Технология деятельностного метода обучения
статья по теме

Ткаченко Нина Аркадьевна

Статья о  деятельностном методе обучения, в которой описаны основные положения технологии деятельностного метода обучения и расскрываются принципы преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tehnologiya_deyatelnostnogo_podhoda.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода обучения

Автор: Ткаченко Нина Аркадьевна, учитель начальных классов, МОСШ №3 г. Белоярский, ХМАО-Югра, Тюменской области

«Любая деятельность может быть либо

 технологией, либо искусством.

 Искусство основано на интуиции,

 технология – на науке.

 С искусства все начинается,

технологией – заканчивается,

чтобы затем все началось сначала».

В.П. Беспалько,педагог, академик РАО.

Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом  учителя, позволяющим решить задачу по смене модели  образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения.

Систематически и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальной школе, в среднем звене неизбежно переходит в разряд слабоуспевающих или неуспевающих.  На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Каковы же основные положения  технологии деятельностного метода обучения?

Во-первых, процесс обучения есть всегда обучение деятельности;

Во-вторых, сам процесс учения должен быть творческим;
В- третьих, обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.

Этот метод осуществляю путём создания на уроках  проблемных ситуаций и, как следствие-необходимости проблемного диалога. Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу попробовать свои силы, хочу разобраться, хочу сам понять и т.д.). На следующем  уроке или спустя какое-то время слышу субъективные открытия («Я сам справился с этой проблемой, я пришёл к выводу, что…, в результате исследования я получил…» и т.д.)

Использование деятельностного подхода и проблемно-диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

Технология деятельностного метода обучения способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,  и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: учитель должен  предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.

Какие качества необходимы современному выпускнику начальной школы?

Среди множества качеств выпускника начальной школы я бы выделила одно из важнейших: умение действовать в новой ситуации, информационную грамотность, в т. ч. коммуникативную.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных:

  1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
  2. грамотно работать с информацией;
  3. самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
  4. быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  5. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Технология деятельностного метода обучения

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. В статье опис...

Формирование УУД на уроках ОНЗ технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон

Формирование универсально учебных действий на уроках открытия нового знания технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон...

Технология деятельностного метода обучения

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования....

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....