Формирование УУД на уроках ОНЗ технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон
методическая разработка (математика, 1 класс) на тему
Формирование универсально учебных действий на уроках открытия нового знания технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_onz.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроке «открытия» новых знаний (ОНЗ)
Этапы урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Мотивация к учебной деятельности. (1 – 2 мин)
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Что значит уметь учиться?
- Хочу учиться.
- Могу учиться.
- Зачем надо учиться?
Требования к этапу | УУД |
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо»). 2.Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3.Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
- Актуализация знаний и пробное учебное действие. (4мин)
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
-Актуализация необходимых ЗУН.
- Обощение ЗУН.
- Пробное учебное действие.
- Фиксация затруднения
Требования у этапу | УУД |
1.Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2.Зафиксировать актуализированные способы действия в речи. 3. Зафиксировать актуализированные способы действия в знаках (эталоны) 4.Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6.Мотивировать к пробному действию («надо» - «могу» - «хочу»). 7. Организовать самостоятельное выполнение пробного действия. 8.Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного действия или в его обосновании. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково – символических средств (П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - выполение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
- Выявление места и причины затруднения. (2 мин)
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
- Перестаю действовать – начинаю думать.
- Что я делал, какие знания применял.
- Где возникло затруднение? (место)
- Почему оно возникло? (причина)
Требовании к этапу | УУД |
1.Организовать восстановление выполненных операций. 2. Организовать фиксацию места (шаги, операции), где возникло затруднение. 3.организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т. д ). 4. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации(П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний(П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К). |
- Построение проекта выхода из затруднения. (2 мин)
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
- Какое знание строю, чему учусь.
- Как строю и с помощью чего. (выбор способа и средств)
- План построения нового знания
Требования к этапу | УУД |
Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1.Учащиеся ставят цель проекта ( целью является устранение причины возникновения затруднения). 2.Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3. Учащиеся определяют средства ( алгоритмы, модели, справочники и т. д.) 4. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели). | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П); - самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой информации из текстов (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (Р); - прогнозирование (Р); - структурирование знаний (П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - разрешение конфликтов (К). |
- Реализация построенного проекта.(7мин., работа в группах)
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
- Реализация построенного проекта.
- Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон).
- Решение задач, вызвавших затруднение.
Требование к этапу | УУД |
1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках ( с помощью эталона). 4. Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5. Организовать уточнение общего характера нового знания ( возможность применения нового способа действия для решения всех заданий данного типа). | - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - познавательная инициатива (Р); - выражение гипотиз и их обоснование (П); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - поиск необходимой информации из текстов (П); - использование знаково – символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов ( предметы, схемы, знаки и т. д. ) (П); - устанавливание причинно – следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем твореского и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательств (П); - нравственно – этическое оцениваниеусваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов (К). |
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.(5 мин)
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
- Решение типовых заданий на новое знание.
- Проговаривание во внешней речи. ( всеми учащимися)
Требование к этапу | УУД |
1.Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П); - извлечение из текста необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаково – символических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно – следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений. Доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, коордирование разных позиций (К); - использование критериев для обоснование своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - управление поведением партнёра (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 мин)
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
- Выполнение самостоятельной работы. (решение типовых заданий)
- Самопроверка. (по эталону для самопроверки)
- Коррекция ошибок.
- Ситуация успеха.
Требование к этапу | УУД |
1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). 3. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное соотнесение работы с подробным образцом). ( в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки) 4. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П); - извлечение из текста необходимой информации (П); - использование знаково – символических средств (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - доказательство(П); - контроль(Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
- Границы применения нового знания.
- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученным.
- Задание на повторение.
- Задания на пропедевтику изучения последующих тем.
Требование к этапу | УУД |
1.Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | - нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково – символических средств (П); - установление причинно – следственных связей (П); - выведение следствий (П); - самостоятельное создание алгоритмов действий; - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнёра (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
- Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания.
- Рефлексия нового содержания.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Самооценка деятельности.
- Домашнее задание.
Требование к этапу | УУД |
1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2.Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...
Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)
Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....
Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.
Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....
Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.
Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...
Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"
Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...
Структура урока в технологии деятельностного метода обучения
Структура урока в технологии деятельностного метода обучения: этапы, цели, описание этапов, время, приём...