Проектная деятельность
статья (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Опыт осуществление проектной деятельности во внеурочное время
(Каштанова Е.А. - учитель начальных классов МОУ «СОШ №34» г. Саратова)
Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Я хочу поделиться опытом своей работы проектной деятельности во внеурочное время.
Проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что – то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т. д. Проект – это одна из форм исследовательской деятельности. В педагогике под методом проекта понимаются совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершиться практическим результатом.
Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности. Форма работы проектной деятельности – это исследовательская работа, поиск вариантов решения, создание проблемных ситуаций.
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся : исследовательские; творческие; игровые; информационные; социально – значимые. В чём же особенность проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников?
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, метод исследования, результат, выводы. Иванникова Зоя работала над проектом «Хлеб – всему голова!», в котором рассказала о происхождении хлеба, его пользе, популярных видах хлеба, провела эксперимент на четырёх видах хлеба, сравнивая качество внешнего вида; определяя запах и вкус мякиша; определяя внешний вид хлеба на наличие грибов после проведения дополнительного эксперимента. Были сделаны выводы по итогам работы и даны рекомендации по выбору хлеба.
На региональном фестивале-конкурсе исследовательский работ и творческих проектов учащихся «Свой путь к открытиям» исследовательская работа заняла 1 место.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть заметка в стенгазету, сценарий праздника... Также приняли участие в работе над творческим проектом «Проба пера». В школьной газете были опубликованы стихи Дудкиной Марии, Колчина Дмитрия и сочинения учащихся «Лето», «Что я люблю» (Галецкая Влада, Фрлов Данила, Павлухин Николай, Живаева Валерия).
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – либо объекте, её анализ, обобщение. К этому виду проектов мы отнесли работу «Моя семья», в которой учащиеся собрали интересный материал: семейное древо, эмблема семьи, значение имени ребёнка, его увлечения, рассказы о всех членах семьи, фотографии, пословицы о семье и матери.
Большое значение имеют практико-ориентированные или социально – значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально – значимого проекта является «Пусть картины говорят…» в КВЦ «Радуга»
Проектная деятельность учит работать в группе, сотрудничать, умению принимать и выполнять определённую роль, быть лидером или исполнителем, умению выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Проектная деятельность развивает коммуникативные навыки: дети не только говорят, но учатся слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё, умеют договариваться, находить общее решение, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...