Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
методическая разработка по теме
Становиться очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением школьников самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляются со стихийностью и неуправляемостью. Развитие умения учиться как универсальной характеристики личности школьника осуществляется в проблемных ситуациях, самостоятельное разрешение которых самими школьниками (под руководством учителя) является основным условием организации учебно-воспитательного процесса; совместная форма учебной деятельности является условием обеспечения индивидуального пути развития каждого школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
Современный этап развития общества выдвигает особые требования к перестройке содержания школьного образования. Сегодня учебно-воспитательный процесс, призван решать задачу: воспитание социально-активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника.
Становиться очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением школьников самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляются со стихийностью и неуправляемостью. Развитие умения учиться как универсальной характеристики личности школьника осуществляется в проблемных ситуациях, самостоятельное разрешение которых самими школьниками (под руководством учителя) является основным условием организации учебно-воспитательного процесса; совместная форма учебной деятельности является условием обеспечения индивидуального пути развития каждого школьника.
Задача каждого учителя состоит в том, чтобы сформировать познавательную деятельность у всех учащихся. Реально ли ставить перед учителем такие задачи? Естественно, что каждый преподаватель заинтересован в том, чтобы учебный процесс достигал намеченной цели. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Один из важнейших факторов развития интереса к учению – четкое понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребенок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из моих основных задач. Я исхожу из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу не давая готовых знаний сразу.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса.
Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты. (Аристотель, Э.И.Моносзон, И.Ф.Харламов и др.) Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с целями обучения.
Через цели организации активной учебной деятельности школьников влияет на все остальные компоненты методической системы и их взаимосвязи.
Анализ понятий активности школьника в процессе обучения предполагает изучение таких психолого-педагогических закономерностей, как формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.
Назначение деятельности учителя - всемирно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса. Вот почему, не утрачивая своей ведущей роли в педагогическом процессе, учитель-воспитатель обязан способствовать тому, чтобы ученик становился субъектом деятельности.
В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.
Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Суть активизации учения школьника посредствам проблемного обучения заключается не в обычной умственной активность и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству. Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели
Можно давать весь материал в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принцип значимости учебной деятельности [pic] для ребенка имеет важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь придет проблемная, ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором. Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Очень часто при постановке задачи перед учениками, учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу.
Проблемная учебная ситуация позволяет решать задачи чебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки
. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир
Также активизации учащихся на уроке способствует применение ИКТ на уроках.
Множество преимущество урока с использованием ИКТ по сравнению с обычным уроком, например, рост объема выполненных на уроке заданий; повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, включения игрового момента, объективность и своевременность результатов теста.
Ребята с удовольствием принимают участие в проектной деятельности.
Чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках, я применяю различные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний, умений и навыков.
Урок –основная форма организации учебного процесса, и качество обучения, прежде всего качество урока.
На уроках русского языка я применяю различные виды деятельности. Например, изучив
Новый материал переходим к его закреплению. Много внимания уделяю упражнениям из учебника, но целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.
Частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:
Ребята были в лесу. Вдруг слы : во ёлочки кто-то шур . Там ё ! Напала Жучка на . Да не тут ! Наколола она нас и .
Так же творческий характер носят задания вида:
от, укрылись, деревом, дождя, девочки, под
доме, мы, в, живём, кирпичном
растёт,школы, старый, нашей, около, дуб
туч, солнце, из-за, выглянуло
на, лошади, лугу, пасутся
Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.
Змиа.
Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.
В разные режимные моменты применяю игры со словами. Именно в игре, словом ребенок учится тонкости русского языка. Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, провожу различные игры со словами. С первоклассниками и второклассниками провожу игры: «Кто больше? Буква заблудилась, Какое это слово? Замени одним словом
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Игры.
I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму. I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Прежде всего, на своих уроках учу детей слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Постоянно ставлю детям вопросы: какую букву надо проверить на письме и почему? Как вы это будете делать? В работе использую:
- орфографические минутки,
- письмо с проговариванием,
- орфографические диктанты,
- работу с перфокартами,
- показ орфограммы карточками,
- орфограммы в пословицах, загадках,
- сигнальные карточки,
- игровые моменты «Третий лишний», «Опасное место», «Рассели по домикам», «Зажги фонарик». Эта работа приносит свои плоды при соблюдении систематичности, при постоянном оттачивании у детей умения слышать звучащее слово.
На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило. Например о том, что обозначает имя существительное.
Задание 1: Сравните правый и левый столбик.
Я ученик первого класса. Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради, Я кладу в портфель.
учебники и пенал.
Учитель задает вопросы.
1. Обе ли записи слов являются предложением?
2. Если нет, то почему?
3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?
4. Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.
Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.
Задание 2. Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, Весновка, Алма - Аты, лопата, Мурка, Москва.
1. Можно ли среди этих слов выделить две группы?
2. Если можно, то, по какому принципу? (по написанию) .
Вывод: одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
3. В какие группы можно определить?
A) по именам;
Б) название городов, рек;
B) клички животных.
4. На какой вопрос отвечают все эти слова.
Вывод: имена собственные - отвечают на вопрос что? I кто? - это существительные имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?
Б. Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи.
На этапе закрепления основным средством создания
проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
Задание 2.
1. Рассмотрите картинки:
2. Задайте вопрос к верхним картинкам.
3.Задайте вопрос к нижним картинкам.
4. Чем эти слова отличаются друг от друга.
Задание 3. Выпишите имена собственные:
Фамилия Сидоров, Озеро Байкал. Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Или, Озеро Балхаш.
В. Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.
Задание 1. Подчеркните в тексте имена существительные и объясните ваш выбор.
Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.
Задание 2. Что такое имя существительное: Придумайте по 5 существительных на тему природы, школы, посуды.
Задание 3. Одной чертой подчеркните имена существительные, а двумя собственные имена существительные.
От аллеи идет тропинка. Брат работает на лесопильне. Оля ушла с тетей Лизой. Пришло письмо от бабушки. Формирование понятия одушевленности.
В русском языке категория одушевленности, неодушевленности не представляет особых трудностей. В начальные классы отбирается только бесспорный материал, который не требует грамматического определения одушевленности, а только лексического (случаи типа кукла не рассматриваются) .
А. При объяснении используются такие задания:
Задание 1. Сравнить слово дом, кот
А) Может ли кот совершать действия? Докажите это (бегать, прыгать);
Б) Может ли дом совершать какие-то действия самостоятельно. Дом может строиться, стоять, ломаться, но все эти действия совершаются над ним кем-нибудь.
2.На какой вопрос отвечает кот и дом?
Вывод: слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевленными. Слова, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.
Задание 2. Сравнить слова:
Чем они отличаются? (по способу передвижения)
кот-сам, самолет - кто-то, конь-сам, машина - кто-то.
3. Задать вопрос:
Вывод: Если предмет передвигаться сам в пространстве, то он одушевленный, (живой), и отвечает на вопрос сто? (конь, кот) .
Если предмет не может передвигаться сам, то он неодушевленный, отвечает на вопрос что? (самолет, машинa) .
Б. При закреплении можно использовать следующие виды работ.
Задание 1. Разделите слова на 2 группы:
Конь, машина, волк, велосипед, самокат, лось, ролики, вертолет.
Вопрос учителя: по какому признаку вы разделили эти слова? Повторите правило.
Задание 2. Выпишите сначала существительные, которые отвечают на вопрос кто? потом - на вопрос что?
Октябрь, внучка, зима, темнота, трава, лыжник, дождь, грачи, собака, оттепель, корова, хищник, гром, сова .
Задание 3.
А) по рядам напишите по 3 предложения, которые имели бы существительное, которое можно увидеть в воде, в траве, на улице, и отвечало бы на вопрос кто?
Б) проверьте с объяснением : Почему задали вопрос кто?
Задание 4.
А) вспомните, что вы знаете об имени существительном. Распределите слова в две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Объясните, почему вы так сделали? По какому правилу?
Народ, пилот, завод, полет, город, поезд, поворот, год, ответ, свет.
Задание 5.
Пришла зима. С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. Растут сугробы.
1. Подчеркните имена существительные.
2. Поставьте вопрос.
3. Двумя чертами подчеркните существительные, которые обозначают явления природы.
В. Проверка проводится в виде:
Задание 1.
1. Что вы знаете о существительном?
2. В какие группы вы можете объединить слова?
Машина,, цветок, корова, Мурка, часы, Алла, Жучка, сорока; (группы, имена собственные, одушевленные и неодушевленные) .
Задание 2.
1. На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?
2. На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?
3. Задание: выпишите в один столбик одушевленные, а в другой неодушевленные предметы.
Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котенок. Коля, сосед урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама.
Задание 3.
1. Выделите имя существительное: Два, двойка, удвоить.
2. Посмотрите на карточку. Что на ней изображено? 2 (двойка) Какой можно задать вопрос - что? - двойка .
3. А что изображено на этих карточках?
Какой можно задать вопрос к слову два:
сколько яблок? сколько карандашей?
4.Задайте вопрос к слову двойка
Я получил двойку, (что?)
Вывод: Двойка - это существительное, т. к. отвечает на вопрос что?
Задание 4. Отгадайте загадки. Запишите ответы: сначала те, которые отвечают на вопрос кто?, затем, а затем на вопрос что?
-Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова);
-Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло - в речку утекло (снег);
-Кто зимой белый, а летом серый (заяц);
-Под соснами, под елками бежит мешок с иголками (еж) ;
-Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет (гриб) ;
-Не будильник, а разбудит, запоет - проснутся люди (петух) ;
Формирование понятия рода
Категория рода в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова. Методически целесообразно строить объяснения, используя жизненный опыт учащихся. Так ребенку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род).
А. Соответственно этому строятся уроки объяснения, на которых применяются такие задания:
Задание 1. Выпишите из словарного словаря слова, обозначающие животных и птиц.
Волк, ворон, заяц, коров , лис , петух, собак.
Вопрос учителя: На что заканчиваются эти слова. Давайте это отметим вот таким квадратом
А) рассмотрим с вами слово волк:. Серый волк лежал на дороге. За серым волк гнались собаки. Что изменилось в слове волк(ом)?. Это мы и будем брать в квадратик.
Б) рассмотрим слово лиса.
Рыжая лиса бежала.
Охотник увидел большую лис (у)
Что изменилось в слове лиса (у) . Это и берем в квадратик. Оставшиеся слова аналогично.
2. Предложим детям распределить эти слова в две группы по любому признаку. Направить их на возможность выделения мужского и женского рода.
3. Если дети не справятся, нужно попросить детей заменить слова волк и лиса на другие более короткие (местоимения он и она). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала.
Для наблюдения дать таблицу
4. Объяснить мягкость слов дверь, конь, тетрадь. Дверь - он (ж. р.);
Конь - он (м. р.); Тетрадь - она (ж. р.) .
Вывод: Имена существительные могут быть мужского и женского рода.
5. Дать слова: окн, дерев, пол, здоровь.
Предложить детям определить являются ли эти слова мужского или женского рода.
После того, как учащиеся при соотнесении этих существительных со словами он, она не найдут им место ни в одной из этих групп, предложить выделить эти слова в отдельную группу, поставив к ним слово оно. Эти слова среднего рода. Обратить внимание на окончание.
6. Вопрос: А если существительные употребляются лишь во множественном числе можно ли определить род?
Вывод: Во множественном числе родовая принадлежность пропадает.
Грамматическая модель рода имени существительных.
Прочитайте пословицы.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Ученье-лучшее богатство.
Старанье и труд свое возьмут.
Лес и вода - брат и сестра.
Растение - берегам спасение.
2. Как узнать род имен существительных?
Вывод: Чтобы узнать род имен существительного во множественном числе нужно это существительное поставить в единственное число.
3. Выпишите существительные ж. р., м. р., ср. р.
Б. На уроках закрепления. Использовались следующие виды заданий.
Задание 1.
A) Выпишите в один столбик слова с окончанием (какого они рода?), а в другой с окончанием о,е (какого они рода?) .
Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.
Б) Подберите по два существительных и женского и мужского рода. В каждом укажите
B) по рядам придумайте по два предложения, в которых было бы имя существительное ж. р. , которое обозначает время года, явление природы, состояние.
Задание 2 . Определите род имен существительных.
Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.
Вопрос учителя: Можно ли сразу определить род существительных? Почему?
Задание 3. Определите род существительных.
Седой туман поднимался над рекой, недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.
Задание 4 . Выпишите имена существительные, определить род.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко желтая листва.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Задание 5. Составить предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и задашь вопрос.
Стал, разгуливать, болоту, по, журавль.
Кукушка, бору, куковала, в.
Пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.
Парил, высоко, в, коршун, воздухе.
В. На этапе проверки применялись такие виды работ:
Задание 1. Как узнать является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?
Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бегун.
Задание 2. Выпишите одушевленные имена существительные и определите род.
Из трубы шел дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб - хищная птица. Белый медведь живет только на севере. На деревьях много птичьих гнезд. Крот - полезное животное. В ясную ночь на небе увидишь много звезд.
Задание 3. Составить рассказ из 3-5 предложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс -Чурбан»)
Вопросы:
1. Кто изображен на картине? (Ганс - Чурбан, козел) ;
2. Где они едут? (около, дорога, по, замок);
3. Что находится рядом? (Цветы, луга, трава);
4. Что он держит в руке? (Башмак).
Задание 4. Что такое имя существительное. Приведите примеры.
Почему слово пишется с большой буквы? Казахстан.
Как определить род имени существительного?
Определите род имен существительных: носки, столы, журналы, письма, коньки.
По какому принципу я разделила эти слова:
Конь машина
Собака кровать
кошка осина
медведь дерево
девочка бревно
Задание 5.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определить род.
Скоро растает сне... проснутся дерев...я набухнут почки побегут руч...и прилетят гр...чи и скворцы Саша и Ол...га повесят скворечники.
2 . Из каждой группы слов составьте по два предложения.
А) Ярко. Чирикают. Солнце. Громче. Светит. Воробьи.
Б) Днем. Замерзают. Лед. Ночью. Тает. Лужи.
Задание б. Подчеркните существительные, напишите одушевленность и род.
Храбрый человек; пушистый кот;
Злая собака, дождливая осень.
Задание 7. Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?
(кто?) ......... познается в беде.
(кто?) ......... сильна крыльями, а (кто?) ......... дружбой.
(что?) ......... с гор потекла - весну принесла.
Волга всем рекам ......... (кто?) .
Весенний (что?) ......... целый год кормит.
Земля кормит людей,, как (кто?) ......... детей.
На уроках закрепления пишем различные виды диктантов: комментированные, объяснительные, выборочные.
Много времени уделяется различным аспектам словарной работы. Провожу словарные диктанты, картинные диктанты, выборочные диктанты, а также диктанты состоящие из загадок, пословиц, поговорок из которых ребятам предлагается выбрать словарные слова.
Много уроков проводится с использованием ИКТ .Например такие как « Правописание безударных гласных в корне слова», « Понятие об имени рпилагательном», « Большая буква в именах собственных» и другие.( см. приложение)
Большую роль в контроле знаний имеют тестовые задания. Например при изучении темы корень слова учащимся был предложен тест:
ТЕМА: « Корень слова. Однокоренные слова».
УЧЕНИК______________________________________________
Прочитай, отметь в словах корень.
Садовник, гром, домашняя (работа), мастерская, лесник, морозить, сторожка, мостик, холодильник, жарко, низко, труд, работа, поход, повозка, помощник.
Допиши однокоренные прилагательные и глаголы к данным существительным. Корень выдели.
Свет-____________________________________________
Цвет- ____________________________________________
Прочитай. Отметь корень в однокоренных словах.
Лес, лесок, бор (хвойный лес), роща, лесник.
4*. Прочитай. Подчеркни слово, которое не является однокоренным с двумя другимисловами.
Рис, рисунок, рисовое (поле).
5*. Прочитай. Подчеркни слова, близкие по смыслу.
Глаз, глазунья, яичница, омлет.
Прочитай. Запиши, сколько здесь групп однокоренных слов.
Снег, цветник, снеговик, звонкий, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить.
ОТВЕТ:__________ группы.
А также ребята выполняют тесты с выбором ответа:
Ф.И._____________________________________________________________
Тест.
1. Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король, роли;
б) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
в) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2. Проверочным словом к слову г…ра является:
а) гарь;
б) горы;
в) горький.
3. Слово дом - проверочное для слова:
а) домино;
б) домашний;
в) домик.
4. В слове нельзя проверить безударную гласную:
а) зима;
б) пальто;
в) холод.
5. Вставь пропущенные буквы.
Всю ночь л…тает,
Мышей по…дает,
А станет св…тло,
Л…тит в дупло.
Дети на уроках регулярно выполняют эти задания. Во втором классе они даже справляются с таким видом теста, как мини ЕГЭ,( см. приложение ) причем именно эти задания они выполняют с большим удовольствием.
Работа с карточками позволяет контролировать усвояемость материала каждым учеником.
Так же на уроках мы разгадываем кроссворды, ребусы , анаграммы.
На уроках используется большое количество наглядных пособий. С ними урок становится богаче и ярче. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучщему запоминанию материала., повышают интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
На уроках математики так же применяю различные формы и методы работы.
При усвоении навыков устного счета применяю различные математические диктанты, использую игровые моменты, развиваю смекалку. Детям нравятся различны « веселые» задачи, в которых присутствуют известные им герои
- Незнайка сначала съел 4 ягоды земляники, а затем еще 3 ягоды. Сколько ягод земляники съел Незнайка?
2. Крош сделал 5 пирамидок, а Ежик - 3. Сколько всего пирамидок они сделали?
3. Пончик съел 2 пирожка с яблоками и 4 пирожка с малиной. Сколь¬ко всего пирожков съел Пончик?
4. У Малыша на праздничном торте было 4 красных свечки и 3 жел¬тых. Сколько всего свечей было на торте?
5. Сиропчик выпил 3 стакана сиропа и 4 стакана газированной воды. Сколько всего стаканов жидкости выпил Сиропчик?
6. В первый вечер домовенок Кузя рассказал Наташе о 4 своих дру¬зьях, во второй - еще о 5. О скольких друзьях рассказал домовенок за два дня?
7. Знайка прочитал за неделю 3 книги, поэт Цветик - столько же. Сколько всего книг прочитали Знайка и Цветик вместе?
8. Копатыч сначала съел 6 килограммов меда, затем еще 4 килограм¬ма. Сколько всего килограммов меда съел Копатыч?
А так же задачи в стихах.
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел-
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей
Семь весёлых поросят
У корытца стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
На уроках я предлагаю ребятам задачи на смекалку:
Масса наполненной маслом канистры 17 кг. Если же она наполнена наполовину, то её масса равна 9 кг. Какова масса пустой канистры?
Или такая задача: «Брату 12 лет, а сестре 10 лет. На сколько лет брат старше сестры? На сколько лет сестра младше брат?» Ставлю дополнительный вопрос: «А через три года, на сколько лет брат будет старше сестры?» Он позволяет выяснить постоянство отношений «старше - моложе», повышает интерес к задаче, делает ее значимой в практическом плане, познавательной.
Очень интересен занимательный материал таких авторов как И. Сухин и М.Беденко.
Ребята с удовольствием выполняют задания Обезьянки Читы, Загадалки, Путалки и других героев.
Например: зачеркнуть все буквы, встречающиеся более одного раза, а оставшиеся буквы соединить. Какое число получится?
1. ОДИН ДВА ТРИ СТО СОДА РУЛЬ ИВА.
2. ВОСЕМЬ ДВА ТРИ СЕМЬ ПАН ТРАП.
3. ДЕВЯТЬ ПЯТЬ РЕПА ЯР.
4. СТО СОРОК ОДИН ДНО КОД.
5. ЛОНО ПЯТНО НОЛЬ.
13. ТРИ МИР МЫС МЯЧ КИРКА.
Развитию познавательных интересов способствует использование
геометрического материала.
1 Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.
Спрашиваю
Из каких фигур состоит рисунок кошки?
Какой фигурой представлено туловище?
Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон
2 Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных
фигур домик, елочку, кораблик и т.д.
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии
на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности
как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в
окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что
одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания
наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более
глубоким.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в
самостоятельную деятельность, в наблюдение.
1. Подбери заплатку к сапожку
2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
3. Упражнение Геометрические фигуры
4. Упражнение Треугольники
5. 100-клеточная таблица с графическими изображениями
6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы
7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера
8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и
черного цвета
9. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами
Задания, направленные на развитие памяти.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали
богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных
наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть
человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью.
Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но
следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее
обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика,
способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память – это одно из
необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая.
Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене,
поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится
запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к
запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их
мышления.
1. Запомни двузначные числа.
2. Запомни математические термины.
3. Цепочка слов.
4. Рисуем по памяти узоры.
5. Запомни и воспроизведи рисунки
6. Зрительные диктанты
7. Слуховые диктанты
На уроках математики необходимо использовать игровые задания, направленные на развитие внимания, воображения и т. д. Так, например, задания на развитие внимания:
- Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?
- Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по
две груши. Сколько всего груш?
- На яблоне было десять яблок, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?
Я начинаю работу по карточкам с 1 класса. Использую их при отработке вычислительных навыков и при решении задач. Конечно, подобная работа требует много сил и времени: составление карточек, проверка работ с различным содержанием. Но детям эта работа нравится, и она приносит много пользы. Работа по индивидуальным карточкам ценна и тем, что все получают оценку, и каждый ученик знает, что все зависит от его старания.
Так же ребятам предлагаю тестовые задания в различных формах.
1. Реши задачу, выбери правильное решение и ответ,
обведи в кружок номер.
На аэродроме было 9 самолётов. Несколько улетело. Осталось 3. Сколько самолетов улетело?
1) 9+3=12 (с.) 2) 9-3=6 (с.) 3) 3+6=9 (с.)
2. У Оли 7 кг яблок, а у её брата на 4 кг больше. Сколько кг яблок у них
вместе?
1) 7+4=11(кг) 2) 7+4=11(кг) 3) 7+4=11(кг) 4) 11+4=15(кг) 5) 11+7=18(кг)
3. Найди верное равенство, номер обведи в кружок.
1) 9+3-2-0=8 2) 9-3+2+0=8 3) 9-3+2-0=8
4) 4+3+2-9=0 5) 4+3-2+9=0 6) 4+3+2+9=0
4. Вставь пронумерованные числа в выражение, чтобы получилось верное
равенство. Найди правильное число, обведи номер в кружок.
5 + 3 - … = 4 | 9 - … + 6 = 8 |
1) 4 2) 0 3) 5 4) 6 | 1) 6 2) 7 3) 4 4) 5 |
5. Составь выражение и запиши его. Найди правильно составленное
выражение, обведи номер в кружок:
“Сумму чисел 30 и 40 увеличить на 20”
1) (30 + 40) - 20 2) (40 - 30) + 20 3) (30 + 40) + 20 4) (40 - 30) - 20
6. Разность чисел 65 и 5 увеличь на 31.
1) (65 +5)-31 2) (65+5)+31 3) (65 -5)-31 4) (65 - 5) + 31
7. Реши задачу. Найди правильное решение и ответ обведи в кружок.
На столе стояли ваза и кувшин. Вместимость кувшина 9 литров. Это на 5 литров больше, чем вместимость вазы. Найди, какой объём занимают ваза и кувшин вместе?
1) (9 +5) +9 =23 2) (9-5) +9= 15 3) (9-5) +9= 13
8. Выдели кружком правильное равенство:
1) 6 дм 7 см = 13 см | 3) 6дм 7см = 67см |
2) 6 дм 7 см = 7 дм 6 см | 4) 6 дм 7 см = 76 см |
9. У Пети 34 наклейки, а у Димы 31 наклейка. На сколько наклеек у Пети
больше, чем у Димы?
1) на 65 наклеек, 2) на 3 наклейки, 3) на 2 наклейки.
10. Мама купила 16 шариков, из них 9 синих, остальные красные. Сколько
красных шариков купила мама?
1) 25 шариков, 2) 9 шариков, 3) 7 шариков.
А так же как и по русскому языку ребята выполняют « Мини ЕГЭ»( см. приложение)
Формированию осознанных знаний , прочных умений и самостоятельной практической деятельности учащихся способствуют самодельные таблицы , схемы- опоры, перфокарты.
На уроках я стараюсь создать проблемную ситуацию, которая способствует исследовательским навыкам учащихся.
Так же предлагаю различные дидактические игры:
«Отправь письмо». На доску крепятся домики (для 1,2,3 ряда) в окошечке числа: например, 11,13,15. Дети в тетрадь записывают пример (письмо), который надо отправить в нужный домик. Эта игра хороша для проверки состава чисел (11-18). В этой игре можно изменить правила,
-5-
организовать игру по-другому.
«Кто быстрей». Напротив каждого ряда прикрепляется картинки с изображением различного транспорта. Например: катер, мотоцикл, машина.
и т.д.
Ниже записаны примеры.
Ученик каждого ряда по порядку выходит к доске и пишет ответ. Побеждает тот ряд, кто быстро и правильно запишет ответы. Эту игру можно изменить. Под рисунками записать ответы, а дети в тетради должны составить и записать пример.
КАТЕР МОТОЦИКЛ МАШИНА
Игровая ситуация «Преобразуй квадрат» тоже интересна детям. На доске квадрат с числами. Дети в тетради простым карандашом чертят такой же квадрат. Задание даётся по вариантам: 1 вариант +3, 2 вариант +4. Дети заполняют квадрат, затем идёт взаимопроверка.
Например: на доске. У детей: +3 У детей: +4
«Спортлото». Каждому ученику выдаётся четвёртая часть тетрадного листа. В зависимости от количества заданий ученики складывают его на 8 (12) частей, затем лист расправляют. Я читаю задание, а дети в полученных ячейках записывают ответы. Далее следует проверка в паре. Я читаю ответы, а дети проверяют карточки, «спортлото». Если ответ правильный, то число обводят в кружок.
Многие игры и упражнения строго на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие учащихся в работе с различным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно и с интересом приступают к выполнению упражнений. Каждый получает карточку с заданием - задачей. Карточка №1
Составь задачу по краткой записи и реши ее, составив по ней выражение.
Наименование
Цена
Количество
Стоимость
Тетрадь
Одинаковая
10 штук
3 руб.
Блокнот
Одинаковая
8 штук
?
Проверка вычислительных навыков и элемент самоконтроля присутствует в игре «Рисунок». Эту игру можно проводить при проведении арифметического диктанта или задание можно записать на доске. Ученику нужен цветной карандаш.
У каждого ученика лист клетчатой бумаги, В клетках различные числа. Я диктую пример (задание), дети вычисляют в уме ответ, на листке находят нужное число (ответ) и закрашивают клетку цветным карандашом. Если все задания выполнены верно, то получается какой – либо рисунок.
Со второго класса применяют на уроках игру «Математическая мозаика». Берутся две карточки одинакового размера и расчерчиваются на одинаковые прямоугольники. На одной карточке пишутся числовые выражения, а на другой их значения. На обратной стороне карточки с примерами наклеиваю рисунок (лучше открытка) и разрезаю карточки по линиям. При изготовлении мозаики надо учесть, чтобы ответы в примерах не повторялись. Вычисляя пример, ученик закрывает нужный ответ, переворачивая часть открытки изображением вверх. Если всё решено верно, то рисунок собирается правильный. Дети с удовольствием выполняют эту работу. Ребят интересует, какой рисунок – изображение у них получится, правильно ли они решили примеры?
Так же стараюсь как можно чаще применять уроки с использованием ИКТ.
Например « Меры длины», « Периметр прямоугольника», « Прибавить и вычесть 3», « Буквенные выражения»и др.( см. приложение). А также различные тренажеры для устного счета с использованием мультемидийных технологий.( см приложение)
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и
заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и
способностей, расширяет математический кругозор младших школьников,
способствует математическому развитию, повышает качество математической
подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у
него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои
способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные
интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание
своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы
познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими,
продуктивными.
Урокам окружающего мира принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Поэтому включаю в них практические
Работы исследовательского и творческого типа(«Из чего состоят предметы» и др.), за
нимательные опыты («Почему яйцо не тонет?» и др.), турниры КВН и конкурсы, поэтические и художественные произведения. Стараюсь разнообразить каждый урок. Организую диалоги учащихся с учителем и между собой. Предлагаю работу в парах и в группах. Это позволяет сочетать контроль учителя с само и взаимоконтролем. Исполь"
зую Интернет"технологии, которые служат для визуализации материала.
Использование на уроках окружающего мира практических работ позволяет добиться понимания важнейших закономерностей устройства природы и общества, так как каждый ученик не просто получает ту или иную информацию от учителя или из учебников и воспроизводит ее, но открывает ее сам, выполняя опыты самостоятельно.
Создание на уроках прблемной ситуации активизирует мыслительную деятельность учащихся. Например при изучении темы «Свойства воды» я читаю детям текст:
Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой.
Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел ве
село и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел , навьюченный солью,зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги .Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа.
А затем ставлю перед детьми задачу Почему же поклажа первого осла стала легче. Все гипоте6зы фиксируются и дети приходят к правильному решению.
Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить». Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности творческого мышления.
Тема: «Живая и неживая природа».
Проблемные вопросы:
1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
2. Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира.
3. Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты , если исчезнет солнце?
Проблемные задания:
1. Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
2. Перед тобой 2 пластмассовых стакана: с водой и землей; блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение – живой организм? (После проверки заложить опыт).
Проблемные задачи:
1. Когда старое дерево сгинет, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?
2. Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела, человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?
Тема: «Части растений».
Проблемные вопросы:
1. Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?
2. Если у кустарника ежегодно срезать все стволики, кроме одного, станет ли оно деревом?
3. Зачем нужно знать, из чего состоят растения?
4. Может ли быть на одной веточке цветок и плод?
5. Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
6. Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими растениями, работают?
Проблемные задания:
1. Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие?
2. Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень отличается от свеклы?
Проблемные задачи:
1. В корзине лежат редис, лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто кроме биологов мог вырастить эти растения?
2. Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, птицам, зверям, запахом, нектаром, соком и т.д.).
На уроках окружающего мира широко применяются дидактические игры, например
« Можно – Нельзя.» Столе квадратики зеленого и красного цвета. Я загадываю загадку,и еси предметом –отгадкой можно пользоваться всей семьей, то дети поднимают зеленый квадрат, а если это предмет личной гигиены, то красный.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это, ребята?
(Мыло)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам.
(Зубная щетка)
Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет он про нос.
(Носовой платок)
Он не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам он всегда
На зубы попадает.
(Зубной порошок)
Говорит дорожка -
Два вышитых конца:
Помойся ты немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)
Мудрец в нём видел мудреца.
Глупец - глупца, баран - барана.
Овцу в нём видела овца.
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова-
И Федя неряху увидел лохматого. ( Зеркало.)
ира « Совет»
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!
Вместе
Так что обязательно
Будьте вы внимательны!
______________________
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
_____________________
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет,
____________________
Говорила маме Люба:
-Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? Нет!
________________________
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
_____________________
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
________________________
Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ?
Молодчина Люда? Нет!
______________________
Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
Тестовые задания на уроках окружающего мира проводятся практически на каждом уроке. Это позволяет прверить ЗУН детей, полеченные на предыдущих уроках.
Например тест после изучения темы « Органы чувств» я предложила детям выполнить следующий тест.
Отметь правильный ответ:
Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь по сосудам
А) легкие б) желудок в) сердце
2. Этот орган заведует нашими мыслями, следит за работой главных внутренних органов – сердца и легких. За это его и называют «командным пунктом» организма.
А) печень б) мозг в) кишечник
3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.
А) легкие б) мозг в) сердце
4. В этом органе выделяется кислый сок, который способен переваривать большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением «внутренней кухни».
А) кишечник б) желудок в) печень
5. Этот орган похож на длинный извилистый «коридор». Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачный раствор и впитывается в кровь
а) желудок б) печень в) кишечник
Особенности познания окружающего мира – сенсорное восприятие. Применение слайдового оформления учебного материала по каждому модулю с краткими выводами усиливает привлекательность объектов природы, эмоционально окрашивает восприятие. Этот методический прием важен и с другой стороны – учит обобщать услышанное, прочитанное, выделяя главное.
Поэтому проведение мультимедийных уроков, необходимое условие для активизации деятельности учащихся. Так же проводится тестирование с помощью компьютера.
Даже сами ребята принимали активное участие в проектной деятельности. Так например учащимися были созданы проекты « Почему надо есть много овощей и фруктов», « Что такое экономика», « Значение воздуха и воды»
Наглядность на уроках окружающего мира необходима.
На уроках окружающего мира проводятся викторины, КВН, соревнования. Дети очень любят подобные виды деятельности и с удовольствием принимают в них участие.
Также проводим экологические конференции, регулярные беседы по безопасности жизнедеятельности, проводим экскурсии, практические работы и опыты.
Наблюдения за окружающей природой, растительным миром помогают раскрыть взаимосвязь предметов и явлений природы, а курс РК позволяет лучше узнать свой край.
Уроки чтения- настоящая школа воспитания чувств, эмоций, глубины мысли , самостоятельного поиска. Поэтому большое внимание уделяю чтению и развитию речи. Хочу заметить , что дети , хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития , могут успешно развиваться по всем предметам.
На уроках чтения обязательно проводится речевая разминка .Например:
ба — бу — бы на дворе стоят столбы
бу — бы — ба из окна торчит труба
до — ду — да гудят провода
жа — жа — жа есть иголки у ежа
жи — жи — жи здесь живут ежи
А затем задание усложняется: Послушай и доскажи:
са — са — са в лесу бегает… (лиса)
со — со — со у Вовы… (колесо)
усь-— усь — усь на лугу пасётся… (гусь)
ча — ча — ча горит в комнате… (свеча)
чу — чу — чу молоточком я… (стучу)
оч — оч — оч наступила… (ночь)
ша — ша — ша мама моет… (малыша)
шу — шу — шу я письмо… (пишу)
аш — аш — аш у Марины… (карандаш)
Так же в качестве речевой разминки мы можем применить песенки-долгоговорки
Многократное, чёткое повторение, особенно если оно сопровождается весёлым настроением, приносит желаемые результаты. Дети начинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сторону, проговаривание и само повторение приносит им радость.
«Ай-люли». Е.А. Благинина
Ай-люли, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок — в сапожках,
Курочка — в серёжках,
Селезень — в кафтане,
Утка — в сарафане!
Котик в новой свитке,
Кошечка — в накидке,
С перстеньком на лапке…
А собака в шапке.
Все по лавкам сели,
Сели и запели:
Ай-люли, ай-люди,
Гости к Дашеньке пришли!
На уроках применяются различные дидактические игры. Например при определении темы урока : - В данных рядах букв найдите “спрятавшиеся слова”:
атвкакчевменьмуравьишкавлгрслищдасбдомойшвалчсяфкаварсипрспешил Назовите слова, которые вы отыскали. (Как Муравьишка домой спешил),
Игра самый внимательный читатель
назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.
“Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: “ Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”. (Рус. нар.сказка “Дети Деда Мороза” )
“… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым , холодным одеялом накрывает он поля” ( рассказ автора Иванова “Каким бывает снег” )
“…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…” (Рассказ, автор Пришвин, “Деревья в лесу”)
“… Однако старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко , пригрело горшочек, и снег стал таять…,пищит что-то в горшочке…,девочка, беленькая ,как снежок, и кругленькая, как комок…” (авторская сказка, Даль В.И., “ Девочка Снегурочка”)
“Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло”. (Стихотворение автора Александрова “Зима”)
На уроках чтения я стараюсь разнообразить деятельность, поэтому часто проводим мини викторины, блиц турниры, разыгрываем сценки из изучаемого произведения.
Ребята с удовольствием работают по карточкам, выполняют тесты. Так же ребята работают в тетрадях по чтению, где учатся составлять планы текста, пишут краткое содержание, рисуют иллюстрации к произведениям.
Мультемидийные технологии позволяют с помощью презентации более объемно познакомить учащихся с биографией автора, его произведениями, с изучаемой темой.
На уроках чтения и во внеклассной деятельности применяю различные приемы динамического чтения , а так же уражнения по развитию техники чтения.( см. приложение)
На всех уроках успешно используютсяэлектронные наглядные пособия, демонстрационные таблицы, электронные энциклопедии, такие как « Энциклопедия Кирилла и Мефодия», и «Уроки Кирилла и Мефодия»
Для активизации деятельности учащихся стараюсь проводить как можно чаще нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок творчества, урок-игра, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов и другие.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений, провожу познавательные и тематические беседы о дружбе, культуре поведения, стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, к родному краю и стране, воспитывать патриотические чувства.
В результате работы я достигла повышения интереса учащихся , качества знаний, умений, навыков. Ребята активно работают на уроках, принимают участие в классной и школьной жизни.
Опытом работы я делюсь с коллегами, даю открытые уроки и мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация воображения обучающихся на уроках в начальной школе
Изменения в мире происходят очень быстро.В современном обществе может реализовать себя инициативная творческая личность. Дидактические игры на развитие креативного воображения и творческие задания пом...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством применения ИКТ
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для начальной школы....
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)...
исследовательская работа учителя «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».
Инновация представленного опыта заключается в адаптации современных педагогических идей. Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные те...
Активизация мыслительных способностей учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления.
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Критичность ума – это умение че...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.
laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...
Инновационный педагогический опыт «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».
Актуальность и основная идея опыта. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школ...