Кружковая работа
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
КТП кружка
Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2 классов.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zan._rus.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2-4 классов.
На проведение занятий в каждом классе отводится 34 часа -1 час в неделю.
Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
-расширить лингвистический кругозор;
- воспитывать языковое чутьё;
-повышать общую языковую культуру;
-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
-выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные уч-ся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность- одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес уч-ся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Методы и формы организации занятий.
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями уч-ся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».
Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся.
Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений на практике;
-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.
Первый раздел «Фонетика» даёт уч-ся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Уч-ся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.
Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Здесь знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.
В разделе «Орфоэпия. Орфография» уч-ся развивают внимание, память, обогащают словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.
Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе уч-ся шире знакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Раздел «Пунктуация» вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.
Раздел «Лексика» расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Уч-ся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.
Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.
Содержание программы(34 часа)
Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
Задачи:
-воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
-углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;
-развитие речи, мышления и воображения.
Фонетика(6часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.
Морфемика(6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология(6 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Орфография(6 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика(10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
-о происхождении слов русского языка;
-о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
№ | Тема | Дата | Кол-во часов |
| Фонетика(6часов) | ||
1. | Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. | 1 | |
2. | Можно ли писать без букв? Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. | 1 | |
3. | Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. | 1 | |
4. | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. | 1 | |
5. | Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются.Слоги. | 1 | |
6. | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы.Шарады. | 1 | |
Морфемика(6 часов) | |||
7. | “Грамматическое домино”. | 1 | |
8. | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)” | 1 | |
9. | Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?” | 1 | |
10. | Легкие головоломки. Технология составление головоломок. | 1 | |
11. | Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. | 1 | |
12. | Образование сложных слов. Викторина «Приставки». | 1 | |
Морфология(6 часов) | |||
13. | Крылатые слова и выражения. | 1 | |
14. | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | 1 | |
15. | Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря. | 1 | |
16. | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” | 1 | |
17. | Фразеологизмы. | 1 | |
18. | Прямое и переносное значение слов. | 1 | |
Орфография(6 часов) | |||
19. | Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) | 1 | |
20. | Непроверяемые безударные гласные. | 1 | |
21. | Орфографический словарь – твой помощник. | 1 | |
22. | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | 1 | |
23. | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | 1 | |
24. | Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов) | 1 | |
Лексика(10 часов) | |||
25. | Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря. | 1 | |
26. | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | 1 | |
27. | Играем в загадки. Технология составления загадок. | 1 | |
28. | Синонимы. | 1 | |
29. | Омонимы. | 1 | |
30. | Антонимы. | 1 | |
31. | Палиндром, или слова-перевёртыши. | 1 | |
32. | Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов. | 1 | |
33. | Пословицы и поговорки. | 1 | |
34. | Итоговое занятие | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа в начальной школе.
Большое значение в школьной воспитательной работе играют кружки. Большой популярностью среди учащихся пользуются кружки, которые ведут родители....
Учебно-тематическое планирование кружковой работы в Токаревской сельской школе №22
Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего...
Кружковая работа по экологии
Дару үләннәре - әнием күчтәнәче....
Авторская прграмма "Здоровый образ жизни" по кружковой работе
Программа по кружковой работе для учащихся 3 класса(на татарском языке)...
Кружковая работа в 1 классе
Планирование кружковой работы в 1 классе, работающих по стандартам второго поколения....
Моя кружковая работа
В помощь руководителям кружковой работы. Схемы, описание работы....
"Смотрю на мир глазами художника"(Кружковая работа во 2 классе)
Календарно-тематическое планирование во 2 классе по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению" Смотрю на мир глазами художника"....