Кружковая работа
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Акименко Виолетта Сергеевна

КТП кружка

Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan._rus.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2-4 классов.

 На проведение занятий в каждом классе отводится 34 часа -1 час в неделю.

Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

-расширить лингвистический кругозор;

- воспитывать языковое чутьё;

-повышать общую языковую культуру;

-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

-выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.

Основными из них являются следующие принципы:

1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.

Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные уч-ся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.

Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.

3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.

 Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.

4. Принцип занимательности.

Занимательность- одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы.

Интерес уч-ся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Методы и формы организации занятий.

Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями уч-ся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».

Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся.

Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.

Ожидаемые результаты обучающихся:

- применение полученных знаний и умений на практике;

-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;

-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;

-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.

        Первый раздел «Фонетика» даёт уч-ся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Уч-ся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.

        Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Здесь знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

        В разделе  «Орфоэпия. Орфография» уч-ся развивают внимание, память, обогащают словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе уч-ся шире знакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

        Раздел «Пунктуация» вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.

        Раздел «Лексика» расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Уч-ся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

        Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.

Содержание программы(34 часа)

Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.

Задачи:

-воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;

-углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;

-развитие речи, мышления и воображения.

Фонетика(6часов)

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

Морфемика(6 часов)

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Морфология(6 часов)

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.

Орфография(6 часов)

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

Лексика(10 часов)

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.

Обучающиеся должны:

Иметь представление:

-о происхождении слов русского языка;

-о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);

-о прямом и переносном значении слов;

-о многозначных и однозначных словах.

Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.

Уметь:

-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;

-выполнять фонетический разбор слова;

-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;

-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.

Тема

Дата

Кол-во

часов

 

Фонетика(6часов)

1.

Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах.

1

2.

Можно ли писать без букв? Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.

1

3.

Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”.

1

4.

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

1

5.

Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются.Слоги.

1

6.

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы.Шарады.

1

Морфемика(6 часов)

7.

“Грамматическое домино”.

1

8.

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”

1

9.

Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?”

1

10.

Легкие головоломки. Технология составление головоломок.

1

11.

Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.

1

12.

Образование сложных слов. Викторина «Приставки».

1

Морфология(6 часов)

13.

Крылатые слова и выражения.

1

14.

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

1

15.

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

1

16.

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”

1

17.

Фразеологизмы.

1

18.

Прямое и переносное значение слов.

1

Орфография(6 часов)

19.

Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)

1

20.

Непроверяемые безударные гласные.

1

21.

Орфографический словарь – твой помощник.

1

22.

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

1

23.

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

1

24.

Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов)

1

Лексика(10 часов)

25.

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

1

26.

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

1

27.

Играем в загадки. Технология составления загадок.

1

28.

Синонимы.

1

29.

Омонимы.

1

30.

Антонимы.

1

31.

Палиндром, или слова-перевёртыши.

1

32.

Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов.

1

33.

Пословицы и поговорки.

1

34.

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в начальной школе.

Большое значение в школьной воспитательной работе играют кружки. Большой популярностью среди учащихся пользуются кружки, которые ведут родители....

Учебно-тематическое планирование кружковой работы в Токаревской сельской школе №22

         Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего...

Кружковая работа по экологии

Дару үләннәре - әнием күчтәнәче....

Авторская прграмма "Здоровый образ жизни" по кружковой работе

Программа по кружковой работе для учащихся 3 класса(на татарском языке)...

Кружковая работа в 1 классе

Планирование кружковой работы в 1 классе, работающих по стандартам второго поколения....

Моя кружковая работа

В помощь руководителям кружковой работы. Схемы, описание работы....

"Смотрю на мир глазами художника"(Кружковая работа во 2 классе)

Календарно-тематическое планирование во 2 классе по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению" Смотрю на мир глазами художника"....