Диагностика и коррекция психологических процессов младших школьников
статья по теме
В докладе приведена таблица наиболее часто встречающихся "трудностей" обучения детей. А также причины этих трудностей, т.е. несформированности тех или иных психических процессов. Даны рекомендации по применению коррукционных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnostey_v_obuchenii.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ВОЗМОЖНОСТЬ»»
(школа «Возможность»)
ул. Попова, д. 9, г. Дубна, Московская обл., 141980, E-mail: vozm@uni-dubna.ru т.: 212-01-48
ОКПО: 13376416, ОГРН: 1035002204533, ИНН: 5010029086, КПП: 501001001
Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме:
«Диагностика и коррекция психологических процессов младших школьников»
Подготовила: Смирнова Евгения Вячеславовна,
учитель начальных классов
школы «Возможность»
2012 год
Коррекция психологических процессов.
В настоящее время система народного образования столкнулась с тем, что начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов общеобразовательных школ, причём для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развитии, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение.
Таким образом:
1. необходимо вовремя выявлять трудности, возникающие в процессе обучения
2. проводить коррекцию с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений.
Под коррекцией понимается исправление или ослабление психических и физических недостатков у школьников и приближение их к нормальному развитию.
При коррекционной направленности процесса обучения применяются специальные педагогические приёмы, влияющие на исправление недостатков и способствующие интеллектуальному и физическому развитию школьников.
Опираясь на учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии проблемных детей, было установлено, что коррекционная работа должна проводиться не на изолированных от учебных программ специальных уроках, а во всём процессе обучения и воспитания учащихся путём использования специальных педагогических приёмов.
Л. С. Выготский теоретически обосновал, что в развитии всякого ребёнка существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребёнка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, и в процессе активного приспособления к среде вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки.
В его работах повторяется мысль о том, что у детей е особенностями в развитии есть сохранные психические функции, которые , воздействуя на нарушенные, обусловливают их компенсацию.
Вывод:
На основе исследования Л.С.Выготский показал, что у всех детей под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные виды психической деятельности: внимание, восприятие, память, мышление, речь.
Предлагается таблица, в которой собраны наиболее часто встречающиеся нарушения в сфере учебной деятельности детей, возможные психологические причины этих нарушений, а так же даны рекомендации по их коррекции.
Психодиагностическая таблица для определения типичных
трудностей в обучении.
Трудности | Возможные причины | Коррекционные упражнения | |
1. В письменных работах пропускает буквы | 1. низкий уровень развития фонематического слуха. 2. слабая концентрация внимания. З. несформированность приёмов самоконтроля | «Перепутанные линии» «Найди слово» «Зачеркни букву» + рекомендации логопедов | |
2. неразвитость орфографической зоркости | 1. Низкий уровень развития произвольности 2. несформировавность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). | Графический диктант. Лото «Весёлые человечки» Запоминание стихов и тёкстов. «Мыслительные образы». | |
3. низкий уровень объёма и распределения внимания 4. низкий уровень развития кратковременной памяти 5. слабое развитие фонематического слуха. | «2 группы по З слова». «6 фигур». «Зачеркни букву». Рекомендации логопедов. | ||
3. Невнимателен и рассеян | 1. Низкий уровень развития произвольности 2. низкий уровень объёма внимания З. низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 4. преобладающая мотивация учения - игровая. | «Перепутанные линии» «Найди слово» «Зачеркни букву» Графический диктант. | |
4. испытывает трудности при решении математических задач. | 1. низкий уровень развития общего интеллекта 2. слабое понимание грамматических конструкций 3. несформироваиность умения ориентироваться на систему признаков. 4. низкий уровень развития образного мышления. | «Дополни до...» «4-ый лишний» Матрицы Равена. «Аналогия на картинках». «Словесные аналогии». Лото «Весёлые человечки». Рисование по точкам. | |
5. испытывает затруднения при пересказе текста. | 1. несформированность умения планировать свои действия. 2.слабое развитие логического запоминания. З. низкий уровень речевого развития. 4. низкий уровень развития образного мышления. 5. низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). | дополни до...» «4-ый лишний» Матрицы Равена. «Аналогия на картинках». «Словесные аналогии». Лото «Весёлые человечки». Рисование по точкам. Рекомендации логопедов. | |
6. неусидчив | 1. Низкий уровень развития | Графический диктант. «домик» | |
7. трудно понимает объяснение с 1 раза. | 1. несформированность приёмов 2. слабая концентрация внимания. 3. Низкий уровень развития произвольности 4. низкий уровень развития общего | «Зашумлённые предметы» «домик» | |
8. постоянная грязь в тетради. | 1. слабое развитие мелкой моторики пальцев рук. | Упражнения на развитие | |
З. недостаточный объём внимания 4. низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. другие психологические причины. | «2 группы по З слова». «6 фигур». | ||
9.плохое знание таблиц сложения и умножения | 1. низкий уровень развития механической памяти 2. низкий уровень развития долговременной памяти З. развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы 4. низкий уровень развития произвольности 5. слабая концентрация внимания 6. несформированность приёмов учебной деятельности | «2 группы по З слова». | |
10. плохо списывает с доски | 1. несформированность предпосылок учебной деятельности 2. низкий уровень развития произвольности З. низкий уровень переключения внимания 4. недостаточный объём внимания 5. низкий уровень развития кратковременной памяти | Графический диктант «Найди слово» «Зачеркни букву» «6 фигур» | |
11 .плохо ориентируется в тетради | 1. низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве | Упражнения на развитие мелкой моторики Графический диктант. «Домик» |
1. Нарушения степени развития внимания: его произвольности, устойчивость, способность к переключению с одного вида деятельности на другой приводит к:
а) пропуску букв
b) не развитости орфографической зоркости
с) невнимательности и рассеянности на уроке
d) трудностям понимания объяснения с первого раза, часто переспрашивает учителя
е) частым исправлениям в тетради
1) плохому списыванию с доски
Для коррекции внимания можно использовать следующие упражнения:
- «Цифровые таблицы»
- «Перепутанные линии»
- «Найди слово»
-«Зачеркни букву»
2 Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве приводит к следующим нарушениям:
а) К плохому воспркятию формы, величины, пространственного расположения предметов (путает геометрические фигуры, числовой ряд, направление движения вверх-вниз, вправо-влево)
b) К плохой ориентировке во времени (часы, времена года, части суток, дни недели).
с) К плохой ориентировке и грязи в тетрадях.
Для диагностики и коррекции этих нарушений можно использовать:
-зашумлённые предметы
- «домик»
«объёмный домик»
- рисование по точкам
-графический диктант
- «бочка и ящик».
- «человек с поворотом на 180%».
3. Низкий уровень развития памяти у учащихся начальных классов приводит к большим трудностям:
а) Неразвитость орфографической зоркости
b) Плохое запоминание чисел, таблиц сложения и умножения, текстов, стихов, правил и т.д.
с) постоянное переспрашивание.
Коррекция памяти:
« 2 группы по3 слова».
- «6 фигур»
- «Запомни картинку», «Лето».
- мыслительные образы
-запоминание стихов
-запоминание текста
4. Если у учащихся нарушено мышление, то они:
а) Не умеют выделять главное
b) Не систематизируют, не классифицируют предметы
с) Не понимают смысловое содержание картин, текстов, пословиц
d) Не могут обобщить и сделать вывод
е) Не усваивают термины и абстрактные понятия
f) не могут установить причинно-следственную связь
Коррекция мышления:
- «дополни до...»
- «4-тый лишний»
-матрицы Равена
-аналогии на картинках
- словесные аналогии
- существенный признак
- оперирование смыслом
- лото «весёлые человечки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры
В статье представлен анализ особенностей школьной тревожно-сти младших школьников. Раскрыта модель психолого-педагогической коррек-ции школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульпту...
Коррекция нарушения письма младших школьников в процессе изобразительной деятельности
Актуальные проблемы современного образования. Презентация накопленного инновационного опыта работы....
Проект программы по теме «Психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников»
Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями ...
Диагностика познавательных процессов младших школьников
Представлены диагностические методики, позволяющие выявлять уровень развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста....
Диагностика и коррекция дислексии у младших школьников.
Объект исследования –нарушения чтения у учащихся начальных классов.Предметом нашего исследования являeтся характеристика нарушeний чтeния у современных младших школьников.Цель работы –пров...
« Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»
Презентация « Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»...
« Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»
laquo; Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»...