Проект "Влияние осанки на здоровье ученика".
проект (3 класс) по теме
Проект, целью которого стало выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 122.5 КБ |
dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_4.doc | 91.5 КБ |
dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_6.doc | 33.5 КБ |
dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_7.doc | 43.5 КБ |
dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_8.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 19 »
Исследовательский проект
« Влияние осанки
на здоровье ученика»
Выполнил ученик 3б класса
Полевой Михаил
Руководитель: Мальцева Н.Е.
2010 год
ОГЛАВЛЕНИЕПаспорт проекта………………………………………………………………...2
Введение
Рождение замысла проекта. Обоснование актуальности темы …………..3
Гипотеза………………………………………………………………………….3
Проблема…………………………………………………………………………3
Цель и объект исследования………………………………………………….4
Методы исследования………………………………………………………….4
Содержание работы
Интервью у медработника школы…………………………………………...5- 6
Исследование состояния осанки у обучающихся начальной школы.
Тесты……………………………………………………………………………..7
Динамика………………………………………………………………………...8
Результаты……………………………………………………………………….8
Рекомендации……………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………..11
Приложение……………………………………………………………………...12
Паспорт проекта
1. | Школа | №19 |
2. | класс | 3б |
3. | Руководитель проекта | Мальцева Н.Е. учитель начальных классов |
4. | Тема | « Влияние осанки на здоровье ученика » |
5. | Типология проекта | |
По доминирующей деятельности | исследовательский | |
По предметно- содержательной области | монопроект | |
По характеру контактов | внутриклассный | |
По продолжительности | краткосрочный | |
По ведущей деятельности | исследовательский | |
По используемым технологиям | мультимедиа | |
По сфере применения результатов | здоровьесберегающий | |
По способам объединения результатов на этапе презентации | конференция | |
По организационным формам проведения работы над проектом | внеурочный | |
По видам презентации | компьютерная демонстрация | |
6. | Методы работы | |
Теоретические методы | анализ, синтез | |
Эмпирический метод | наблюдение,сравнение | |
Словесный метод | беседа |
ВВЕДЕНИЕ
Рождение замысла проекта. Обоснование актуальности темы.
Я не раз слышал от родителей и взрослых : « Расправь плечи! »,
« Выпрями спину! », « Следи за осанкой! »
Я задумался : « Что такое осанка и зачем за ней надо следить?»
ОСАНКА –это привычная поза человека в вертикальном положении.
Она может быть красивой и некрасивой.
При правильной осанке голова держится прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, правая и левая стороны тела симметричны.
При неправильной осанке голова опущена или излишне запрокинута назад, плечи сведены, спина сутулая, живот выпячен.
Гипотеза:
Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.
Проблема:
Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников.
У значительной части детей из года в год выявляются отклонения в развитии позвоночника. Изменения в осанке и сколиоз обнаруживаются примерно у 30% всех обследованных.
Цели и объект исследования:
- цель работы :
выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки;
- объектом исследования стали учащиеся начальной школы № 19 г. Вышний Волочек.
Методы исследования:
- сбор данных о состоянии осанки и здоровья детей у медработника школы;
- проведение тестов на правильную осанку;
- анализ полученных результатов;
- выведение закономерностей;
- поиск и выработка комплекса рекомендаций и советов для учащихся .
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Интервью у медработника школы Базловой Светланы Валентиновны
на тему «ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА »
В ходе интервью я задал Светлане Валентиновне следующие вопросы :
Каковы причины возникновения неправильной осанки?
Что этому способствует?
Как именно влияет нарушение осанки на здоровье человека?
И вот что я выяснил:
- Возможность появления боковых искривлений позвоночника
(сколиоза) особенно велика в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстаёт в своём развитии. Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник.
Одна из причин нарушения осанки у детей – неправильная посадка ( положение ) за столом во время занятий, школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.
- На искривление позвоночника также влияют:
- портфель или сумка через плечо вместо ранца или рюкзака
(часто переносимая тяжесть, которая перегружает одну половину туловища и этим нарушает состояние позвоночника);
- привычка сутулиться;
- недостаток двигательной активности.
ПОЗВОНОЧНИК И ЕГО ФУНКЦИИ
Наш позвоночник состоит из 33 костей, которые называются позвонками
Позвонки твердые и соединены друг с другом эластичными межпозвоночными дисками. Это основа туловища человека – позвоночный столб. Позвоночник выполняет в организме следующие важные функции:
- несущая функция.
- двигательная функция.
- функция поддержки.
- защитная функция.
- Плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов.
Нарушение осанки приводит к болезни позвоночника и болезни корешков спинного мозга.
Болезнь корешков спинного мозга вызывает ухудшение работы тех органов, которыми они управляют.
При нарушенной осанке уменьшается жизненная ёмкость легких, это отражается на работе дыхательной и сердечно-сосудистой системах. Слабость мышц живота и согнутое положение тела влияют на работу кишечника, шлаки плохо выводятся из организма, а это приводит к снижению иммунитета, простудным заболеваниям, быстрой утомляемости.
Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.
Исследование состояния осанки у учащихся
Одним из методов выявления патологического сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр производится медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа.
Искривление позвоночника называется сколиозом, и врачи различают разные его формы. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Среди приобретенных форм сколиоза выделим школьный сколиоз
Тесты на правильную осанку
Контрольные тесты в положении стоя:
1. Необходимо нарисовать на большом зеркале мелом вертикальную черту. Встать боком к зеркалу на расстоянии 30 см. Взять в руки маленькое зеркало и посмотреть в него. При правильной осанке эта черта пройдет перед лодыжкой на расстоянии 2,5 см от коленной чашечки, спереди, коснется плеча и закончится на мочке уха.
2. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной, как показано на рисунке. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках:
- затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка правильная.
3. Нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная
Контрольный тест в положении сидя.
Нужно сесть за парту в привычной позе, так как вы обычно сидите на уроке. Поставить руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза. Если угол глаза находится выше или ниже кончиков пальцев – осанка не правильная
Стопы при работе сидя должны опираться о пол.
Если стандартный стул не соответствует росту, нужно использовать подставку под ноги. Регулируя высоту стола, надо добиться того, чтобы локти находились в плоскости крышки стола.
Динамика физического развития учащихся
2008 – 2009 учебный год | % | 2009 – 2010 учебный год | % | |
нормальная осанка | 260 чел. | 86,7 | 257 чел. | 87,4 |
сутулость | 23 чел. | 7,7 | 24 чел. | 8,2 |
сколиоз | 17 чел. | 5,6 | 13 чел. | 4,4 |
Результаты исследования
В обследуемой группе выявлены отклонения по некоторым параметрам развития.
Следовательно, их можно отнести в группу подверженную факторам риска возникновения нарушений здоровья, а у некоторых - хронических заболеваний.
Анализ полученных результатов позволил выделить у обследованных школьников следующие факторы риска:
- ожирение у 3 детей (26 %);
- снижение зрения у 2 детей ( 13 %);
- повышенное артериальное давление и увеличение частоты
сердечных сокращений у 2 детей (13 %);
Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки
Стоя необходимо держать голову прямо и высоко, чтобы воображаемая черта соединяла мочку уха и плечо. Не выставлять вперед подбородок и не задирать нос.
При ходьбе стопа становится прямо, сначала земли касается пятка. Идти надо пружинистым средним шагом, который соответствует росту.
В положении сидя надо плотно опираться спиной о спинку стула, стараясь сохранять поясничный изгиб; сидеть прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед; высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедра.
Для позвоночника важное значение имеет кровать, на которой вы спите и подушка.
Спать надо на плотной и упругой поверхности. Подушка должна быть небольшой и невысокой. Идеальными можно считать ортопедические матрас и подушку, которые разработаны с учетом всех требований врачей и ученых.
Во время зарядки использовать комплекс физических упражнений направленный на коррекцию осанки.
В перерывах между работой также использовать физические упражнения.
Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии - это гимнастика, плавание и массаж.
Во всех трех случаях главное – регулярность нагрузок!
ВЫВОДЫ
Своим исследованием я подтвердили выдвинутую гипотезу:
- между осанкой и здоровьем существует прямая связь,
правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья;
- позвоночник это осевой орган, который влияет на осанку;
- все отклонения в осанке, о которых идет речь в работе, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения;
- если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.
В нашем возрасте не все еще потеряно !
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
« ВИКИПЕДиЯ ». Материалы из «Свободной энциклопедии »
( интернет ).
Красикова И.С. « Осанка. Воспитание правильной осанки. »
Издательство « КОРОНА – Век » 2008г.
Котешева И.А. « Нарушение осанки. Лечение и профилактика.»
Издательство « Эксмо » 2004г.
Попова В.В. « Физическая культура в начальной школе.»
Издательство « Феникс » 2005г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предварительный просмотр:
НЕМНОГО ОБ ОСАНКЕ
Осанка человека дает много информации о человеке, о его физическом развитии, о состоянии здоровья и даже о его самочувствии и настроении. Лично я помню, как мама постоянно напоминала мне про мою "позу шахматного коня" в детстве. И говорила: "Горб - это состояние души. У тебя что, душа горбатая?" Как-то сразу хотелось выпрямиться и доказать, что это неправда. На самом деле, попробуйте расстроиться или еще того сложнее - расплакаться, если вы стоите прямо, гордо подняв голову, открыто глядя перед собой. Не получилось? Вот и славно!
Человек с прямой спиной вызывает у нас впечатление очень уверенного в себе и удачливого, гордого и уважаемого. А вот человек сутулый кажется нам неуверенным, постоянно в каких-то проблемах, невезучего, в плохом настроении... Сутулая спина вызывает ощущения покорности человека всему и всем.
С точки зрения восточной медицины тело человека пронизано такими своеобразными "каналами", через которые проходит энергия космоса. Без этой энергии нам жить очень тяжело: мы быстро устаем, часто болеем, ничего не получается, нет удачи и все, за что бы мы ни взялись, заканчивается далеко не так, как нам хотелось бы. Именно по спине, особенно в верхней ее части проходят основные и самые важные энергетические каналы. Сутулясь, мы перекрываем их и лишаем себя чистой и необходимой нам энергии.
Как узнать, когда мы стоим правильно? Есть пять точек, которые должны находиться примерно на одной линии (в положении стоя):
· мочки ушей
· плечи
· кисти
· тазовые кости
· колени
Упражнение для укрепления мыщц спины.
1. Исходное положение: лежа на животе, руки сложить в замок на затылке.
2. Поднимаем верхнюю часть тела (плечи и грудь) от пола.
3. Выполняем так 3 раза по 10 повторов каждый раз, между подходами отдыхаем около одной минуты или сколько нужно.
Выполняйте это упражнение так, как вы можете. Если не получается по 10 раз (чувствуете боль или усталость) выполняйте столько раз, сколько получается без испытывания боли (например, 5 раз или 7...) Через несколько дней увеличьте количество повторений на одно поднятие больше. И так потихоньку доберетесь до 10.
Усложненный вариант (к нему можно переходить через две-три недели регулярного выполнения первого упражнения).
1. Исходное положение: лежа на животе, руки сложить в замок на затылке.
2. Вместе с верхней частью тела поднимаем и ноги.
3. Выполняем так 3 раза по 10 повторов каждый раз.
После выполнения упражнения обязательно растянуть мышцы спины:
1. Исходное положение: сидя на полу, просунув руки под коленями.
2. Выгибаем спину назад как можно сильнее. Задержаться в таком положении на 10 вдохов-выдохов.
И еще маленькое добавление про осанку: посмотрите, на какой фотографии кажется стройнее фигура? |
ПРИЛОЖЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
Упражнения при плоской спине
- Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.
- Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове
(« корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.
- Стоя на правой ноге, левую захватить за ступню и, сгибая её в колене, пытаться оттянуть назад – вверх; то же другой ногой.
- Мост из положения лёжа.
- Висы прогнувшись на гимнастической стенке.
- Смешанные висы прогнувшись.
Упражнения при увеличенном поясничном изгибе
- Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до
головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.
- Сед на пятки, руки вперёд, плечами коснуться колен.
- В положении сидя и стоя, захватив ступню ноги, притянуть колено к плечу;
то же другой ногой.
- Сесть ноги скрестно, наклониться вперёд, поочередно касаясь головой колен.
- Из упора присев разгибание ног в коленях, руки у носков.
- Висы согнув ноги с поворотами их вправо, влево, с разгибанием ног в угол.
- Лёжа на полу касаться пола как можно большей площадью тела.
- Поднимание ног в упоре сидя.
- Выравнивание туловища у стены ( подтянуть живот ).
Упражнения при увеличенном грудном изгибе
- Стоя на коленях, руки вдоль туловища, наклониться назад, прогибаясь,
достать руками пятки.
- Стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой рукой пятку
левой ноги; то же в левую сторону.
- Лёжа на животе прогнувшись кружение вытянутыми в стороны руками.
Упражнения на релаксацию ( расслабление мышц плечевого пояса )
- роняем руки,
- трясём кистями,
- стряхиваем воду с пальцев,
- поднимаем и опускаем плечи,
- твёрдые и мягкие руки,
- мельница.
ИГРА « ИСПРАВЬ ОСАНКУ »
Цель : формирование правильной осанки.
Играющие становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук.
Головные игроки получают по волейбольному мячу и по сигналу начинают передавать мячи над головой игрокам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего по команде, все поворачиваются кругом и мяч передаётся тем же способом в обратном направлении.
Головной игрок, получив мяч, подаёт команду « Кругом, исправить осанку!»
Команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.
При передаче мяча учащиеся вынуждены прогибаться назад. Это укрепляет мышцы спины, способствуя улучшению осанки. При седлообразной спине и увеличении поясничного лордоза мяч передаётся не над головой, а между ног с наклоном туловища вперёд.
УПРАЖНЕНИЕ « ФИКСИРОВАННАЯ ПОЗИЦИЯ »
Цель : коррекция осанки.
Ученик стоит прямо, без напряжения, прислонившись спиной к стене.
Пятки соединены и касаются стены. Стопы образуют угол до 60°.
Икры, ягодицы, лопатки касаются стены. Руки свисают без напряжения, локти и боковая поверхность мизинцев касаются стены.
Достигнув желаемой позиции, ученик по просьбе учителя пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
- сохраняйте правильную рабочую позу на уроках;
- при поднимании рук вверх или вперёд не отклоняйте туловище назад;
- при поднимании рук в стороны или вверх не « проваливайте » голову в плечи;
- контролируйте положение своего тела перед зеркалом.
Предварительный просмотр:
РЕБЕНОК СОГНУЛСЯ "ПОД ТЯЖЕСТЬЮ ЛЕТ".
Вы никогда не замечали, как сидит, стоит и ходит ваш ребенок? Я лично уже устала хлопать свою дочку по спине и говорить: "Сядь прямо, выпрями спину, расправь плечи...". Как-то на родительском собрании учительница нам сообщила, что половина учеников нашего класса имеет неправильную осанку. И это в восемь-то лет!
Нарушение осанки сейчас выявляется у многих детей, даже у ребят, занимающихся спортом, -рассказывает врач областного Центра медицинской профилактики и реабилитации детей и подростков Елена Романова. - Мы обследуем детей в садиках и школах, проблемы с осанкой есть даже у 4-5 - летних ребятишек. Дети страдают сутулостью, вялой осанкой, сколиозом, плоскостопием.
- Отчего возникают подобные проблемы?
- Нарушение осанки - одно из "белых пятен" в медицине. Есть версия, что большую роль играет наследственный фактор. Часто причинами становятся родовые травмы, врожденная аномалия, неправильное развитие. Например, если малыш не ползает, а сразу пытается ходить, то это может привести к болезням опорно-двигательного аппарата.
Правильная осанка зависит не только от позвоночника, но и от мышечного корсета - группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении. Если ребенок постоянно сидит в неудобной позе, то нагрузка на мышцы распределяется неравномерно, что утомляет и ослабляет их. Это может привести к искривлению позвоночника.
- Могут ли родители сами заметить первые симптомы нарушения осанки или это под силу только врачу?
- Посмотрите, как ваш ребенок сидит или стоит в обычной, непринужденной позе, как он ходит. При правильной осанке лопатки расположены симметрично, плечи - на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка ровная. Если возникают какие-то подозрения, обратитесь за консультацией к хирургу, ортопеду, врачу ЛФК в детскую поликлинику или наш центр.
- Как влияет неправильная осанка на здоровье ребенка?
- Ухудшается работа органов дыхания, поскольку грудная клетка сдавлена. Все внутренние органы испытывают дискомфорт. Возникают проблемы с пищеварением, кровообращением, мочевыделением. Может наступить расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.
- Осанку можно исправить?
- Есть специальные методики. Основное лечение - лечебная физкультура, массаж. Вспомогательное - грязевые и минеральные ванны, всевозможные души. Курс занимает не меньше месяца. Его необходимо повторять хотя бы два раза в год. Кабинеты ЛФК оборудованы в каждой городской поликлинике, но, к сожалению, не везде работают. Ребенка можно привести в наш Центр.
- Можно ли предотвратить болезни позвоночника?
- Да, профилактика очень важна. Заниматься осанкой ребенка следует с первых дней его жизни. Есть специальный комплекс упражнений и массажа для грудных детей. В поликлинике, в кабинете здорового ребенка, маму могут обучить этому массажу. Важно позаботиться о том, чтобы детская мебель была удобной. Постель должна быть достаточно жесткой, с маленькой подушкой.
Наше тело не любит сидеть. Замечено, что дети, читающие сидя, через 1-2 часа устают и начинают сутулиться, опираться руками и грудью о стол. Нашему телу больше подходит стоять и лежать. Пусть ребенок смотрит телевизор или читает, лежа на животе, положив голову на ладони. Полезно развернуть плечи, закинуть руки на палку, заведенную за лопатки (подойдет, к примеру, труба от пылесоса), и побыть в такой позе минут пять.
Нельзя долго носить портфель в одной руке. Рекомендуется ранец - позвоночник распрямляется, тяжесть распределяется равномерно.
Правильная осанка - это непросто. Попробуйте сами прислониться спиной к стене, прижать к ней затылок, плечи и ягодицы, поставить ноги вместе и так выдержать хотя бы минуту. Упражнение это трудное, но эффективно учит правильно держать спину.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей, воспитателей и медицинских работников детских садов, поликлиник и школ
Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной.
Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.
Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.
Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед — лордоз, или назад — кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника — сколиоз встречаются весьма часто среди детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста. Это чаще всего физически ослабленные дети, перенесшие в раннем детстве тяжелые заболевания или страдающие какой-нибудь хронической болезнью. Поэтому очень важно для таких детей правильно организовать физическое воспитание с самого раннего детства. Это способствует нормальному развитию костного скелета и мышечной системы ребенка (особенно мышц спины и живота). Если имеются отклонения в развитии этих систем, то возникают различные нарушения осанки, которые могут в дальнейшем служить причиной искривления позвоночника. Осанка вырабатывается в процессе роста и развития ребенка. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища.
В утробе матери позвоночник плода представляет собой равномерную дугу. Сразу после рождения ребенка позвоночник выпрямляется почти до прямой линии. С этого момента начинается формирование осанки. Когда малыш начинает удерживать голову в поднятом положении, в шейной части позвоночника образуется изгиб вперед (шейный лордоз); когда ребенок начинает сидеть, в грудном отделе позвоночника образуется изгиб, обращенный назад (кифоз), а когда начинает ходить, образуется изгиб позвоночника с выпуклостью, обращенной вперед в поясничной части (поясничный лордоз). Дефекты осанки и искривление позвоночника могут возникнуть еще в грудном возрасте. Причин, вызывающих нарушение осанки, много. Одни из них определяются состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, другие — окружающей его обстановкой. Среди всех факторов и причин важную роль в воспитании хорошей осанки играет полноценное питание. Недостаток в пище витаминов, минеральных солей отрицательно отражается на состоянии скелета и мышц ребенка и предрасполагает к развитию плохой осанки.
Наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Постоянное ношение малыша на одной руке, попытка слишком рано сажать, ставить на ножки или учить ходить ребенка, слишком мягкая и провисающая постель, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку, не соответствующая росту ребенка мебель, одежда, неправильное сидение за столом, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, езда детей на велосипеде для взрослых под рамой, привычка стоять с опорой на одну ногу, продолжительная болезнь (рахит) или частые заболевания, ослабляющие организм, неудовлетворительный общий режим ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим) и многое другое способствуют формированию неправильной позы и осанки.
Самое распространенное нарушение осанки — сутулость. У сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные.
Кифотическая осанка характеризуется усилением шейной и поясничной кривизны. При лордотической осанке резко выражена изогнутость позвоночника вперед в поясничном отделе. А выпрямленная осанка (плоская спина) характеризуется малой выраженностью изгибов позвоночника. Вначале нарушения осанки не вызывают изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие поддержанию неправильной позы, не устраняются, то возникают изменения в позвоночнике. Позвоночник начинает искривляться, появляется сколиоз.
Сколиоз — это боковое искривление позвоночника. Кроме бокового искривления, при сколиозе образуется реберный горб.
Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника (неправильное развитие) — лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков, незаращение дужек, клиновидные позвонки и т. п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма.
Среди приобретенных сколиозов выделяются:
а) рахитический, вследствие перенесенного рахита;
б) привычные или, как их называют, школьные сколиозы, возникающие на фоне неправильных привычных поз и неправильной осанки:
в) статический сколиоз, возникающий при неправильном боковом стоянии таза; это часто наблюдается при неодинаковом развитии нижних конечностей (одна конечность короче другой);
г) паралитический сколиоз, возникающий на фоне поражения мышц туловища; это чаще связано с перенесенным полиомиелитом.
Другие формы приобретенных сколиозов (рубцовый — после операции на грудной клетке, после обширных стягивающих рубцов в результате ожога; травматический — после различных травм; рефлекторно-болевой — чаще на почве поражения нервных корешков) встречаются не так часто. По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:
Первая степень сколиоза характеризуется незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии.
Вторая степень характеризуется заметным отклонением позвоночника от средней линии и начинающимся реберным горбом.
Третья степень сколиоза характеризуется стойкой и более резко выраженной деформацией грудной клетки, наличием большого реберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника.
КЛИНИЧЕСКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ
Методом выявления сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр должен производиться при хорошем освещении, при различном положении ребенка, при достаточной степени обнажения тела ребенка. Осмотр нужно производить медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа.
Не следует высказывать вслух суждения о различных отклонениях со стороны осанки, отмеченных у ребенка. Услышав такие замечания, ребенок старается исправить неправильную позу, тем самым дезориентирует и затрудняет диагностику начальных форм сколиоза.
При осмотре ребенка спереди обращается внимание на положение головы, уровень надплечий и сосков, форму грудной клетки и живота, положение корпуса, симметричность треугольников талии (расстояние между опущенной рукой и выемкой талии), форму ног.
При осмотре ребенка со стороны спины необходимо обращать внимание на положение головы, уровень надплечий, положение лопаток (их уровень, расстояние от позвоночника, плотность прилегания их к грудной клетке), симметричность треугольников талии, симметричность линии остистых отростков, уровень подвздошных костей.
При наклоненном корпусе (подбородок должен быть прижат к груди, а руки свободно опущены) обращается внимание на линию остистых отростков, на симметричность рельефа грудной клетки, на наличие мышечного валика в поясничной области и реберного горба.
При осмотре сбоку определяется положение головы, сглаженность или усиление физиологических изгибов позвоночника в грудном и поясничном отделах.
Резко выраженный реберный горб справа и мышечный валик в поясничной области слева. Линия остистых отростков искривлена. Пунктирной линией обозначен вид при правильной осанке.
При правильной осанке и отсутствии искривления позвоночника при обследовании детей обнаруживается прямое держание головы симметричное расположение лопаток, шейноплечевых линий, подмышечных складок, подвздошных костей с обеих сторон, а при наличии сколиоза и нарушении осанки симметричность их нарушается в разной мере, в зависимости от степени сколиоза и дефектов осанки. Важно определить длину нижних конечностей (расстояние от передне-верхней ости подвздошной кости до конца наружной лодыжки). В норме длина конечностей должна быть одинаковая. Наши наблюдения показывают, что большинство детей, направляемых на консультацию во врачебно-физкультурный диспансер, имеют дефекты осанки и искривления позвоночника именно за счет укорочения одной конечности (около 35%). Измерение длины конечности проводят лежа на спине, ноги вместе; при этом надо иметь в виду, чтобы кончик носа, пупок и линия соединения стоп находились на одной прямой линии. При соблюдении этого условия укорочение конечностей иногда можно заметить и на глаз. При выявлении нарушения осанки и искривления позвоночника необходимо сразу же приступить к лечению, ибо нарушение осанки и сколиоз могут быстро прогрессировать и привести к тяжелым последствиям (реберно-позвоночный горб, инвалидность).
Раннее выявление дефектов осанки, начальных форм сколиоза и раннее начало лечения при длительном применении корригирующей гимнастики дает более благоприятный эффект. Сколиоз начальной степени и нарушение осанки исправляются с помощью физических упражнений специального характера, способствующих выведению позвоночника из порочного круга и укрепляющих определенные мышечные группы.
Искривление позвоночника, связанное с укорочением нижней конечности, исправляется компенсацией длины конечности. Для этого достаточно подбить каблук или вложить под пятку стельку на величину укорочения. Нужно помнить, что каблук надо подбивать на уличной и домашней обуви ребенка. При позднем выявлении сколиоза часто не удается исправить порочное положение позвоночника и даже остановить прогрессирование искривления позвоночника физическими упражнениями. В таких случаях приходится прибегать к тяжелой операции для фиксации позвоночника.
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! ВОСПИТАТЕЛИ И МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ ДЕТСКИХ САДОВ И ШКОЛ!
В выявлении и устранении нарушений осанки и сколиоза большую роль играет взаимосвязь между вами. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! СЛЕДИТЕ ЗА ОСАНКОЙ ДЕТЕЙ!
Только вы можете своевременно заметить первоначальное нарушение осанки и сколиоз (опущение плеча и лопатки с одной стороны, сутулость, боковое искривление позвоночника, выпячивание ребер). При выявлении таких детей сразу же направляйте их на консультацию к врачу. ПОМНИТЕ, ЧТО ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОДДАЮТСЯ ЛЕЧЕНИЮ НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА И НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ!
Предварительный просмотр:
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие". Аристотель
В современном мире человеку угрожает множество опасностей: войны, голод, болезни, загрязнение Среды обитания, истощение источников энергии и т.д. К числу опасностей, подстерегающих здоровье, а иногда и жизнь, относится гиподинамия. Человечество, не знавшее ее в течение долгих тысячелетий, особенно страдает от этой напасти в трех-четырех последних поколениях.
Двигательная активность от рождения и до глубокой старости - эликсир жизни. В научной литературе двигательная активность определяется как внутренняя установка и внешне обусловленная система рациональных форм двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий).
Гиподинамия - это ограничение двигательной активности органов и систем человека. Длительное ограничение в движении приводит к ослаблению важнейших функций организма, к различным нарушениям опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. Гиподинамия часто сопровождается снижением силы сокращения мышц, объема и массы мышечной ткани и т.д. Недостаточная двигательная активность отражается и на психическом состоянии человека:
появляются сонливость или бессонница, вялость или раздражительность;
вследствие быстро наступающего утомления снижается умственная работоспособность (Бальсевич В.К., Запоржанов В.А., 1987).
Образ жизни современного человека очень изменился в части двигательной активности в сравнении с образом жизни его предков даже в сравнительно недавнем прошлом. Согласно данным академика А.И. Берга, в середине прошлого века из всей энергии, искусственно производимой и потребляемой на земле, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Лишь 4% вырабатывали паровые машины, водяные колеса, ветряные мельницы и т.д. А сейчас мускульная сила производит только 1% энергии.
Жизненным кредо значительной части наших современников является "максимум комфорта, минимум движений". Такие люди наивно полагают, что, ограждая себя от лишнего шага, они тем самым сберегают свое здоровье. Снижение двигательной активности в среднем и, особенно, в пожилом возрасте способствует снижению уровня обмена веществ и отложению в организме избыточного количества жира, в результате чего люди уже после 35-40 лет начинают полнеть. Это связано с тем, что активность обменных процессов в организме после 25 лет снижается в каждое последующее десятилетие примерно на 7-8 %. Иначе говоря, люди, поощряемые привычкой к сидячему образу жизни, по своей воле спешат навстречу сердечным заболеваниям. Эффективнейшая профилактика большинства заболеваний, укорачивающих наш век - здоровый образ жизни, предполагающий достаточную двигательную активность.
Проблему физических нагрузок для укрепления своего здоровья люди решают по-разному. Разные виды спорта, подвижные игры, туристические походы в основном привлекают школьников и студентов. Люди среднего возраста более привержены к недальним походам, охоте, рыболовству, лыжным и велосипедным прогулкам, некоторые делают утреннюю зарядку. Лица пожилого возраста наиболее часто или вовсе перестают заниматься физическими упражнениями, или выполняют очень легкую зарядку.
Воздействие гиподинамии не ощутимо, не причиняет боли, подчас даже приятно, потому что вплотную связано с блаженной расслабленностью, покоем, безмятежностью, мышечным сибаритством. Но когда малоподвижность усугубляется перееданием, лекарствами, злоупотреблениями и излишествами, то даже в молодом возрасте резкий упадок физических и психических сил может последовать уже через несколько лет. В данном контексте, движение (в широком смысле этого слова) - это не только активная двигательная функция скелетной мускулатуры, но и оптимальная работа прочих мышечных образований, а также совокупность процессов полноценного метаболизма вплоть до клеточного уровня.
Одним из наиболее заметных и часто проявляющихся последствий гиподинамии является нарушение осанки. Осанка - это привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе или сидении. Осанка зависит от физиологических изгибов позвоночника и развития мышц туловища. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным расположением плеч и лопаток, вертикальным положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп.
Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создаёт благоприятные условия для их функционирования и оптимизирует положение общего центра тяжести тела. Особенно следует подчеркнуть роль правильной осанки в нормальном функционировании спинного мозга, его передних и задних нервных корешков, а через это нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов.
Осанка влияет и на психоэмоциональный статус ребёнка. Так, например, сутулость через безусловные рефлексы способствует формированию мрачного настроения, развитию "комплекса неудачника".
К нарушению осанки приводят, прежде всего, слабое физическое развитие детей и подростков как результат гиподинамии и высокого удельного веса гипокинезии (хроническое, неадекватное уменьшение количества движения и силы мышечных сокращений преимущественно в крупных суставах). Это провоцирует развитие мышечной гипотрофии и ослабление связочно-суставного аппарата. Конечно, неправильная, патологическая осанка развивается также при врождённых дефектах или некоторых формах предрасположенности к изменениям позвоночника. Нарушения осанки проявляются в виде увеличения или уменьшения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого и тазового пояса.
В поддержании правильной осанки важную роль играют мышцы туловища шеи и нижних конечностей. Одним из основных элементов мышечной системы являются мышцы спины. В ней различают поверхностный слой, состоящий из трапециевидной и широчайшей мышц спины трапециевидная мышца, сокращаясь всеми пучками, приближает лопатку к позвоночному столбу; сокращаясь верхним пучком, поднимает лопатку, а нижним - опускает ее. Широчайшая мышца приводит плечо к туловищу и тянет верхнюю конечность назад к серединной линии, вращая ее внутрь. При укрепленной верхней конечности приближает к ней туловище. Эти мышцы связывают туловище с руками. Если их зафиксировать, то они могут натягивать позвоночник.
Из глубоких мышц спины наибольшее значение для формирования правильной осанки имеет мышца, выпрямляющая туловище. Это самая мощная и длинная мышца спины. Начинаясь от таза и от остистых отростков нижних поясничных позвонков, она направляется кверху, где делится в поясничной области на три части: подвздошнорёберную мышцу, остистую мышцу и длиннейшую мышцу.
Вся мышца, выпрямляющая туловище, при двустороннем сокращении является мощным разгибателем позвоночного столба; удерживает туловище в вертикальном положении. При одностороннем сокращении эта мышца наклоняет позвоночный столб с соответствующую сторону. Верхние ее пучки тянут голову в свою сторону. Частью своих пучков она опускает ребра
Все рефлекторные формы регуляции опорно-двигательной функции позвоночника и всей кинематической цепи "позвоночник-конечности", также как и произвольные функции этой системы, определяют ее прочность и состояние динамического мышечного корсета.
Важнейшей системой при этом являются мышцы живота:
наружная косая мышца живота сокращаясь с одной стороны, вращает туловище в противоположную сторону; двустороннее сокращение при укрепленном тазе тянет грудную клетку и сгибает позвоночный столб;
внутренняя косая мышца живота, сокращаясь, с одной стороны вращает туловище в свою сторону;
поперечная мышца живота уплощает стенку живота, сближает нижние отделы грудной клетки;
прямая мышца живота и пирамидальная мышца - наклоняют туловище кпереди;
квадратная мышца поясницы - тянет подвздошную кость кверху, а XII ребро книзу; участвует в боковых сгибаниях поясничной части позвоночного столба; при двустороннем сокращении тянет поясничный отдел позвоночного столба назад.
Огромную роль играют также мышцы нижних конечностей, большая и малая ягодичные мышцы, подвздошно-поясничные мышцы, широчайшая мышца спины, трапециевидная мышца спины, большая и малая грудные. Именно они отвечают за поддержание позвоночника в вертикальном положении, во многом определяют общую физическую и умственную работоспособность и выносливость человека. Именно недостаток двигательной активности способствует недоразвитию и слабости корсетных мышц в детском возрасте, несформированности устойчивой потребности и привычки занятий оздоровительной физической культурой. Особенно быстро проблемы здоровья, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата обостряются в период обучения в школе.
Физиологические особенности семи- десятилетнего ребёнка таковы, что большую часть активного времени суток для него правильнее, полезнее, а значит и лучше для его здоровья, активно двигаться: лазать, бегать, играть. В школе он большую часть времени проводит сидя за партой, склонившись к книге или тетрадке, и занимается интенсивной умственной работой. Можно уверенно сказать, что это довольно неблагоприятная для физического и психического компонентов здоровья ребёнка ситуация.
Наиболее часто у школьников встречаются ортопедические заболевания, как следствие недостатка развития костно-мышечной системы, вызванные, прежде всего, физической пассивностью. Причём, различные виды нарушения осанки занимают ведущее место в ряду так называемых "школьных патологий".
Нарушения осанки возникают по многим причинам, а не только в результате неправильного положения позвоночника во время сидения и работы за столом или партой. Это могут быть и наследственная предрасположенность, родовые и послеродовые травмы, патологические изменения структуры костных тканей, неправильное положение тела ребёнка во время сна. Одной из главных причин нарушения осанки является недостаточное развитие мышц спины (поверхностных и глубоких) и живота. Именно поэтому ребёнок не может в течение длительного времени сохранять правильную осанку и начинает сутулиться или склонять туловище в сторону. Но следует помнить, что независимо от причины возникновения нарушений осанки, необходимо постоянно следить за позой ребёнка и уделять значительно больше внимания её коррекции.
При письме или чтении у ребенка с недоразвитым мышечным корсетом вместо правильного наклона вперед, с сохранением осанки, спина ребёнка "сгорбливается", туловище замысловато изгибается вправо или влево, напряжённо вытягивается вперед шея. Возникает ощущение гутаперчивости детского тела. А во время выполнения письменных заданий ребенок буквально ложится на поверхность стола, слишком низко наклоняет голову, почти касаясь щекой поверхности тетради или учебника. При этом он не только провоцирует развитие патологических изменений осанки, но и "травмирует" глаз, вызывая развитие близорукости.
Отсутствие должного контроля со стороны педагогов и родителей усугубляет состояние здоровья ребёнка, ведет к развитию серьёзных заболеваний позвоночника. При их лечении требуются не только значительные усилия медиков, но и систематическое, грамотное участие со стороны педагогов и родителей.
Нельзя забывать, что неправильная осанка портит не только фигуру человека, но и отрицательно влияет на работу сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, что, в свою очередь, вызывает ухудшение обмена веществ и снижение физической и умственной работоспособности.
Обучению школьников основным упражнениям на формирование и закрепление правильной осанки, должны предшествовать основные знания о правильной и неправильной осанке.
При объяснении признаков правильной и неправильной осанки необходимо использовать схемы, сопровождая показ подробным комментарием. На рисунке дан вид спереди и сбоку. Обратите внимание, что вертикальная ось тела должна соединять шесть основных точек:
стреловидного шва черепа, который находится в височной части головы;
наружного слухового прохода;
середину плеча;
головку бедренной кости;
передней поверхности коленного сустава;
ладьевидной кости стопы
При таком положении тела все части фигуры, особенно позвоночника и стопы, обладают наилучшими возможностями пружинить и амортизировать толчки и сотрясения во время движений: ходьбы, бега, прыжков, а руки - соизмерять физические усилия.
Во фронтальной плоскости вид спереди и со спины - в позе правильной осанки все части тела должны устанавливаться так, чтобы симметричные точки правой и левой стороны располагались по горизонтальной линии.
Ребенок должен уметь самостоятельно проверять и фиксировать правильную осанку, тем более что это довольно просто и доступно детям уже с начальной школы. Очень важно ознакомить ребенка с основными способами проверки и коррекции осанки, которые легко можно использовать в любой обстановке.
Для фиксации правильно осанки достаточно встать спиной к стене, внизу которой нет плинтуса, или у двери с ровной поверхностью или боковой стенки шкафа, прижаться, касаясь шестью основными точками:
затылком, при этом голову следует держать так, чтобы внешний угол глаза и верхний край уха находились на линии параллельной полу;
спиной, прислонившись к поверхности лопатками;
плечами (верхней частью рук);
ягодицами;
икроножными мышцами;
пятками.
Спину выровнять следует так, чтобы в области талии между телом и поверхностью стены оставалось пространство, позволяющее свободно "пройти" лишь вытянутой собственной ладони.
Далее в этом положении следует вытянуться вверх, а опустить руки, еще раз, фиксируя правильное положение тела. Затем отойти от стены, стараясь сохранять эту позу. Для такого контроля за осанкой не требуется специальных приспособлений и много времени, и его достаточно часто можно использовать и дома и в школе.
При контроле за осанкой во фронтальной (лицевой) плоскости дома родители могут помочь ребёнку осмотреть себя в зеркало. Важно в положении стоя у стены с поднятыми руками осмотреть все ли части тела расположены симметрично, исправить возможные небольшие наклоны в стороны, обращая внимание ребёнка на запоминание правильного положения тела. Следует скорректировать осанку ребёнка и при осмотре тела со спины.
При неправильной осанке можно отметить следующие характерные признаки:
выдвинутая за продольную ось тела голова. Она может быть опущена или запрокинута назад;
сведенные вперед, напряженно поднятые плечи. Следует обратить внимание на асимметрию положения плеч. Они должны быть выровнены и опущены в низ;
выпяченный живот, излишне увеличенный поясничный лордоз (изгиб);
несколько отставленный назад таз;
круглая спина и запавшая грудная клетка.
В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. При этом различают плоскую, круглую, кругло-прогнутую и плоско-прогнутую спину.
Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка уплощена, кажется выпяченной вперед, лопатки отстают от грудной клетки, переднезадний размер грудной клетки уменьшается, что, в свою очередь, отрицательно влияют на развитие и положение органов грудной полости и отправление функций органов дыхания.
Рис. 5. Конфигурация позвоночника при различных типах осанки. 1 - нормальная, 2 - плоская, 3 - круглая (сутуловатая), 4 - плоско-прогнутая, 5 - кругло-прогнутая. Верхним треугольником отмечены уровни VII шейного позвонка, средним - положение нижнего угла лопатки, нижним - уровень верхнего края остистого отростка 1 крестцового позвонка.
Круглая спина (сутуловатая) представляет собой усиление грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза. Сутулость чаще всего возникает и прогрессирует из-за слабости спинной мускулатуры, быстро утомляющейся при вынужденном длительном сидении и теряющей способность держать спину в выпрямленном положении. При сутулости голова наклонена вперед, плечи сведены, грудная клетка опущена, мышцы передней стенки живота укорочены, мышцы спины растянуты, ноги как бы полусогнуты, лопатки отстают от грудной клетки. Подобные изменения отрицательно сказываются на функции грудной клетки, она становится более плоской, что, в свою очередь, вызывает уменьшение амплитуды дыхательных движений, провоцирует развитие многих заболеваний.
При плоско-прогнутой спине усилен поясничный лордоз и уменьшен грудной кифоз.
При кругло-прогнутой спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз. Поясничная область принимает несколько седлообразную форму, а таз наклонен кпереди более сильно, чем при других видах осанки.
Но даже при значительных отклонениях осанки не следует забывать, что её исправление и коррекция требует не только длительных, но и систематических занятий. Естественно, при более серьёзных ортопедических нарушениях необходимо обратиться к врачу и пройти курс ЛФК.
Красивая правильная осанка тренируется с помощью специальных упражнений. Основа этих упражнений - полезные условно-безусловные рефлексы, то есть те которые помогают сохранить правильную осанку при любом положении тела. Если в течение 1-2 недель периодически рекомендовать детям фиксировать осанку у стены, то они очень быстро запоминают правильное положение тела и легко и быстро могут его принимать.
Для оценки результата - на сколько хорошо сохраняют дети осанку и как долго могут контролировать свое положение тела - можно предложить сделать несколько незначительных движений. Например, предложите учащимся встать и выровнять осанку. Далее - опустить голову. А теперь обратите внимание детей на то, как быстро сломалась их выправка:
непроизвольно свесились вперед плечи;
согнулась спина в грудном отделе;
прогнулась поясница;
живот выпятился вперед.
Такое изменение позы тела связано с тем, что опущенное положение головы рефлекторно (так называемый сгибательный шейно-тонический рефлекс) расслабляет те мышцы туловища, которые должны поддерживать тело в заданной позе в вертикальном положении (в данном случае мышцы разгибатели спины). Если отмеченные выше признаки при осмотре ребенка не были отмечены, то это можно оценить как один из показателей нормального состояния опорно-двигательного аппарата в сагиттальной плоскости (в профиль).
Когда голова поднята вверх, все тело непроизвольно подтягивается, плечи расправляются (включение разгибательного шейно-тонического рефлекса). Поэтому сохранять осанку с поднятой головой легче. Да по-другому это сделать и невозможно. Отсюда становится понятно, что при воспитании осанки большое внимание уделяется правильной постановке головы. Но следует объяснить ребенку, что этого недостаточно.
Для формирования правильной осанки устанавливается и фиксируется вся система скелета в строго определенном порядке. В работе по установке тела в заданной позе принимают участие около трёхсот больших и малых мышц. В поддержании позвоночного столба участвуют около пятисот мышц, а два десятка уравновешивают голову. Чем лучше натренирован "мускульный корсет" тела, тем слаженней работа мышц при поддержании правильной осанки.
О значении двигательной активности
Когда ребенку исполняется 6-7 лет, традиционная педагогика подхватывает худшие родительские традиции и засаживают ребенка за парту, требуют от него внимания и прилежания, лучшим признаком чего в глазах многих учителей является неподвижная, застывшая поза. Десятилетиями школа игнорирует то обстоятельство, что игры детей - бег, прыжки, скакалка, танцы и т.д. - физиологически обусловленная необходимость. Поэтому записи в дневниках, наподобие "вертелся за партой", "бегал на перемене" и т.п., свидетельствуют не столько против учеников, сколько о массовом нежелании наших учителей содействовать (или хотя бы не мешать) активному поведению наших детей.
Начиная с 1985 г. внимание многих ученых сосредоточено на методиках формирования двигательной активности людей, начиная с грудного возраста. Я. Бердыхова (1985) формулирует цель и задачи занятий с детьми следующим образом.
Пробудить у родителей интерес к физическому развитию ребенка с раннего возраста (с 2 лет) и убедить их в том, что систематические занятия помогают детям приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают решимость и другие качества.
У родителей, как правило, не хватает времени на воспитание ребенка. При совместных занятиях они сосредоточивают свое внимание исключительно на ребенке, что доставляет ему огромную радость. В течение всего урока любимая мама или папа принадлежат только ему, он может с ними играть, резвиться, осваивать под их наблюдением новые интересные упражнения.
Занятия предоставляют родителям возможность освоить ряд необходимых упражнений и игр, которые можно повторять с ребенком в свободные минуты (дома, на улице, в парке у воды), и таким образом способствовать его физическому развитию и совершенствованию двигательных навыков. Вместе с тем у родителей появится возможность делиться друг с другом опытом занятий с детьми и тем самым содействовать пропаганде физкультуры.
Занятия с родителями необходимы в первую очередь тем детям, которые не посещают дошкольные учреждения.
Двигательная активность взрослых является большим достоинством новой формы занятий.
Младший школьный возраст (7-10 лет) - наиболее активный период в формировании двигательной координации ребенка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются основы культуры движений, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании физических нагрузок в младшем школьном возрасте необходимо проявлять определенную осторожность. У ребенка этого возраста, с одной стороны еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой - изменились общий режим и ритм жизни в связи с началом учебы в школе. Поэтому следует ограничивать применение силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость, строго контролировать длительность занятий. Кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться утренней физической зарядкой и 2-3 домашними тренировочными занятиями.
Предлагаем вашему вниманию различные упражнения для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки.
Упражнения
Предлагаем вашему вниманию различные упражнения для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки.
Потягивание. Упражнения на потягивания очень важны в комплексе оздоровительной физической культуры, потому что они помогают снять напряжение, усталость, гораздо быстрее приободриться. При этом они не требуют большой частоты повторений. Достаточно проделать их по 1-2 раза. Потягивания, как и все вида растяжек, благоприятно влияют на позвоночник в целом, стимулируют процессы роста.
Вначале выправить осанку. Поднять руки вверх и потянуться, напрягая мышцы туловища, шеи и рук, приподнимаясь на носочки. Можно постараться, не подпрыгивая "дотянуться" кончиками пальцев до потолка, или воображаемого облака, звезды, макушки дерева.
Руки вытянуты вперед, туловище прогнуто в грудном отделе позвоночника. Движения медленные, но с усилием, как будто что-то тяжёлое хочется отодвинуть от себя.
Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеча. Медленно с усилием руки отводятся назад, постепенно разгибаясь в локтевых суставах, как происходит потягивание утром, при освобождении от "пут сладкого сна".
Руки на поясе. С усилием свести локти вперед, выгибая весь позвоночник. А затем расслабиться, отводя руки в стороны.
"Ходьба до известной степени оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться".
Жан Жак Руссо
Ходьба. Если условия в классе, в школе позволяют организовать эти упражнения, то не следует отказываться от них только потому, что они очень напоминают уроки физической культуры. Ходьба - прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника. При этом не следует путать ходьбу как физическое упражнение с традиционным передвижением. Очень полезно во время прогулок в группах продлённого дня выполнять все упражнения с ходьбой. Это помогает очень быстро восстановить работоспособность организма в целом, поднять настроение. Можно рекомендовать родителям некоторые упражнения, связанные с ходьбой для вечерних прогулок.
Ходьба на месте или с продвижением вперед. Вначале выправить осанку, проверив её при помощи любого из отмеченных выше способов. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения дома 1-2 минуты, в классе 10-15 сек.
Напряжённые руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета - напряжённые руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения дома - 30сек-1 минута, в классе 10-15 сек.
Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижение вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
Для коррекции осанки во время ходьбы можно использовать книгу, а дома - мешочек с песком или солью (размеры 8 х 13см, 500 г). Груз на голове - ещё один вариант упражнения с элементом ходьбы. Именно это упражнение позволит проверить правильность осанки во время движения.
Упражнения для зрения
Достичь положительных результатов нам помогли приемы, предложенные В.Ф. Базарным. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного дидактического материала, так называемый режим "зрительных горизонтов".
При длительной работе с учебником, или выполнении письменных заданий (при активной зрительной работе на близких дистанциях) каждую четверть урока целесообразно предлагать учащимся рассмотреть дидактический материал, расположенный на достаточном удалении от глаз или изображенный мелким шрифтом. Размер такого учебного материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал и т. п.) должен быть по высоте не менее 1 м., но не более 2-3 м. Такие изображения, видимые учеником на пределе зрительного различия, создают предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль. Это снимает напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения.
Можно проводить и специальные упражнения, которые, по мнению ученых, помимо тренировки зрения, будут способствовать развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.
Например:
учитель демонстрирует в течение нескольких секунд 7-9 мелких изображений предметов, затем убирает их и просит детей воспроизвести увиденное;
после кратковременного показа учитель незаметно для учащихся меняет местами две картинки и просит сказать, что изменилось;
используя иллюстрации из различных детских журналов, найти как можно больше различий между двумя похожими картинками;
в запутанном лабиринте из нескольких линий найти оба конца одной и др.
Обязательным условием для выполнения этих упражнений является сохранение зрительно-пространственной активности, то есть смена расстояний рассматриваемых предметов.
Эффективным способом стимулирования зрительно-двигательной активности являются физкультурные минутки для глаз с помощью расположенных в пространстве комнаты ориентиров. Такие упражнения выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда на близком расстоянии. Существуют различные приемы такого отдыха.
Вариант №1.
В четырех верхних углах классной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание детей образно-сюжетные изображения. Можно использовать сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; пейзажи природы, сюжеты из жизни животных; иллюстрации на известные литературные произведения, сказания; комиксы, дорожные знаки госавтоинспекции и т.п. Средние размеры картин в пределах от 0,5 до 1 стандартного листа - формат А4. Детали изображения должны быть четко различимы. Вместе картины могут составлять развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс или просто соответствовать одной тематике. Например, времена года, домашние животные, режим дня школьника и т.п. Менять используемый комплекс иллюстраций на новый целесообразно не реже 1 раза в две недели. Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4.
Выполнять упражнения лучше в положении стоя при сохранении правильной осанки. Под команды учителя "раз-два-три-четыре" и т.д. учащиеся фиксируют взгляд на иллюстрации, соответствующие данной цифре. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой, туловищем, не отрывая ног от пола. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 2 секунды. Постепенно время такой фиксации сокращается до 1 секунды. Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2-3 недели дети могли за 3-4 секунды сделать полный оборот, при этом не просто механически "пробежать" глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре сюжета. Данный момент является принципиальным. Режим счета через 30 секунд меняется на противоположный: "четыре-три-два-один".
В заключительной части выполнения упражнений с использованием такого "тренажа" (30-40 секунд) режим счета задается в случайной последовательности: "один-три-четыре-два", "два-один-три-четыре" и т.д. Общая продолжительность всего комплекса упражнений занимает в среднем 1,5 минуты.
Апробация вышеизложенной методики позволила подвести описанный механизм под чисто дидактические приемы, повышающие эффективность познавательного процесса.
Например, на разной высоте на стенах классной комнаты развешиваются мелкие, сюжетные и предметные картинки (размер изображения не более 3-3,5 см.), карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1 см.) и т.д. По просьбе учителя учащиеся встают и начинают отыскивать глазами местоположение той или иной картинки. Так, учитель загадывает загадки, а ученики должны найти картинку-отгадку или предлагает решить выражение, а на карточках, расположенных на стенах, найти ответ, или дает задание составить предложение из слов, написанных на карточках, размещенных в разных местах классной комнаты.
Вариант №2
Расширения зрительно-пространственной активности учащихся - использование разного рода траекторий, по которым дети "бегают" глазами. Во весь лист ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры, толщина линии 1 см - овал, "восьмерка", волна, зигзаг, спираль. Такой плакат размещается в любом удобном месте. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Например, в начале любой фигуры прикрепляется кораблик и предлагается проследить, как он будет плыть по заданной траектории.
Вариант №3
Можно рекомендовать и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, "веселые человечки". На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
Использование бумажных офтальмотренажеров.
Например, на доске расставлены:
Пирамидки (5-6 штук). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т.д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правильная осанка - залог здоровья!" (учебно-исследовательская работа)
РецензияДанная работа посвящена очень актуальной теме – теме здоровья учащихся, таким ее составляющим как осанка и понижение остроты зрения. Автором работы была изучена литература по данному воп...
Осанка. Влияние осанки на здоровье ученика.
Между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость. Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависи...
Проект "Осанка - залог здоровья".
На уроках в начальной школе широкое применение получают игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве, информационные технологии. Всё большее распространение в моей работе получает использо...
Проект "Влияние осанки на здоровье ученика"
Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников. У значительной части детей из года в год выявляются отклонения в развит...
Правильная осанка залог здоровья!
Понятие осанка, профилактика, упражнения для укрепления....
Разработка урока "Осанка и здоровье"
Пояснительная записка...
Проектная работа. Здоровье. Правильная осанка- залог здоровья
Проектная работа "Здоровье. Правильная осанка-залог здоровья"презентация...