Рабочие программы, 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Данная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIвида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_3_klassarhiv_winrar.rar | 116.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Формирование грамматического строя речи»
для учащихся 3 ____ класса на ______ учебный год
Формирование грамматического строя речи
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Работа по формированию грамматического строя речи имеет своей целью обеспечить слабослышащим учащимся практическое владение грамматическими закономерностями языка в связной речи. Задача овладения грамматическими средствами выражения в языке связей между словами решается на уроках формирования грамматического строя речи на разных уровнях: понимание отдельных лексико-грамматических комплексов (словосочетаний), выражающих определенные значения; употребление словосочетаний в связной речи на основе практических грамматических обобщений; систематизация языковых фактов. Это обеспечивает большую обращаемость языкового материала в речевом обиходе и формирование более устойчивых речевых навыков.
В 3 классе ведется работа, направленная на практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка
Формирование навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
И в тематическом содержании грамматического материала, и в целевой направленности его подачи выступает не ознакомление с лингвистической системой языка, а последовательность речевых умений, соотносимых с характеристиками усваиваемых единиц. В этих условиях исключается «накатка» по образцам, которая лишает процесс овладения языком элемента сознательности и затрудняет воспитание самостоятельных речевых навыков. Такое построение системы специального обучения языку и соответствующая направленность учебного процесса, реализуя принцип сознательности, обеспечивает актуальное сознание речевых умений и навыков.
Как отмечалось выше, в качестве исходной языковой единицы, в которой совмещается работа над лексикой и грамматическим строем речи, взято словосочетание. В программе даны типы и модели словосочетаний, на основе которых структурно оформляется предложение, являющееся основной единицей связного высказывания. В обозначениях «понятие о предмете и действии», «понятие о переходности действия на предмет», «понятие о выражении временных отношений» и др. под «понятием» подразумевается морфологическое (или синтаксическое) выражение одного из возможных значений той или иной грамматической формы. Так, переходность действия на предмет — одно из значений винительного падежа существительных (читает книгу), временные отношения обозначаются различными формами глаголов, некоторыми формами существительных (к вечеру, до утра) или наречиями (зимой, утром) и т. д.
Содержание работы на первом этапе практического формирования грамматического строя речи имеет в виду утверждение навыков построения предложения с одновременным уточнением значений морфологических закономерностей входящих в него слов. В целом это охватывает закономерности, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), местоимениям (число), прилагательным (род, число, падеж), наречиям, числительным, предлогам.
Программа III класса обеспечивает дальнейшее расширение объема грамматических значений существительного (словосочетания: «что? + с чем?», «что? + без чего?», «что делает? +с + кем?», «у кого? + что?», «у + кого? + нет - чего?», «что делает? + для кого?», «что делает? + о + ком? (чем?)»). Учащиеся знакомятся с новыми способами выражения пространственных отношений (словосочетания с предлогами у, по, за, перед, через, между).
Расширяются способы выражения временных отношений как путем грамматических средств (включение в предложения глаголов совершенного и несовершенного вида во всех временных формах в сочетаниях с существительными и личными местоимениями), так и за счет лексических средств (словосочетания с предлогами до и после). Включение в предложения прилагательных со словосочетаниями с предлогами в, на, под, за, выражающими пространственные отношения, укрепляет навыки учащихся в конструировании предложений и в оформлении усложненных грамматических связей типа «что делает? + что? + на + какую? + что?».
Овладение учащимися той или иной грамматической закономерностью основывается на уяснении выражаемого ею значения. Как следует из обзора содержания, в III классе вводятся иные способы выражения уже известных учащимся значений, т. е. учащиеся начинают постигать многозначность средств языкового выражения. Как отмечалось выше, понятие о предмете и действии непосредственно раскрывается в целом ряде тем, в частности в значении сопровождения или его отсутствия (словосочетания «что делает? с + чем?», «что делает? без + чего?»). Это значение логически связывается со значением переходности действия на предмет — ив ситуационном плане, и в плане грамматических связей. Однако это значение отличает своеобразие логического и грамматического выражения. В ситуациях, связанных с этим значением, участвуют два неравнозначных компонента (или отсутствует один из них), причем они выступают по-разному: один является ведущим, другой сопровождающим (пьёт молоко — с хлебом, надевает рубашку — без кармана). И только с помощью словесного оформления устанавливаются должные соотношения между этими компонентами. Это новая ступень в формировании языковых обобщений.
С III класса предусматривается составление предложений со словами с различными словообразовательными показателями. К группе слов, выделяемых по словообразовательным признакам, относятся существительные, глаголы и прилагательные, объединенные общностью корневых значений или значений образующих их приставок и суффиксов.
Практическое овладение употреблением словообразовательных моделей в связной речи не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, также способствует выработке правильного и точного понимания и словоупотребления.
Начиняя с III класса предусматривается овладение и сложными синтаксическими структурами: наиболее употребительными типами сложных предложений. Кроме того, постепенно вводятся термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение», «предлог».
Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического стоя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.
Тематический план
I четверть
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контр. работы | Самост. работы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Повторение изученного во 2 классе. Мужской, женский средний род. Единственное, множественное число. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект. Существительное, прилагательное, глагол. Глаголы с приставками. Настоящее, прошедшее, будущее время глаголов. Местоимения. Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками. Закрепление. Списывание. | 3 2 6 1 2 4 3 2 5 1 | 1(вход.) 1 (итог.) 1 | 1 1 1 |
Итого | 29 | 2 Списывание 1 | 3 |
II четверть
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контр. работы | Самост. работы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Повторение. Однокоренные слова. Состав слова. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими принадлежность (сущ.+у+сущ.). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения Кто?+Что делает?+Куда? Где? Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками. Гласные и согласные звуки. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект («гл. + с, без + сущ.) Повторение и закрепление изученного. Списывание. | 2 3 5 6 6 3 4 6 1 | 1 1(итог.) 1 | 1 1 |
Итого | 36 | 2 Списывание 1 | 2 |
III четверть
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контр. работы | Самост. работы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими отсутствие или отрицание («нет +сущ.»). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («гл.+за, перед+сущ.»). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия. («гл.+для+сущ.»). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими целевую направленность действия. («кому?+что делает?+для кого?»). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («гл.+через,по+сущ.»). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения («гл.+до,после+сущ.»). Составление предложений со словосочетаниями, включающими существительные с суффиксами, обозначающими детенышей животных и со значением уменьшительности - ласкательности. Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных в различных частях слова. Правописание наиболее употребительных слов с непроизносимыми согласными. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Перенос слов с разделительным мягким знаком. Повторение и закрепление изученного материала. Списывание. | 5 3 3 2 3 4 3 1 1 1 1 1 10 1 | 1 1 1(итог.) 1 | 1 1 1 |
Итого | 39 | 3 Списывание 1 | 3 |
IV четверть
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контр. работы | Самост. работы |
1 2 3 4 5 6 | Повторение. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. Что делает? + Где? (между, около, на, под). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект. Что делает? + О ком? (О чём?) Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими пространственные отношения. Повторение и закрепление изученного. Списывание. | 4 6 5 7 9 1 | 1 1(итог.) 1 | 1 1 |
Итого | 32 | 2 Списывание 1 | 2 |
Всего – 136 ч.
Содержание тем учебного курса
(136 ч; по 4 ч в неделю)
I. Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка
Составление предложений. Установление по вопросам связи между словами в предложении.
Практические грамматические обобщения. Выделение в предложении слов, обозначающих, оком или о чём говорится, что говорится. Различение слов, обозначающих предметы и действия, признаки предметов и действий, группировка их по вопросам Кто? Что? Что делает? Какой (ая, ое, ие)? Как? Где? Знакомство с терминами «существительное, прилагательное, глагол».
Определение рода существительных по окончаниям начальной формы. Знакомство с терминами «мужской, женский, средний род».
Различение единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях «существительное+глагол», «прилагательное+существительное». Знакомство с терминами «единственное, множественное число».
Различение временных форм глаголов по вопросам Что делает? Что делал? Что будет делать? Знакомство с терминами «настоящее, прошедшее, будущее время» .
Согласование прилагательного с существительным в начальной и косвенной формах.
Первая четверть.
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
косвенный объект («существительное+с, без+существительное»: банка с молоком, чай без лимона);
временные отношения («существительное+глагол сов. и несов. вида»- во всех временных формах);
временные отношения («местоимения 1,2,3 лица ед.ч. и мн.ч.+ глагол сов. и несов. вида»- во всех временных формах).
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками:
в (во), вы в значении движения внутрь или изнутри (вошёл, вышел);
раз(рас), за в значении раскрытия того, что было завёрнуто, закрыто, и в противоположном значении (развернул, завернул);
при, под, у, от(ото) в значениях присоединения, удаления, отстранения (приклеил, подошёл, ушёл, оторвал).
Вторая четверть.
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
пространственные отношения («существительное+у+существительное»: книги у Вовы);
пространственные отношения («глагол+по+существительное»: бежит по тропинке);
косвенный объект («глагол+с, без+существительное»: играет с братом, идёт без внука).
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками:
пере- в значении перемещения (переплыл);
на, вз(вс), с в значении движения вниз, вверх, или на поверхность предмета (насыпал, взлетел, сбросил);
с(со), раз(рас) в значении направления действия в разные стороны и соединения, сближения (съехались, разбежались).
Третья четверть.
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
отсутствие или отрицание («нет+существительное»: нет карандаша);
пространственные отношения («глагол+за, перед+существительное»: остановился перед домом);
целевую направленность действия («глагол+для+существительное»: купил для брата);
пространственные отношения («глагол+через, по+существительное»: прыгает через канаву);
временные отношения («глагол+до, после+существительное»: прибежал до дождя).
Составные предложения со словосочетаниями, включающими существительные с суффиксами:
онок, енок, обозначающими детёнышей животных (медвежонок, котёнок);
ик, чик, очк, ечк со значением уменьшительности-ласкательности (столик, тарелочка).
Четвёртая четверть.
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
пространственные отношения («глагол+между+существительное»: стоит между партами);
косвенный объект («глагол+о(об)+существительное»: читает о космонавтах);
со словосочетаниями «прилагательное+существительное», обозначающими пространственные отношения (с включением предлогов в, на, под, за).
Составление предложений со словосочетаниями, включающими существительные с суффиксами ник, чик, ниц, ист, тель, арь, обозначающими лиц по их действиям, профессиям (учение, слесарь).
II. Сведения по грамматике и правописанию.
Навыки правописания. Звонкие и глухие согласные. Правописание (и произношение) звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Правописание (и произношение) наиболее употребительных слов с непроизносимыми согласными.
Правописание (и произношение) безударных гласных, проверяемых ударением (нога-ноги). Проверка безударных гласных путём изменения слов или подстановкой проверочного слова.
Правописание (и произношение) слов с разделительным мягким знаком (друзья). Перенос слов с разделительным мягким знаком.
Понятие о родственных (однокоренных) словах. Практическое знакомство с частями слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чистописание. Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений типа: 1)з, к, ж, в, ч, б, д, у, я, и др.; 2)Г, П, Т, Т, Р, З, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3)Пп, Чч, Рр, Вв, Ее, Зз, Уу и др. упражнения в безотрывном соединении букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Перечень обязательных контрольных работ
- Входная контрольная работа.
- Контрольное списывание (4 за год).
- Итоговая контрольная работа за I четверть.
4. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения (Кто?+Что делает?+Куда? Где?).
5. Итоговая контрольная работа за II четверть.
6. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими целевую направленность действия.
- Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения.
- Итоговая контрольная работа за III четверть.
9. Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими пространственные отношения.
10. Итоговая контрольная работа.
Основные требования к знаниям, умениям
и навыкам учащихся
К концу III класса учащиеся должны знать:
признаки гласных и согласных звуков; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
Учащиеся должны уметь:
составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выделять из них словосочетания;
правильно ставить вопросы к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;
определять род существительных по окончаниям начальной формы, обозначая терминами «мужской, женский, средний род»;
определять число существительных, глаголов, прилагательных по окончаниям в сочетаниях, обозначая терминами «единственное число, множественное число»;
различать временные формы глаголов по вопросам, обозначая соответствующими терминами («настоящее, прошедшее, будущее время»).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней труд ности с расчетом на возможность их выполне ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик танта). Текст не должен иметь слова на не изу ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты, адаптированные к возможностям детей, составленные учи телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк туре, различны по цели высказывания и состо ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви дов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесооб разно предложить дополнительное задание по вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред ложения, устанавливать части текста, выписы вать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагают ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Тестовые задания – динамичная форма про верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих
на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, вклю чая грубые случаи пропуска, перестановки, за мены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регули руемых правилами, круг которых очерчен про граммой каждого класса (слова с непроверяе мыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю щие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав торском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики собы тий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в пер вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен ку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обра тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст вие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Литература для учащихся:
- Зикеев А. Г. Русский язык: учебник для 3 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений II вида/А. Г. Зикеев. – В 2 ч. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
Пособия для учителя:
- Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
- Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
- Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерное содержание контрольных работ
(2 отделение II вариант)
Входная контрольная работа.
- Подбери слова и напиши предложения.
… бросаешь. … лепи. … буду рисовать. … читаю. … будем играть. … пишем. … купила.
- Допиши окончания. Поставь вопросы к словам.
Мальчик бежит от школ… к дом… .ученик идет от парт… к доск… .автобус отъехал от вокзал… к город… .
- Составь словосочетания.
Мой …, моя …, моё …, мои … .
Твой …, твоя…, твоё …, твои …. .
- Спиши предложения. Вставь слова. Поставь впросы к этим словам.
…. Я иду в школу. .. на стене висит картина. Игрушки лежат в тумбочке … . … мы гуляем.
(внизу, днем, слева, утром)
- Спиши. Допиши окончания.
Банка с молок…, чай без лимон…, стакан с сок…, чай без сахар… .
- Спиши. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Наступила весна. Ярко светит солнце. Возвращаются с юга перелетные птицы. На деревьях распускаются листья.
Контрольное списывание (4 за год) – см книга.
Итоговая контрольная работа за I четверть.
1. Определи части речи.
Кошка, рисовали, за, тетрадь, красивый, убирает, большой.
2. Вставь слова. Поставь вопросы к этим словам.
Таня несёт ведро с … , а Оля несет ведро без … . Женщина несет на рынок корзину с … . Повар сварил суп с … .Толя ест суп без … .
(хлеб, вода, помидоры, мясо, вода)
3. Спиши предложения. Допиши слова.
Голубь (в-,вы-)летел из гнезда. Лиса (в-,вы-)лезла из норы. Продавец (за-,рас-)вернул пальто в бумагу. Таня (за-,рас-)крыла дверь в комнату и увидела маму.
4. Вставь слова и напиши предложения. Поставь вопросы к этим словам и определи время глаголов.
К празднику ребята … игрушки и … елку. После уроков дежурные … класс. Бабушка долго … очки. Дедушка … письмо внучке, а мальчик … письмо на почту.
(убирали, повесят, отнесет, искала, пишет, сделают)
5. Словарные слова.
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения (Кто?+Что делает?+Куда? Где?).
1. Вставь предлог к или по. Спиши предожения. Поставь вопросы к выделенным словам.
Пошел дождь, и собака побежала … будке. … дороге … дому Таня встретила подругу. Автобус подъехал … остановке. Дежурный подошел … окну. Собака бежит … берегу … мосту.
2. Дополни и запиши таблицу.
Что? – море, дорога, лес, берега
Куда? Где?
К … по …..
К… по …
К … по …
К … по…
Составь и запиши предложения с предлогами по, к по схемам.
Кто? что делает? куда?
Кто? что делает? где?
Итоговая контрольная работа за II четверть.
1. Вставь слова. Допиши предложения.
Собака … через забор. Футболист … мяч в ворота. Ученица … тетрадь на стол. Петя … куртку на вешалку. Дворник … дорожки песком. Дежурный … мусор в ведро. Таня … кофе в чашку. Дежурный … цветы.
(забил, перепрыгнула, положила, повесил, посыпал, выбросил, полил, наливает)
2. Спиши, вставив слова. Поставь вопросы к этим словам.
Брат с … пошли в лес за грибами. Учитель разговаривает с … . Катя была в зоопарке с … . Дети пьют чай с … . На столе стоит тарелка без … . Куры гуляют по двору с … Саша выбежал гулять без … .
( шапка, цыплята, сестра, конфеты, ученики, подруга, ложка)
3. Словарные слова.
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими продолжительность действия.
1. Вставь слова и напиши предложения. Поставь вопросы к словам.
После … дети выполняли домашнее задание. До … ребята убирали спальни. После … мальчики поли за ягодами. До … ученики смотрели мультфильмы. Ребята решили задачу до … . После … мама зашла а магазин.
(работа, обед, собрание, ужин, звонок, дождь)
2. Вставь предлоги до, после и напиши предложения. Поставь вопросы к словам.
Ребята готовились к празднику и … вечера украшали класс. Вася … обеда пошел домой. Всю зиму … весны дети катались на коньках. Ребята зашли в школу … дождя.
3. Вставь глаголы и напиши словосочетания.
… (до) перемена; … (до) звонок; … (после) дождь.
Звонкие и глухие согласные.
1. Спиши.
В деревне
У дедушки дом в деревне. Около деревни озеро. В озере мы купались и ловили рыбу. Хорошо летом! (17 слов)
1. Найдите слова, написание которых различается только одной гласной буквой, подчеркните все гласные в этих словах.
2. В словах второго предложения подчеркните все согласные.
2. Подчеркни нужную букву.
ИГРУ (Ш, Ж) КА, КНИ (Ж, Ш) КА, КАТУ (Ш, Ж) КА, ТРУ (П, Б) КА, РЫБ (П, Б) КА, ЛА (П, Б) КА, ГЛА (З, С) КИ, ГОЛО (В, Ф) КА, ШУ (Б, П) КА , ФЛа (Г, К), УТЮ (Г, К), ФУРА (Ж, Ш) КА, ГОРО (Д, Т)
Итоговая контрольная работа за III четверть.
1. Спиши. Допиши суффиксы.
Шкаф – шкаф…, помидор – помидор…, шапка – шап…,нос- нос…, рубашка – рубаш… , лимон – лимон… .
2. Составь и напиши три предложения с предлогами по схемам.
Кто?+что сделал?+когда? (до)
Кто?+что сделал?+когда? (после)
3. Вставь слова и напиши предложения.
Заяц бежит по … . автобус едет по … . мальчик перепрыгнул через … . Люди вышли к дороге через … .
(мост, трава, канава, болото)
4. Спиши предложения, допиши окончания.
Бабушка несет капусту для кролик… . врач перевязывает руку мальчик… . Вова посылает письмо брат… . Зина дает траву кролик… . Саша несет сено для коз… .
5. Словарные слова.
Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими пространственные отношения.
1. Допиши окончания и напиши предложения. Поставь вопросы.
Кошка залезла на высок… забор. Бабушка налила воду в железн… ведро. Дети сложили игрушки в больш… коробку. Под высок… деревом стоит мальчик. Мяч лежит под книжн… полкой. Книга упала за больш… шкаф. Бабочка залетела за окон… стекло. За кухонн… окном висит кормушкадля птиц.
2. Вставь слова, измени окончания и напиши предложения.
Щетка стоит за … шкафом. За … рощей туристы увидели лагерь. Школьники были в лесу за … полем. Собака лежал за … будкой и грызла кость.
(картофельное, кухонный, деревянная, зеленая)
Итоговая контрольная работа.
Спиши текст.
Пришла весна. Солнце согрело землю. В лесу по ложбинке побежал веселый ручеек. Вот на пути он заметил под корнями старой березы норку. В глубине ее спал ежик. Зверек еще с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручеек забрался в постельку ежа и разбудил его.
Еж выбрался из своего убежища на лесную полянку. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Еж лег на спинку. Он подставил солнышку свое брюшко.
1. Выпиши слова с суффиксами –к-, -ик-, -ок-, -ышк-, -ечк-.
2. Поставь вопросы к выделенным словам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...