Рабочие программы, 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Шаповалова Анастасия Юрьевна

 

Данная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIвида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_2_klassarhiv_winrar.rar183.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Формирование грамматического строя речи»

для учащихся 2 класса II отделения II варианта

на _______ учебный год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Работа по формированию грамматического строя речи имеет своей целью обеспечить слабослышащим учащимся практическое владение грамматическими закономерностями языка в связной речи. Задача овладения грамматическими средствами выражения в языке связей между словами решается на уроках формирования грамматического строя речи на разных уровнях: понимание отдельных лексико-грамматических комплексов (словосочетаний), выражающих определенные значения; употребление словосочетаний в связной речи на основе практических грамматических обобщений; систематизация языковых фактов. Это обеспечивает большую обращаемость языкового материала в речевом обиходе и формирование более устойчивых речевых навыков.

Во 2 классе ведется работа, направленная на практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка

Формирование навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.

И в тематическом содержании грамматического материала, и в целевой направленности его подачи выступает не ознакомление с лингвистической системой языка, а последовательность речевых умений, соотносимых с характеристиками усваиваемых единиц. В этих условиях исключается «накатка» по образцам, которая лишает процесс овладения языком элемента сознательности и затрудняет воспитание самостоятельных речевых навыков. Такое построение системы специального обучения языку и соответствующая направленность учебного процесса, реализуя принцип сознательности, обеспечивает актуальное сознание речевых умений и навыков.

Как отмечалось выше, в качестве исходной языковой единицы, в которой совмещается работа над лексикой и грамматическим строем речи, взято словосочетание. В программе даны типы и модели словосочетаний, на основе которых структурно оформляется предложение, являющееся основной единицей связного высказывания. В обозначениях «понятие о предмете и действии», «понятие о переходности действия на предмет», «понятие о выражении временных отношений» и др. под «понятием» подразумевается морфологическое (или синтаксическое) выражение одного из возможных значений той или иной грамматической формы. Так, переходность действия на предмет — одно из значений винительного падежа существительных (читает книгу), временные отношения обозначаются различными формами глаголов, некоторыми формами существительных (к вечеру, до утра) или наречиями (зимой, утром) и т. д.

Содержание работы на первом этапе практического формирования грамматического строя речи имеет в виду утверждение навыков построения предложения с одновременным уточнением значений морфологических закономерностей входящих в него слов. В целом это охватывает закономерности, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), местоимениям (число), прилагательным (род, число, падеж), наречиям, числительным, предлогам.

Во II классе наряду с расширением понятия о предмете и действии (словосочетания «что делает? + чем?») учащиеся знакомятся с разными способами выражения пространственных отношений (словосочетания с предлогами из, с (со), к, от).

Понятие о способах словесной характеристики предметов по цвету, величине, форме и т. д. вначале дается в сочетаниях прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа, затем прилагательные включаются в другие типы словосочетаний: «что делает? + какую? + что? (кого?)», «что делает? + какой? кому?», «что делает? + каким? - чем?». Учащиеся знакомятся также со значением принадлежности (словосочетания с притяжательными прилагательными и местоимениями), последовательности предметов при счете (словосочетания с порядковыми числительными).

Вводятся новые способы выражения временных отношений (словосочетания с наречиями, обозначающими время действия: вчера, утром, зимой и др., и сочетания с глаголами настоящего, прошедшего и будущего времени несовершенного вида).

Понятие о признаках действий расширяется при составлении предложений со словосочетаниями с наречиями, обозначающими способ передвижения (бегом), пространственную направленность действия (направо), местонахождение предметов (справа), время протекания действия (утром).

Составляются предложения с личными местоимениями 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа и глаголами настоящего и прошедшего времени. Понятие о способах обозначения в языке действия предмета обогащается за счет включения в предложения сочетаний с возвратными глаголами.

Наряду с овладением практическими речевыми навыками учащиеся получают первоначальные грамматические знания и умения, подготавливающие их к изучению систематического курса грамматики в старших классах. В программе этот материал выделен в разделе особо («Сведения по грамматике и правописанию»). Материал, помещенный под этой рубрикой, включает: 1) ряд орфографических и пунктуационных правил 2) элементарные грамматические обобщения и 3) требования к графической стороне письма — чистописание. В первом подразделе представлены правила переноса слов, употребления большой буквы, употребления разделительных знаков (ъ, ь), двойных согласных, понятие об алфавите, обозначение на письме пауз и интонаций соответствующими знаками в конце предложения (.,?!) и интонации перечисления запятыми.

В процессе специальной работы по практическому овладению грамматическими закономерностями языка учащиеся не только приобретают практические речевые навыки пользования связной речью, у них постепенно формируются элементарные грамматические обобщения (второй подраздел). Различение слов по вопросам кто?, что?, что делает?, какой (-ая, -ое, -ие)? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак», а затем к более общему грамматическому понятию «часть речи». Умение образовать словосочетания существительных с числительными один, одна, одно, развивая навык определения родовой принадлежности существительных, в последующем оформляется в грамматические понятия «мужской род», «женский род», «средний род». Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существительных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия о числе. Изменения глаголов, выражающие различия во временных отношениях, постепенно подводят к понятию о спряжении, а изменения грамматической формы существительных в составе предложения в зависимости от изменения значений подготавливают учащихся к усвоению понятия о склонении. Во 2 классе практические грамматические обобщения вытекают непосредственно из содержания программы по разделам «Развитие речи» и «Формирование грамматического строя речи» и выполняются в соответствии с текущей программной тематикой.

Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида программа по формированию грамматического строя речи для учащихся 2 отделения II варианта рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). Для школьников, обучающихся по программе 2 отделения III варианта – на 136 часов (4 часа в неделю).

Тематический план

I четверть

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контр. работы

Самост. работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Повторение.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими:

временные отношения.

Раздельное написание со словами предлогов с (со), к, от.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

временные отношения («мест. 1-го или 2-го л. ед. ч. и мн. ч. + гл. наст.вр., прош.вр.»).

Большая буква в кличках животных.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

орудие или средство действия.

Большая буква в названиях городов, деревень.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу.

Большая буква в названиях рек.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

пространств. отношения.

Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками.

Закрепление.

6

3

1

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

1(списывание)

1

1

1

1

Итого

26

3

3

II четверть

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контр. работы

Самост. работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Повторение.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

принадлежность.

Большая буква в названиях улиц, площадей, переулков.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

пространств. отношения («гл. +с(со)+сущ.».

Алфавит.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

переходность действия на действующее лицо («сущ. + гл.непереход., переход.»).

Звонкие и глухие согласные.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

количествен. отношения («числ.+сущ.»).

Закрепление.

1

3

2

3

3

3

3

2

2

1(списывание)

1

1

1

1

Итого

22+2 к.р.

3

2

III четверть

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контр. работы

Самост. работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Составление предложений со словосочетаниями «прил.+ сущ.», обозначающими:

  1. переходность действия на предмет;
  2. направленность действия на предмет;
  3. орудийность действия.

Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак.

Правописание (и произношение) слов с непроизносимыми согласными.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими:

временные отношения («сущ.+гл. наст. вр., прош. вр.. буд. вр.»).

Вопросительный знак.

Восклицательный знак.

Правописание (и произношение) безударных гласных.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

признаки предметов по счету («числ.+сущ.»).

Составление предложений со словосочетаниями,  включающими, глаголы с приставками: пере-, на-, вз- (вс-), с-. (со-), раз-, (рас-);

Повторение.

2

2

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

4

1

1

1(списывание)

1

1

1

Итого

31

4

2

IV четверть

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контр. работы

Самост. работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

временные отношения (местоимение 1, 2, 3 – го лица ед. ч. и мн. ч.+гл. наст. вр., буд. вр.»).

Слова с двойными согласными.

Правила переноса слов с двойными согласными.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

  1. пространственные отношения («гл. + к, от + сущ.»);
  2. принадлежность («местоимение притяжательное + сущ.»);
  3. признаки действия

          («гл. +наречие места» ,

          «гл.+ наречие времени»,

          «гл.+наречие образа     действия») .

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

косвенный объект («сущ.+с, без+сущ.»).

Составление предложений со словосочетаниями,  включающими, существительные с суффиксами: -онок-, -енок-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ник-, -ниц-, -ист-, -тель-, -арь-.

Закрепление.

2

2

2

2

2

4

3

2

2

1

1(списывание)

1

1

1

Итого

21

3

2

Содержание тем учебного курса

(102 ч; по 3 ч в неделю)

I. Практическое овладение основными   грамматическими закономерностями языка

Практическое овладение изменениями грамматической формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения. Со ставление предложений со словосочетаниями:

выражающими пространственные, временные, количественные отношения; значение принадлежности;

обозначающими переходность действия, признаки предметов и действий, косвенный объект.

Практическое овладение словообразовательными моделями.

Первая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки); принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок); пространственные отноше ния («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены), переходность

действия на действующее лицо («существительное + глагол непереходный, переходный»: бабушка одевается, бабушка надевает); количественные отношения («числительное + существительное: пять тетрадей). Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками: в- (во-), вы-, раз- (рас-), за-, при-, под-, у-, от- (ото-).

Вторая четверть

Составление предложений со словосочетаниями «прилагатель ное + существительное», обозначающими переходность действия па предмет (читает интересную книгу), направленность действия на предмет (помогает старой женщине), орудийность действия (раскрашивает зеленым карандашом).

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими вре менные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр., буд. вр.»); («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. или мн. ч. + гла гол наст. вр., буд. вр.»).

Третья четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: признаки предметов по счету («числительное + существитель ное»: третий дом); пространственные отношении («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу, отплыл от берега); принадлежность («местоимение притяжательное + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш); признаки действия («глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).

 Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками: пере-, на-, вз- (вс-), с-, (со-), раз- , (рас-); существительные с суффиксами: -онок-, -енок-, -ик, -чик, -очк-, -ечк-, -ник, -ниц-, -ист, -тель, -арь.

Четвертая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: косвенный объект («существительное + с, без + существитель ное»: банка с молоком, чай без лимона);

временные отношения («существительное + глагол совершен ного и несовершенного вида» во всех временных формах; «местоимения 1, 2 и 3-го лица ед. и мн. ч. + глагол совершенного и несовершенного вида» во всех временных формах).

II. Сведения по грамматике и правописанию

Навыки правописания. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.

Алфавит. Знание алфавита. Умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве. Умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).

Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложении (знакомство).

Раздельное написание со словами предлогов с (со), к, от.

Звонкие и глухие согласные. Правописание (и произношение) звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Правописание (и произношение) наиболее употребительных слов е непроизносимыми согласными.

Правописание (и произношение) безударных гласных, проверя емых ударением (нога — ноги). Проверка безударных гласных пу тем изменения слов или подстановкой проверочного слова.

Разделительные знаки (буквы ъ, ь), правописание (и произно шение) слов с разделительным мягким знаком (друзья). Перенос слов с разделительным мягким знаком.

Двойные согласные в простейших словах. Чистописание. Закрепление гигиенических навыков письма. Уп ражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвое ние новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений типа: 1) з, к, ж, в, ч,  д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, 3, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3)  Пп, Чч, Рр, Вв, Ее, Зз, Уу и др. Упражнения в безотрывном соединении букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ос, об, уе, до, со и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Практические грамматические обобщения. Установление по вопросам связи между словами в предложении. Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Различение слов, обозначающих предметы и действия, признаки предметов и действий, группировка по вопросам кто? что? что делает? какой (-ая, -о,. -ие)? как? где? Знакомство с  терминами «существительное», «глагол», «прилагательное».

Определение рода существительных по окончаниям начальной формы. Знакомство с терминами «мужской род», «женский род», «средний род».

Различение единственного и множественного числа по оконча ниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное». Знакомство с терминами «единственное число», «множественное число».

Различение временных форм глаголов по вопросам что делает? что делал? что будет делать? Знакомство с терминами «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время».

Согласование прилагательного с существительным в начальной и косвенной формах.

Понятие о родственных (однокоренных) словах. Практическое знакомство с частями слова (корень, приставка, суффикс, оконча ние).

Повторение пройденного за год материала.

Слова с непроверяемыми написаниями

 Береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пенал, платок, посуда, работа, ребята, родина, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.

Перечень обязательных контрольных работ

  1. Входная контрольная работа.
  2. контрольное списывание (4 за год).
  3. Итоговая контрольная работа за I четверть.
  4. Алфавит.
  5. Итоговая контрольная работа за II четверть.
  6. Разделительные знаки.
  7. Правописание безударных гласных.
  8. Итоговая контрольная работа за III четверть.
  9. Слова с двойными согласными.
  10.  Итоговая контрольная работа.

Основные требования к знаниям, умениям

и навыкам учащихся

К концу II класса учащиеся должны знать:

названия букв русского алфавита; признаки гласных и соглас ных звуков; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Учащиеся должны уметь:

составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;

вычленять по вопросам слова из предложения; устанавливать по вопросам связь между словами в предложении; вычленять из него словосочетания;

различать слова по вопросам кто? что? что делает? какой? как? где? и по ним определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

определять род существительных по окончаниям начальной формы в сочетаниях с числительными один, одна, одно,  обозначая терминами «мужской род», «средний род», «женский род»;

определять число существительных, глаголов, прилагательных по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное», обозначая терминами «единственное число», «множественное число»;

различать временные формы глаголов по вопросам что делает? что делал? что будет делать?, обозначая соответствующими терминами («настоящее время», «прошедшее время», «буду щее время»);

различать гласные и согласные буквы и звуки;

правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки

на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

писать слова с удвоенными согласными; слова с разделительными знаками (ь, ь);

писать раздельно предлоги со словами;

употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный или  восклицательный знак в конце предложения;

писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;

каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся        

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней труд ности с расчетом на возможность их выполне ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик танта). Текст не должен иметь слова на не изу ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты, адаптированные к возможностям детей, составленные учи телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк туре, различны по цели высказывания и состо ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви дов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесооб разно предложить дополнительное задание по вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред ложения, устанавливать части текста, выписы вать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагают ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Тестовые задания динамичная форма про верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих

на снижение оценки

Ошибки:

  1. нарушение правил написания слов, вклю чая грубые случаи пропуска, перестановки, за мены и вставки лишних букв в словах;
  2. неправильное написание слов, не регули руемых правилами, круг которых очерчен про граммой каждого класса (слова с непроверяе мыми написаниями);
  3. отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  4. наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  5. существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажаю щие смысл произведения;
  6. отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав торском тексте;
  7. употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  1. отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  2. неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
  3. незначительные нарушения логики собы тий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в пер вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен ку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обра тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст вие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Литература для учащихся:

  1. Русский язык: 2 класс, специальная (коррекционная) школа  II вида. Абрамова Т. А., Зикеев А. Г., Коровин К. Г. - М., 2000.
  2. Коровин К. Г. Моя грамматика. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – М.: Просвещение, 2003.

Пособия для учителя:

  1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
  3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / М. С. Соловейчик и др. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  4. Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...