Обобщение опыта. Развитие внимания и мышления учащихся младших классов
методическая разработка по теме
Развитие произвольного внимания и логического мышления способствует положительной тенденции изменения познавательных процессов, как одного из факторов, способствующих повышению эффективности учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие внимания и мышления учащихся младших классов | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
О Б О Б Щ Е Н И Е П Е Д А Г О Г И Ч Е С К О Г О О П Ы Т А
У Ч И Т Е Л Я Н А Ч А Л Ь Н Ы Х К Л А С С О В
М Б О У « Б О Л Ь Ш Е К А Л М Ы К С К А Я С О Ш »
К И Р Е Е В С К О Г О Р А Й О Н А Т У Л Ь С К О Й О Б Л А С Т И
ЗАЛЕВСКОЙ ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ
ТЕМА ОПЫТА: Развитие внимания и мышления учащихся младших классов.
ИДЕЯ ОПЫТА: Развитие произвольного внимания и логического мышления способствует положительной тенденции изменения познавательных процессов, как одного из факторов, способствующих повышению эффективности учебной деятельности.
СПИСОК ИПМ.
Сведения об авторе……………………………………………………3
Условия возникновения и становления опыта……………………....4
Теоретическая интерпретация опыта………………………………..7
Теоретическая база опыта…………………………………………...10
Необходимые условия для развития внимания и мышления
младших школьников………………………………………………..13
6. Технология развития внимания и мышления, основанная на
методе, разработанном в рамках концепции поэтапного
формирования умственных действий (П.Я. Гальперин и др.)…...16
7. Литература……………………………………………………………18
8. Инструментарий методики развития внимания и мышления
младших школьников, используемый в опыте…………………….19
9. Новизна опыта………………………………………………………...20
10. Адресная направленность, области применения и трудоемкость...22 11. Экспериментальная программа, направленная на развитие внимания и мышления учащихся младших классов…………………...23
12. Результативность опыта…………………………………………….26
13. Приложение………………………………………………………….29
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ.
Залевская Татьяна Ивановна родилась 29 октября 1981 года в деревне
Большие- Калмыки Киреевского района Тульской области.
В 1996 году закончила школу, в 2001 году – Тульский педагогический колледж № 1 по специальности « учитель начальных классов с дополнительной специальностью «преподавание основ безопасности жизнедеятельности в основной школе ». В 2004 году- факультет психологии Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого по специальности «педагог- психолог ».
Педагогический стаж- 5 лет. С 2001 года и по настоящее время работает учителем начальных классов МБОУ « Большекалмыкская
СОШ ». Первая категория присвоена в 2007 году.
Работает над развитием произвольного внимания и логического мышления учащихся младших классов.
Тема опыта: развитие внимания и мышления учащихся младших классов.
Идея опыта: развитие произвольного внимания и логического мышления способствует положительной тенденции изменения познавательных процессов, как одного из факторов, способствующих повышению эффективности учебной деятельности.
Условия возникновения и становления опыта
На формирование моего опыта оказали влияние:
Анализ собственной педагогической деятельности.
Проблема развития познавательных процессов учащихся начальных классов возрастает, как важнейшая основа педагогической и психологической деятельности, направленной на усовершенствование учебно- воспитательного процесса, его индивидуализацию.
Периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов является младший школьный возраст.
В построении учебного процесса я опиралась на теории, представленные в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Э. Гальперина, П.И. Зинченко, М.П. Гурьяновой, раскрывающие понимание сущности познавательных процессов, их возрастных особенностей и их влияние на эффективность учебной деятельности школьников.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов. Чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Причины трудностей детей, связанные с недостаточным уровнем развития познавательных процессов, а в частности- свойств внимания и операций мышления:
Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений ( непроизвольное внимание ).
Неумение распределить внимание между различными видами работ приводит к тому, что ученик сбивается с темпа работы.
Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого.
Внимание младшего школьника отличается большей неустойчивостью, легкой отвлекаемостью, что объясняется преобладанием возбуждения над торможением.
Младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией и находится на переломном этапе развития. Конкретное мышление, связанное с реальной деятельностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняет-
ся логическим принципам. Однако, отвлеченные, формально- ло-
гические рассуждения еще не доступны.
Мышление младших школьников преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется наглядно воспринимаемыми признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связано с его личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними.
Поскольку логическая необходимость умозаключений не осознана, весь путь рассуждения большей частью еще не доступен.
В опытном обучении я придавала большое значение систематическим упражнениям, ибо исходила из того положения, что процесс развития произвольного внимания и логического мышления младших школьни-
ков может быть качественно улучшен благодаря целенаправленному влиянию на него.
Также мной была разработана экспериментальная программа, целью реализации которой являлось целенаправленное развитие внимания и
мышления младших школьников.
Что касается приемов обучения, то я разделяю позиции тех методистов, которые считают, что формирование внимания как самоконтроля в процессе учебной деятельности включает в себя умение учителя правильно организовать деятельность ученика и приводит к развитию внимательности как черты личности. Одновре-
менно с этим, необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане действий, в развитии рефлексии и способности к анализу.
Теоретическая интерпретация опыта.
Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов. Чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит лёгкость и эффективность его учения.
Дети значительно различаются по показателям объёма, устойчивости и распределения внимания. В целом внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределённостью. Низкий уровень развития этого свойства внимания ограничивает возможности детей при выполнении учебных задач. Поэтому тренировка распределения внимания может способствовать улучшению успеваемости.
Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием реализации других факторов успешности обучения, в частности индивидуального моторного темпа. При этом, чем выше индивидуальный темп у внимательных учащихся, тем лучше они учатся. А у невнимательных учащихся высокий индивидуальный темп может сочетаться с низкой успеваемостью.
На успеваемость по математике особое влияние оказывает объём внимания и индивидуальный темп. Устойчивость внимания может коррелировать с низкими способностями к математике. На успеваемость по русскому языку большое влияние оказывает уровень развития распределённости внимания и меньше – объём внимания. Успешность чтения больше всего связана с устойчивостью внимания, обеспечивающей точность воссоздания звуковой формы слов.
Любой познавательный процесс осуществляется в познавательном действии, в котором в явном или скрытом (неосознанном) виде присутствуют и другие познавательные процессы. Однако, каждый из познавательных процессов имеет свою область применения, свои способы осуществления, свои особенности.
Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. По мере овладения учебной деятельностью и освоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии.
Мышление и решения задач тесно связаны друг с другом. Но их нельзя отождествлять, сводя мышление к решению задач. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных задач. Она необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Мышление нужно также для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения. Работа под руководством учителя, жизнь в коллективе соучеников, необходимость подчинять своё поведение определённым требованиям приводят к тому, что у ребёнка развивается произвольность как особое качество психических процессов.
Решая учебные задачи, маленький школьник встаёт перед необходимостью предусмотреть результат своих действий, спланировать их порядок, наметить средства, которыми можно добиться цели. Это становится возможным с развитием способности к планированию и выполнению действий во внутреннем плане.
В ходе учения постоянно требуется умение анализировать собственные действия, оценивать их: успешны ли они были, удалось ли с их помощью решить поставленную задачу, достичь цели? Такое умение особенно важно для младшего школьника. Оно лежит в основе формирования рефлексии, «обращённости на себя» - одного из важнейших качеств, без которых невозможно теоретическое мышление.
Таким образом, с развитием всеобщего среднего образования перед школой в полном объёме встает задача: «Учить всех и всех учить хорошо». Решение этой задачи практически невозможно, если интеллектуальные возможности ребёнка не выявляются на самых ранних этапах обучения, если они с первых же школьных лет не используются во всей учебной, воспитательной работе. Это самым тесным образом связано с необходимостью видеть и понимать индивидуальные особенности познавательных процессов каждого маленького школьника.
Теоретическая база опыта.
В основе опыта лежат идеи зарубежных и отечественных педагогов и психологов в области развития и обучения учащихся, а также в области развития внимания и мышления младших школьников как одного из условий повышения качества знаний:
Развитие способности к анализу, без овладения приемами которого не происходит полноценного усвоения учебного материала.
Становление внутреннего плана действий, что обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты и т. д.
Развитие рефлексии, то есть способности рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.
Развитием различных свойств внимания можно повысить успеваемость школьников по различным учебным предметам.
Ценность младшего школьного возраста заключается в том, что в течение этого периода на качественно новом уровне реализуется по-
тенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст- это период позитивных изменений и пре-
образований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
По мнению Л.С. Выготского, с началом обучения мышление выдвигается в центр психологического развития ребенка и становится опре-
деляющим в системе других психических функций, которые под его влияни-
ем интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Развитию внутреннего плана действий, по мнению Е.В. Заики и А.З. Зака, способствуют различные игры ( особенно шахматы) и упражнения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, следует ориентировать-
ся на их индивидуальные особенности (склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). Кроме того, нельзя забывать и о качествен-
ном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте. Так, нап-
ример, показано, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущес-
твенно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляю-
щее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к
художественному типу. Поэтому целенаправленное развитие теоретического мышления детей следует сочетать с не менее целенаправленным совершенст-
вованием мышления образного. « Ум человека,- подчеркивает А.В. Запорожец,- у которого в детские годы не сформировалось должным об-
разом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, может получить в последствии одностороннее развитие, приобре-
сти чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер».
В связи с этим, особое внимание в опыте уделялось материалам, предс-
тавленным в работах М.Н. Акимовой и В.Т. Козловой (1993), С.М. Бондарен-
ко (1981), Е.В. Заики (1990), Н.Ф. Талызиной (1983).
Любой урок начинается с определения его целей и задач. К сожалению, цели, декларируемые учителем, и их отображение в сознании учащихся да-
леко не всегда находятся в необходимом соответствии. Разрешение этого противоречия в педагогической практике осуществляется по-разному: прове-
рка понимания учебной задачи через повторение и пробное исполнение, использование специальных приемов, облегчающих целенаправленное движение внимания, например различного рода схем.
В настоящее время в обучении находит все большее применение осо-
бый вид схем, примером которых служат опорные сигналы донецкого учите-
ля В.Ф. Шаталова и опорные схемы московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой. В своей книге «Когда легко учиться» Софья Николаевна отмечает, что, наряду с решением других задач, «опорные схемы активизируют детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища».
Одна из задач воспитания внимания в школе- это развитие контрольной функции внимания, т.е. способность контролировать свои действия, поступ-
ки, проверять результаты своей деятельности. В этом некоторые психологи (П.Я. Гальперин) видят основное содержание внимания.
Известны исследования условий развития контрольной функции внимания при выполнении письменных работ. К числу приемов и методов, используемых в этих целях, относится словарный диктант с комментирова-
нием, примененный впервые И.А. Сикорским для изучения утомления. Эта методика используется и для тренировки внимания. Слово после предъявле-
ния комментируется поморфемно и только потом записывается. Для безоши-
бочного выполнения словарного диктанта исследователями предлагается последовательность действий, выполнение которых приводит к желаемому результату.
Методистам русского языка давно известен такой метод развития орфографической зоркости, как проверочное чтение, или корректирование. Ученик учится проверять текст, содержащий ошибки. Имеются специальные исследования, посвященные корректуре как приему развития внимания, но нужно отметить, что у этого приема есть и противники, полагающие, что работа с искаженным текстом приведет к фиксации ошибочного образа слова
Опыт экспериментального формирования внимания у школьников, в
чем-то близкий упомянутым выше методам, описан в работах П.Я. Гальпе-
рина и его учеников. К более детальному изучению данного опыта мы вернемся далее.
Необходимые условия для развития внимания и мышления младших школьников.
В опытной работе по развитию внимания и мышления младших школьников я использовала взаимосвязь различных приемов и методов.
Первый прием, который используется мной на уроках- это прием, когда перед началом рассказа на доске пишется его план или используется готовая схема, что организует внимание, облегчает синтез полученных знаний.
В.Ф. Шаталов полагает, что хорошо продуманная графическая схема позволяет расчленить сложный вопрос на ряд детальных пунктов, выразить их в условной форме, с тем, чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы.
Также, в своем опыте я уделяла внимание тому, что особую сложность для учителя представляет повторение и закрепление изученного: нелегко привлечь внимание к тому, что уже знакомо. Существующие методы и приемы повторения и закрепления изученного, которые позволяют повысить интерес к работе, можно свести в три группы:
Введение нового материала и новых учебных задач. В дополнение к изученному, учителем или учениками приводятся новые данные, при-
меры, иллюстрации. Ставят задачи преобразования изученного мате-
риала.
Использование приемов и методов, включающих в активную работу максимальное количество учащихся. Высокая активность достигается при создании соревновательных ситуаций: конкурсов знатоков, олим-
пиад, турниров и пр. Активизирует учеников введение игровых момен-
тов.
Привлечение к оценке и контролю результатов повторения самих учеников: дополнение и уточнение ответов товарищей, организация взаимопроверки (ученики проверяют письменные работы товарищей, задают вопросы друг другу), анализ и оценка ответов товарищей, практикование самоанализа и самооценки ответов.
Следующий момент, лежащий в основе опыта- это взаимообусловлен-
ность организации внимания и продуктивной работы учащихся на протяже-
нии всего урока.
Важнейший источник активности ученика в учебном процессе- его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания.
Назовем несколько основных факторов, способствующих возникновению
интереса:
Оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового-трудно, мало нового- скучно. Необходимость этого отмечал еще К.Д. Ушинский.
Определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда учитель не « разжевывает » объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое «пространство» для мысли, дает возможность соучастия в познании нового.
Безотказное средство пробуждения внимания - это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Еще Платон утверждал: начало познания - удивление.
Любопытным средством обострения интереса к привычному и обыде-
нному является прием, называемый «остраннением» (В.Шкловский). Механизм его неплохо показан в афористическом стихотворении датского поэта П. Хейна:
Чтобы представить
привычное
крупным планом,
нужно уметь
обычное
сделать странным.
Прием этот способствует тому, что обычное начинает восприниматься как странное, удивительное, требующее осмысления.
Главный секрет интереса, по мнению В.А. Сухомлинского,- в успехах детей, в ощущении их роста, достижении трудного. Чем старше ученик, тем значительнее для них достижение цели, радость преодоления.
Большое внимание следует уделять также воспитанию внимательности на уроке. Под воспитанием внимательности обычно понимают формирование таких ценных качеств внимания, как способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять любое серьезное задание и др.
Воспитанию внимательности способствуют специальные упражнения. Ряд приемов для упражнения внимания были предложены еще К.Д.Ушинским, которые во многом не утратили значение и в наши дни:
Маленьким ученикам полезно совершить несколько действий по команде, например, встать, сесть, развернуть книги, свернуть и т.д. Это даст привычку каждую минуту быть внимательным к словам учителя, этому же способствует частое обращение к учащимся.
Учителю сначала следует высказать вопрос, а потом, несколько помедлив, имя того, кто должен отвечать на него. В результате к ответу подготавливается весь класс.
Следует поощрять поднятие рук всеми, кто может ответить на вопрос, заданный даже кому - то одному.
При чтении вслух каждая ошибка читающего должна вызывать поднятие рук.
В первых учебниках должны быть упражнения на развитие внимания: неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить; ошибки, которые нужно исправить.
Следует практиковать продолжение чтения текста другим учеником по указанию учителя. То же относится и к требованию повторить слова учителя или товарища.
Полезны незначительные взыскания за невнимательность и награда за проявление внимания.
Технология развития внимания и мышления, основанная на
методе, разработанном в рамках концепции поэтапного
формирования умственных действий (П.Я. Гальперин и др.)
Одним из эффективных подходов к формированию внимания и мышления является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая). Согласно этому подходу внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у невнимательных школьников.
Занятия по формированию внимания проводятся как обучение внимательному письму и строятся на материале работы с текстами, содержащими разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, в слове, слитное написание слова с предлогом и др.
Как показывают исследования, наличие текста- образца, с которым необходимо сравнить ошибочный текст, само по себе не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок, так как невнимательные дети не умеют сличать текст с образцом, проверятьИменно поэтому все призывы учителя«проверить свою работу»
оказываются безрезультатными.
Одной из причин этого является ориентация детей на общий смысл текста или слова и пренебрежение частностями. Для преодоления глобального восприятия и формирования контроля за текстом детей учили читать с учетом элементов на фоне понимания смысла целого. Вот как описывает П.Я. Гальперин этот основной и наиболее трудоемкий этап работы: «Детям предлагали прочесть отдельное слово (чтобы установить его смысл), а затем разделить его на слоги и , читая каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он слову в целом.
Подбирались самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности). Вначале слоги разделялись вертикальной карандашной чертой, затем черточки не ставились, но слоги произносились с четким разделением (голосом) и последовательно проверялись. Звуковое разделение слогов становилось все короче и вскоре сводились к ударениям на отдельных слогах. После этого слово прочитывалось и проверялось по слогам про себя («первый- правильно, второй- нет, здесь пропущено… переставлено…»). Лишь на последнем этапе мы переходили к тому, что ребенок прочитывал слово про себя и давал ему общую оценку (правильно- неправильно; и если неправильно, то разъяснял почему). После этого переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего образца (с такой же оценкой) не составлял особого труда».
Важным моментом процесса формирования внимания является работа ребенка со специальной карточкой, на которой выписаны правила, т. е. порядок операций при проверке текста. Ее наличие является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свертывания действия контроля обязательность использования такой карточки исчезает.
Для обобщения сформированного действия контроля оно отрабатывалось затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр). Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т. е. сформировать внимание.
Литература.
1. Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников /М.К. Акимова, В.П. Козлова. – Обнинск, 1993.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский, СПб: Союз, 1999. – 224 с.
3. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. – 256 с.
4. Дубровина, И.В. Руководство практического психолога. / И.В. Дубровина, - М., 2000. – 160 с.
5. Заика, Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся //Вопросы психологии. – 1990. - № 6, С. 63.
6. Марютина, Т.М. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов //Вопросы психологии. – 1988. №3. – 44 с.
7. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. /А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 104 с.
8. Познавательные процессы и способности в обучении. /В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
9. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
10. Скрипова, Н.Е. Сельские школы: проблемы и решения //Начальная школа. – 2003. - №1 – С. 84.
11. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей /Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль, 1995. – 240 с.
12. Фридман, Л.М. Психологическая наука – учителю. /Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
Инструментарий методики развития внимания и мышления
младших школьников, используемый в опыте.
Автор опыта, руководствуясь в своей деятельности системой упражнений и методов по развитию внимания и мышления, использует на практике:
Концепцию поэтапного формирования умственных действий.
Корректурные задания.
Задания по типу: «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и др.
Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого- либо образца.
Использование таблиц Шульте.
Дидактические игры на развитие внимания и мышления.
Специально разработанную экспериментальную программу.
Словарные диктанты с комментированием.
Проверочное чтение или корректирование.
Использование опорных схем.
Игры на комбинирование: танграм, логические задачи, головоломки, игры со счетными палочками.
Игры на планирование: лабиринты, магические квадраты.
Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы,
Новизна опыта.
Новизна опыта в систематическом применении упражнений, направленных на развитие внимания и мышления младших школьников в сельской школе. А также, применение специально разработанной для этой цели экспериментальной программы.
Исследование позитивных изменений при использовании упражнений и экспериментальной программы было начато в 2003-2004 учебном году. Автором был проведен эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи:
1. Формирование произвольного внимания.
2. Формирование умения удерживать внимание на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального, а также умение одновременно выполнять две или более различные деятельности.
3. Формирование умения перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
4. Развитие умения охватывать вниманием одновременно несколько объектов.
5. Развитие логического мышления, повышение познавательного интереса.
6. Формирование умения мысленно расчленять предмет или явление на образующие его части и мысленно соединять отдельные элементы, части и признаки в единое целое.
7. Формирование умения мысленно выделять существенные свойства и признаки предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
8. Формирование умения мысленно объединять предметы и явления в группы по общим существенным признакам и умению мысленно переходить от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
9. Развитие контроля и самоконтроля.
К методическим приемам, имеющим инновационный характер, можно отнести:
Систематически проводимую работу со схемами- опорами по проверке текстов, предложенной П.Я. Гальпериным.
Использование развивающих игр по русскому языку.
Использование анализа и оценки ответов товарищей, самоанализа и самооценки.
Использование специальных упражнений, способствующих развитию логического мышления.
Реализация поставленных в ходе исследования задач, осуществляемая посредством перечисленных выше методов, привела к разработке автором экспериментальной программы, направленной на развитие внимания и мышления, которая позволяет повысить уровень развития операций мышления и свойств внимания.
Адресная направленность, области применения и трудоемкость.
Данный опыт и отдельные его элементы могут быть использованы:
Учителями начальных классов.
Воспитателями групп продленного дня для снятия напряжения и стресса учащихся.
Родителями для индивидуальных занятий со своими детьми с целью реализации внутреннего потенциала ребенка и оказания помощи в учебной деятельности.
Представленный опыт может быть реализован:
Как в системе, так и фрагментарно.
В разнообразных системах, моделях и технологиях обучения, так как не изменяет их структуру и основные принципы.
В классах различной учебной успешности.
Трудоемкость опыта.
Для реализации предлагаемого опыта необходимо овладение концепцией поэтапного формирования умственных действий. Целенаправленное систематическое использование предлагаемых упражнений.
Экспериментальная программа, направленная на развитие
внимания и мышления учащихся младших классов.
Целью реализации экспериментальной программы являлось развитие мышления и внимания младших школьников сельских школ.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.
1. Формирование произвольного внимания.
2. Формирование умения удерживать внимание на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального, а также умение одновременно выполнять две или более различные деятельности.
3. Формирование умения перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
4. Развитие умения охватывать вниманием одновременно несколько объектов.
5. Развитие логического мышления, повышение познавательного интереса.
6. Формирование умения мысленно расчленять предмет или явление на образующие его части и мысленно соединять отдельные элементы, части и признаки в единое целое.
7. Формирование умения мысленно выделять существенные свойства и признаки предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
8. Формирование умения мысленно объединять предметы и явления в группы по общим существенным признакам и умению мысленно переходить от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
Экспериментальная программа рассчитана на 10 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия 40 минут, с частотой проведения 2 раза в неделю.
Структура занятия:
1. Начало работы (5 – 10 минут).
- обозначить начало занятия;
- обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу;
- самоопределение участников, ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется определённым содержанием.
2. Разминка (5 – 10 минут).
Развитие межличностных связей включение в совместную деятельность.
3. Работа по теме занятия.
4. Разминка.
5. Завершение занятия (10 минут).
Возможность снять накопившееся напряжение.
Обозначить конец занятия – определённый ритуал эмоциональной поддержки (табл. 12).
Таблица 1
Тематический план реализации программы, направленной на развитие внимания и мышления учащихся младших классов.
№ | Содержание занятия | № занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Произвольное внимание. | + | + | + | + | + | + |
2. | Переключение внимания. | + | + | + | + |
3. | Концентрация внимания. | + | + | + | + |
4. | Распределение внимания. | + | + | + | + |
5. | Устойчивость внимания. | + | + | + |
6. | Сравнение, обобщение. | + | + | + | + | + | + |
7. | Конкретизация. | + | + | + | + | + |
8. | Анализ, синтез. | + | + | + | + | + |
9. | Абстракция. | + | + |
10. | Логическое мышление | + | + | + | + | + | + |
Темы занятий:
1. Знакомство.
2. Отправление в путешествие.
3. Мы в городе.
Наш любимый зоопарк.
Весёлый цирк.
Путешествие по профессиям от «А» до «Я».
Мы гуляем в парке.
Что интересного в кукольном театре.
Возвращаемся домой.
Прощание.
Предполагаемый результат работы: развитие внимания и мышления младших школьников сельских школ.
Результативность опыта.
После реализации на практике разработанной экспериментальной программы (2004-2005), был проведен контрольный срез, целью которого была проверка уровня развития свойств внимания и операций мышления. Результаты можно представить в следующих таблицах:
Таблица 2
Особенности свойств внимания учащихся до и после применения экспериментальной программы (стандартизированные баллы)
Свойства внимания | До эксперимента X ± δ | t | p | После эксперимента X ± δ | t | p |
Распределение | Э | 3,3 ± 1,68 | 0,97 | >0,05 | 5,4 ± 2,2 | 1,67 | >0,05 |
К | 3,9 ± 0,92 | 4,4 ± 1,04 |
Устойчивость | Э | 3,6 ± 1,41 | 0,33 | >0,05 | 5,6 ± 1,04 | 1,60 | >0,05 |
К | 3,8 ± 1,28 | 4 ± 0,94 |
Переключение | Э | 3,5 ± 1,7 | 0,22 | >0,05 | 6,1 ± 3,1 | 2,40 | <0,05 |
К | 3,7 ± 1,26 | 3,6 ± 1,1 |
Концентрация | Э | 3,9 ± 1,28 | 0,45 | >0,05 | 5,8 ± 1,8 | 1,59 | >0,05 |
К | 3,8 ± 1,06 | 4,8 ± 0,92 |
Таблица 3
Особенности операций мышления учащихся до и после применения экспериментальной программы (стандартизированные баллы)
Операции мышления | До эксперимента X ± δ | t | p | После эксперимента X ± δ | t | p |
Сравнение, обобщение | Э | 3,9 ± 2,7 | 0,55 | >0,05 | 8,2 ± 2,09 | 2,10 | <0,05 |
К | 3,3 ± 2,2 | 5,9 ± 2,8 |
Конкретизация | Э | 3,8 ± 1,07 | 2,70 | <0,02 | 5,4 ± 1,2 | 3,40 | <0,001 |
К | 2,8 ± 0,5 | 3,8 ± 0,9 |
Анализ, абстракция | Э | 1,8 ± 0,89 | 2,55 | <0,02 | 3,6 ± 1,4 | 0,31 | >0,05 |
К | 3 ± 1,2 | 3,4 ± 1,5 |
Примечание: Э – экспериментальная группа; К- контрольная группа.
Результаты исследования показывают, что уровень развития мыслительных операций сравнения и обобщения повысился на 1,3 стандартизированных балла в диапазоне высокой степени выраженности экспериментальной группы
Разработанная экспериментальная программа, направленная на развитие внимания и мышления учащихся младших классов сельской школы показала свою эффективность. Произошли благоприятные изменения в уровне развития свойств внимания: распределения, устойчивости, переключения и переключения внимания, а также произвольного внимания.
Уровень развития мыслительных операций: сравнения, обобщения и конкретизации, а также логического мышления повысился. В уровне развития мыслительных операций анализа и абстракции не произошло существенных изменений.
В классе, где используется опыт, нет второгодников. Учащиеся достигают своего индивидуального уровня обучения и имеют только специфическое отставание по отдельным предметам.
Из таблицы 4 видно, что уровень успеваемости учащихся по сравнению с прошлым учебным годом претерпел изменения в лучшую сторону.
Таблица 4
Чтение | Русский язык | Математика |
2005-2006 у. г. | Успевает: 13чел.,100% На «4» и «5»: 11 чел., 85% | Успевает: 12 чел.,92% На «4» и «5»: 10 чел.,77% | Успевает: 12 чел.,92% На «4» и «5»: 11 чел.,85% |
2006-2007 у. г. (1 полугодие) | Успевает: 13 чел.,100% На «4» и «5»: 11 чел., 85% | Успевает: 13 чел.,100% На «4» и «5»: 11 чел.,85% | Успевает: 13 чел.,100% На «4» и «5»: 12 чел.,92% |
Предлагаемый для заучивания материал усваивается быстрее и долго и
долго сохраняется в памяти. Происходит гармонизация личности и самосознания учащихся. У них развивается чувство собственного достоинства и уважения к личности одноклассников. Дети не боятся давать оценку друг другу. В классе присутствует атмосфера доброжелательности и взаимопомощи.
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе
В исследовательской работе рассмотрены теоретические основы логического мышления у младших школьников, вопросы обучения логическому мышлению....
Экспериментальная программа. Развитие внимания и мышления учащихся.
Экспериментальная програма направлена на развитие внимания и мышления учащихся....
Система задач для развития пространственного мышления учащихся младших классов
В данной работе представлены задачи на уроках геометрии, которые развивают различные виды мышления у детей. Задачи разделены на группы....
Обобщение опыта развития мыслительных операций у учащихся 2 класса в процессе обучения решению задач по программе Аргинской И.И. (система Занкова Л.В.)
В данной работе отражен практический опыт по решению задач во втором классе по программе Аргинской И.И....
Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе
Исследовательская работа по теме "Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе"...
Игры на развитие внимания и мышления для младших школьников
Здесь вы найдете игры на развитие внимания и мышления. Материал будет полезен педагогам-психологам, учителям начальной школы и родителям...
Карточки для развития внимания и мышления для младших школьников ,название " Геометрические фигуры"
Предлагаются карточки, которые помогут развить у детей внимание и мышление. Карточки даются трёх вариантов, на каждом из вариантов представлены по 3три различные фигуры, на каждый вариант даётся три з...