Обучение письму в начальной школе
статья по теме
Доклад на ШМО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_pismu_v_nachalnoy_shkole-1.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Начальный этап в средней школе - период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования.
Начальный этап важен потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself". Хотя в этом высказывании помимо элементарной ступени упоминается и промежуточная, это не снимает важности первой, то есть начального этапа.
Уже на начальном этапе закладываются универсальные коммуникативные умения, создаются основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, развивается коммуникативно-речевой такт, коммуникабельность. Первыми вехами в достижении целей становятся:
- Умение слушать собеседника, реагировать на вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор.
- Умение извлекать нужную информацию при чтении и слушании.
- Умение общаться в письменной форме.
При овладении письменной речью младшие школьники учатся:
- писать буквы английского алфавита;
- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
- восстанавливать слово, предложение, текст;
- заполнять таблицы по образцу;
- записывать слова, предложения под диктовку учителя;
- отвечать письменно на вопросы к тексту, картинке;
- заполнять простую анкету (имя, фамилия, возраст, любимая сказка, любимая еда, любимый вид спорта и т.д.);
- писать поздравление с Новым годом, с рождеством, с днем рождения;
- писать короткое личное письмо зарубежному другу, правильно оформлять конверт.
На первом году обучения ведется активная работа по овладению каллиграфией английского языка, а также орфографии в пределах изученной лексики. Для запоминания правил передачи звучащих слов на письме дети пользуются цветовой сигнализацией (красный цвет – гласная в открытом слоге, зеленый – в закрытом слоге, синий – согласная, черный – нечитаемая гласная или согласная, желтый или оранжевый – сочетания гласных типа ea, oo.)(начиная с 38 урока).
Уже в первом полугодии, когда происходит знакомство ребят с буквами и буквосочетаниями английского алфавита, предусматриваются обязательные письменные упражнения, часть которых выполняется непосредственно на уроке. Чаще всего это прописывание букв на доске и в тетрадях по образцу под руководством учителя.
Обучение графике производится в такой последовательности:
- показ буквы (прописной и строчной);
- медленное написание буквы учителем на доске с необходимыми пояснениями для осознания действий, выполняемых при написании;
- вторичное написание буквы с заданием учащимся воспроизводить движение ручкой в воздухе за учителем;
- написание буквы детьми в тетрадях.
Таким образом, обучение графике включает в себя: зрительное восприятие буквы; фиксацию учителем внимания учащегося на особенности начертания буквы; написание буквы учащимися под руководством учителя в классе; тренировку в написании буквы самостоятельно дома. Следует обращать внимание учащихся на особенности написания букв, например, в букве b вертикальная черточка расположена слева, а в букве d - справа, в букве N наклонная линия идет сверху вниз слева направо (не путать с русским И).
На втором и третьем году обучение опирается на умения и навыки письма, сформированные ранее, и развивает их. Закрепляются графические навыки, продолжаются формироваться орфографические навыки.
Сложность и объем письменных заданий постепенно нарастает. На уроках выполняются экономные, в отношении затраченного времени, письменные задания, например, заполнить таблицу, составить диаграмму и т.д. Основной объем письменных заданий рассчитан для самостоятельного выполнения дома. Письменные домашние задания, предлагаемые в заключительном подразделе каждого раздела учебника, выстроены в определенной логической последовательности: от простых к сложным, от тренировочных (например, по образцу, по аналогии) к более самостоятельным, творческим, выполняются параллельно.
Упражнения и методические приемы обучения письму и письменной речи подробно изложены в «Настольной книге преподавателя иностранного языка (авторы Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, Минск, 2001). Многие из них я использую в своей работе.
- Расположите все буквы в алфавитном порядке.
- Соотнесите печатные буквы с прописными.
- Соотнесите транскрипцию с указанными словами, скажите, в каких позициях и словах произносится данный звук.
- Сгруппируйте слова по буквам алфавита.
- Найдите спрятавшиеся слова и выделите их цветными карандашам - aeoncatfpnamear
- Выпишите из текста слова, которые можно обозначить следующими значками.
- Сгруппируйте все слова из списка по частям речи.
- Образуйте новые слова, добавляя одну или две буквы (not – note, fat – fate, tea - teach).
- Напишите диктант, в котором воспроизводятся знакомые слова.
- Составьте предложения из наборов слов и запишите их в тетрадь
- Решите кроссворд (чайнворд).
- Составьте предложения по образцу.
- Объедините разрозненные реплики диалога и запишите в тетрадь.
Обучение письму как виду речи происходит в русле решения коммуникативных задач, например, написать письмо герою сказки или реальному лицу; заполнить анкету, опросный лист; подготовить вопросы для интервью; составить распорядок дня, план рассказа, кратко изложить содержание прочитанного, используя фразу из текста; написать заметку в газету.
Предполагается, что к концу начального этапа учащиеся должны уметь:
- самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические упражнения, используя в случае необходимости словарь;
- составлять подписи к картинкам;
- письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту (с опорой на текст);
- составлять план устного сообщения в виде ключевых слов, делать выписки из текста;
- писать краткое письмо или поздравление зарубежному сверстнику по образцу на доступном детям уровне в пределах изученной тематики, используя словарь в случае необходимости.
Я предлагаю учащимся помимо упражнений в учебнике, прописях и рабочих тетрадях и дополнительные письменные упражнения, как для выполнения в классе, так и дома. Эти задания я дифференцирую по степени сложности для того, чтобы каждый учащийся смог испытать чувство успеха, уверенность в собственных силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение письму в начальной школе
Развитие современного общества представляет собой сложный, многоплановый процесс. Решение научно-технических проблем, всесторонняя модернизация экономики предъявляют новые, повышенные требования...
Обучение ребенка чтению и письму в начальной школе
Почти все дети очень довольны, когда начинают изучать иностранный язык. Они чувствуют в этом неповторимую магию и очарование. Ребенок уже по своей детской природе тянется к иностранному языку,...
Обучение письму в начальной школе.
Согласно ФГОС второго поколения обучение на английском языке говорению и письму проходит одновременно....
Связь чтения и письма в период обучения грамоте в начальной школе
Статья поможет учителю и родителям лучше понять связь чтения и письма в период обучения ребёнка грамоте....
Технологическая карта урока письма "Дифференциация букв Дд, Тт на письме" (УМК "Начальная школа XXI века"); 1 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования навыка дифференциации букв Д, д и Т, т и развития внимания к буквенной записи слов.Задачи урокаДидактич...
Методики обучения красивому письму в начальной школе.
Данная статья поможет сориентироваться в различных методиках обучения учащихся искусству каллиграфии....