Формы работы на уроке
статья по теме
Статья описывает правила создания кластера, синквейна; методику "Шесть цветов де Боно", "Мозговой штурм".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_na_uroke.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы на уроке
Кластер
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.
Пошаговое описание метода
- В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение)
- Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
- По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
- Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.
Советы преподавателю
- Записывайте все идеи учащихся
- Не судите о качестве идей (не комментируйте)
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
- Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
- Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).
Синквейн
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
(«Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).
Цель: добиться более глубокого осмысления темы.
Пошаговое описание метода
- Знакомим учащихся с правилами составления синквейна.
- Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определенную тему.
- Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов.
Правила составления синквейна:
- В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
- Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
- Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Советы преподавателю
- В начале предложите учащимся составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (напр. «Семья», «Школа», «Дружба» и т.д.)
- На первых порах предусмотрите при составлении синквейна работу в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
- Поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы.
Мозговой штурм
Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множества идей на заданную тему.
Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических.
Цель: использовать силу малой группы для генерирования идей.
Пошаговое описание метода
- Рассаживаем учащихся в непринужденной манере.
- Готовим доску или большие листы бумаги для записи идей.
- Записью на доске или листе бумаги обозначаем проблему мозгового штурма.
- Проводим мозговой штурм, предварительно определив правила проведения.
- Все идеи учащихся фиксируются ведущим (преподавателем, учащимся) и записываются в ее первоначальной формулировке.
- Убедившись, что идеи иссякли, упорядочим полученный перечень (т.е. убираем повторы, снимаем после обсуждения то, что не относится к проблеме.)
- Проверяем перечень на полноту описания (тщательно обсудив каждую формулировку, проверив, служит ли она описанию данной проблемы).
- Спрашиваем учащихся, можно ли принять перечень в данной редакции как свидетельство достижения цели.
Правила «Мозгового штурма»
- всякая идея позволительна
- не допускается критика идей, их оценка до прекращения поступления предложений
- все предложения фиксируются (без поправок или критики предлагаемых формулировок)
Советы преподавателю
- Ведущий в ходе мозгового штурма может поощрять и поддерживать все мысли и высказывания, но при этом никакой оценки идей.
- Если в ходе обсуждения полученного перечня обнаружатся новые формулировки, которые описывают дополнительные общие цели, выведите их из перечня, чтобы анализировать отдельно.
- Стимулируйте новые идеи, при необходимости предлагая собственные варианты
- Не допускайте смеха, ироничных комментариев, насмешек над идеями других.
Перепутанные логические цепи
Перепутанные логические цепи – педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий.
Пошаговое описание метода
- Вывешиваем ватман с написанными ключевыми терминами или понятиями по изучаемой теме.
- Предлагаем учащимся установить логическую последовательность ключевых понятий, расположенных в случайном порядке, а за тем подготовить письменный текст, использовав все ключевые понятия.
- Преподаватель излагает авторский вариант последовательности событий по ключевым понятиям.
- Учащиеся соотносят свои варианты с предоставленной преподавателем информацией.
Советы преподавателю
- Поощрять письменные работы не только за близость к авторскому варианту, но и за нестандартность мышления, оригинальный путь решения проблемы.
- Знакомя учащихся с авторским вариантом последовательности ключевых понятий, ограничиться только обозначением проблемы. Найти пути решения проблемы предложить учащимся.
Шесть цветов де Боно
6 цветов де Боно - педагогический метод, позволяющий всесторонне исследовать проблему, выявить пути решения и принять оптимальный вариант.
Цель:
- Создать условия для личностного роста.
Пошаговое описание метода
1. Предлагаем учащимся подумать и ответить на вопрос: что чувствует человек (среднестатистический), оказавшись в конфликтной ситуации? После обсуждения в группах (парах) учащихся зачитывают свои варианты.
2. Затем преподаватель вывешивает заготовленный лист со своим вариантом
1.эмоции, (страх, растерянность); 2. беспомощность, 3. замешательство
3. Учащиеся знакомятся с историей героя, которому необходимо сделать выбор (рассказывается преподавателем либо предлагается текст)
4. Далее преподаватель знакомит учащихся с идеей Э. Де Боно, предложившем цветовое решение шести уровней мышления:
- Красный -эмоции
- Желтый - сильные стороны
- Черный - слабые стороны
- Белый - дополнительная информация
- Зеленый - творчество, различные варианты решения проблемы
- Синий - оптимальный путь решения проблемы
5. Работа в малых группах. Каждая группа готовит «свой цвет» т.е. видение сильных, слабых сторон, вариантов решения проблемы, возникшей перед упомянутым героем.
6. Далее – презентации работ групп.
Советы преподавателю
- Необходимо подбирать решаемые конфликтные ситуации, т.е. проблемы, которые могут быть решены учащимися
- Можно использовать «цветные шляпы» де Боно, разноцветные жетоны, платки и т.д. (только все предметы должны быть упомянутых цветов)
- Последовательность цветов можно изменить, начав с белого цвета, т.е. предложить учащимся, прежде чем приступить к выполнению заданий, узнать дополнительную информацию о герое
- Разумеется, после презентаций необходимо резюме преподавателя, в котором он может (при необходимости) предложить свой оптимальный вариант
- В ходе презентаций допустимо разумное вмешательство преподавателя постановкой вопросов, внесением предложений и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).
Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...
Групповая форма работы на уроках в начальной школе.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....
Формы работы на уроке. Организация парной работы.
Парная работа как эффективная форма организации учебного процесса для детей с нарушениями зрения. Н.Н. Гусева, учитель начальных классов МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127, города Челябинска....
Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...
Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).
Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...
Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения
Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...