспитательном процессе.
База исследования: МОБУ СОШ № 4 г. Бирск
Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности младших школьников
1.1. Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания и обучения
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи [18], а также его учеником У.Х.Килпатриком [22].
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. [18, с.74].
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено [51, с.23].
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Наиболее полное понятие «проектный метод» представлено в исследованиях И.Д. Чечель. По мнению ученого, исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. [49, с.42].
Другой подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах Г.К. Селевко. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий [37, с.109].
Так, Г.К. Селевко этот метод представляет как:
– вариант технологии проблемного обучения;
– комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;
– способ группового обучения;
– компонент методики обучения в школе С. Френе [42];
– способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся;
– метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени.
Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком [26, с.27].
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах [26, с.27].
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися [15, с.22].
Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности [17, с.33]:
1. Принцип равенства позиций.
2. Принцип доверительности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена [12, с.21].
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. Снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.
1.2. Сущность и содержание проектно-исследовательской деятельности
Для уточнения и конкретизации понятия проектно-исследовательская деятельность нами были изучены такие понятия, как «деятельность» «проект» и «исследование».
Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [5, с.84].
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [28, с.19].
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации.
Подход к проектно-исследовательской деятельности как к личностному свойству требует ее анализа в разных точках зрения:
- потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании,
- внутренней инициативы, побуждающей к поискам нового,
- операционно-технической подразумевающей у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности.
В отечественной психологии сильна традиция использования термина «ориентировочная (ориентировочно - исследовательская) деятельность». В научной школе М.И. Лисиной используются понятия познавательная активность» и указывается, что в ряде отношений оно близко к терминам «любознательность» и «исследовательское поведение» (или просто «исследование») [28, с.18].
Кроме того, встречается смешанное употребление этих терминов - например, В.В. Гузеев рассматривает познавательную активность ребенка как следствие его ориентировочно - исследовательской деятельности в новой ситуации [ 16, с.10].
- Фактором, запускающим процесс исследовательской инициативы является, по наблюдениям и выводам многих психологов (Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.) субъективная неопределенность: объекта, ситуации, которая проявляется в новизне, сложности, коллективном конфликте или противоречивости поступаемой информации.
По использованию речи в исследовательском поведении различают вербальное и невербальное исследовательское поведение.
Познавательные вопросы включают в себя:
а) вопросы идентификации (что это такое? кто это?)
б) вопросы классификации и определений (например, что означает то или иное слово)
в) вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений (о качестве и количестве, о времени и месте, о принадлежности и пр.)
г) вопросы объяснения и аргументации.
2) Социально - коммуникативные вопросы включают в себя:
а) вопросы о намерениях и деятельности (что ты будешь сейчас делать?)
б) оценочные вопросы (что такое хорошо и что такое плохо?)
в) вопросы подтверждения и поиска помощи
г) риторические вопросы
д) вопросы неопределенного смысла [28, с.19].
Таким образом, сущность проектно-исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.
В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье. Основное направление работы включает элементы исследования, имеющие «доступную новизну», задачи исследовательского типа, работу с картотекой.
О психолого-педагогических основах и содержании проектно-исследовательской деятельности младших школьников пойдет речь в следующем параграфе.
1.3 Психолого-педагогические основы и содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера [27, с.145].
Изменение приоритетов и задач образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес - качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его [40, с.86].
Исследование предполагает наличие основных этапов:
· постановка проблемы;
· изучение теории, посвящённой данной проблематике;
· подбор методик исследования;
· сбор материала, его анализ и обобщение;
· научный комментарий;
· собственные выводы.
Этапы проектирования:
· постановка проблемы;
· выработка концепции (гипотезы);
· определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности;
· создание плана;
· организация деятельности по реализации проекта;
В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. [30, с.76].
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
- первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
- второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
- третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
- по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
- по месту проведения (урочные и внеурочные);
- по времени (кратковременные и долговременные);
- по теме (предметные или свободные),
- по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов. Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя [40, с.75].
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:
· на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
· на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников [40, с.76].
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка [31, с.42].
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.
На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример - сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.
На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ [39, с.19].
Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории деятельности позволил мне выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов:
Таким образом, можно определить учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
Технология проектной деятельности и разработка проекта по литературному чтению "Былина как литературный жанр" для 4 класса...
Выступление на тему "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
При реализации ФГОС ведущую роль в развитии современного ребенка должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектн...
Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"
Выступление на заседании МО учителей начальных классов...
Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Инновационно-экспериментальная деятельность по теме: «Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД».
Инновационно-экспериментальная деятельность по теме:«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД»....
Инновационно-экспериментальная деятельность по теме:«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД».
Проектно- исследовательская деятельность младших школьников...