Мастеркласс на конкурсе "Учитель года-2012" Балашовского района
методическая разработка (1 класс) по теме
«Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри, гости. Самое лучшее, что создают люди, составляет культуру народа и обычно с любовью сохраняется. Мы стараемся дома сохранить самые лучшие свои работы, в классе- самые удачные из всех наших работ, а народ бережёт всё самое хорошее, что создали все люди. Так складывается культура народа.
Пространство культуры включает все сущее: шедевры и массовую продукцию, артефакты прошлого и настоящего, «предметы» почитания миллионов и вещи, наделенные ценностью лишь для одного. Но, несмотря на пестроту и неоднородность всех компонентов культуры, она – органична и целостна. Подобно тому, как разрозненные фрагменты жизни на фресках-мозаиках Льюиса Лаво, подчиняясь замыслу художника, складываются в целостный образ, из хаоса явлений, понятий, событий, артефактов рождается феномен культуры.
Основу новой концепции образования составляет понимание того, что все пространство мировой культуры должно стать содержанием образования, рассматриваться как информационный ресурс, оперируя которым личность осваивает не факты, а смыслы, вступает в диалог с теми историко-культурными пластами, которые помогают ей выработать необходимые модели поведения в условиях неопределенного будущего. Модернизации образовательной сферы, ее интеграции в пространство Культуры требует пересмотра приоритетных задач воспитания и обучения: значимым становится воспитание Человека культуры, создание среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры, а не трансляция знаний об историко-культурном опыте человечества и воспроизведение стереотипов его использования.
Когда, где, каким образом воспитать ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ?
Очень хорошим средством воспитания является технология «Образ и мысль», разработанная Л.М. Ванюшкиной, А.А. Соколовой, Л.Ю. Копыловым , курсом представленным нам методистом кафедры философии и методологии науки СарИПКиПРО Колесовой Еленой Валентиновной. Ядро технологии «Образ и мысль» – стратегия вопросов для организации группового обсуждения. Адекватным для ее реализации типом вопросов являются вопросы «открытого» характера, не имеющие однозначно правильного ответа, «провоцирующие» учащихся на самые разнообразные и нестандартные ответы, основанные на самостоятельном исследовании художественных образов. Великий педагог Сухомлинский говорил : « Научите детей смотреть и видеть, слушать и слышать, и тогда они станут творцами своей деятельности».
Сегодня мне хочется показать часть занятия из курса. Прежде ,чем начать работать , давайте вспомним правила совместной работы:
• Выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его.
• Вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами.
• Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.
• Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.
• Помогать, если возникнут проблемы.
Прошу внимания на экран.
Вопросы для ведения беседы (рассматривания):
«Что вы видите?» , «Что еще вы видите?», «Кто-нибудь может что-то добавить?», «Есть ли еще что-то, о чем не говорили?» Вместе с первым вопросом «в связке» можно задавать вопрос
«Что происходит на картине?» – более сложный, побуждающий к осмыслению сюжета, ориентирующий на рассматривание отдельных деталей и на восприятие изображения в целом.
Триаду основных вопросов замыкает вопрос «Что ты видишь здесь такого, что позволяет тебе так думать?», который стимулирует поиск в произведении аргументов, позволяющих каждому убедительно отстаивать ту или иную точку зрения относительно рассматриваемого произведения искусства, искать и приводить аргументы в защиту своей трактовки.
«Что мы можем сказать об этом человеке?»
«Когда это могло происходить?»
«Что, как вам кажется, могло заинтересовать художника в этом сюжете?»,
«Где, как вам кажется, находился художник, когда рисовал эту сцену?»
Перифраз будет начинаться с фразы: «Если я тебя правильно услышал, то…»
«Сначала нам казалось, что…но теперь мы начинаем думать, что… тоже имеет свои основания»,
«Я вижу, что ты переменил свою точку зрения…».
Что вам запомнилось больше всего? Что бы вы рассказали об этом своим коллегам?
Вот так, рассматривая картины, мы узнаём о жизни наших предков, о взаимоотношениях в семье. Воспитываем любовь и уважение к старшим, Отечеству, России. Например, рассматривая картины В.Васнецова «Витязь на распутье», «Палаты царя Берендея» дети приходят к выводу: художник изобразил традиции иносказательно, в фольклорном, былинно-сказочном жанре. По мере того, как совершенствуется эстетическое восприятие детей, растёт их способность изучать другой, незнакомый им материал. И не только на внеклассных занятиях по курсу « Образ и мысль», а так же по курсу ОПК в 1 классе «Мы и наша культура». Образы святых не вызывают недоуменные взгляды, ребята определяют и «видят» духовность, красота храмов – восхищает, а экспонаты музеев (даже виртуальные) вызывает бурю эмоций. В многочисленных дискуссиях с одноклассниками углубляется их опыт общения, взаимодействия с другими детьми. Умение видеть, замечать детали образа помогают создать свои изображения по заданной теме на уроках ИЗО. Вопросы «открытого» характера очень помогают при решении задач такого же типа в математике и уроках литературного чтения. Дети учатся приводить свои доводы в защиту своей точки зрения, учитывая иные мнения, что развивает их способность к обоснованным суждениям.
Таким образом, умения , формируемые данной технологией носят межпредметный, универсальный характер (УУД). Именно на метапредметный результат направлен ФГОС, поэтому метапредметные технологии обучения – это реальная возможность повысить качество образования.
А что же это такое? Это жизнь во всём её проявлении. Жизнь человека – это движение. Движение куда? Конечно вперёд. «А чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya1.rar | 1.71 МБ |
chtoby_idti_vperyod.rar | 11.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри, гости. Самое лучшее, что создают люди, составляет культуру народа и обычно с любовью сохраняется. Мы стараемся дома сохранить самые лучшие свои работы, в классе- самые удачные из всех наших работ, а народ бережёт всё самое хорошее, что создали все люди. Так складывается культура народа.
Пространство культуры включает все сущее: шедевры и массовую продукцию, артефакты прошлого и настоящего, «предметы»
почитания миллионов и вещи, наделенные ценностью лишь для одного.
Но, несмотря на пестроту и неоднородность всех компонентов культуры,
она – органична и целостна. Подобно тому, как разрозненные фрагменты
жизни на фресках-мозаиках Льюиса Лаво, подчиняясь замыслу художника, складываются в целостный образ, из хаоса явлений, понятий, событий,
артефактов рождается феномен культуры.
Основу новой концепции образования составляет понимание того, что все пространство мировой культуры должно стать содержанием образования, рассматриваться как информационный ресурс, оперируя которым личность осваивает не факты, а смыслы, вступает в диалог с теми историко-культурными пластами, которые помогают ей выработать необходимые модели поведения в условиях неопределенного будущего.
Модернизации образовательной сферы, ее интеграции в пространство
Культуры требует пересмотра приоритетных задач воспитания и обучения: значимым становится воспитание Человека культуры, создание среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры, а не трансляция знаний об историко-культурном опыте человечества и воспроизведение стереотипов его использования.
Когда, где, каким образом воспитать ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ?
Очень хорошим средством воспитания является технология «Образ и мысль», разработанная Л.М. Ванюшкиной, А.А. Соколовой, Л.Ю. Копыловым , курсом представленным нам методистом кафедры философии и методологии науки СарИПКиПРО Колесовой Еленой Валентиновной.
Ядро технологии «Образ и мысль» – стратегия вопросов для организации группового обсуждения. Адекватным для ее реализации типом
вопросов являются вопросы «открытого» характера, не имеющие однозначно правильного ответа, «провоцирующие» учащихся на самые разнообразные и нестандартные ответы, основанные на самостоятельном
исследовании художественных образов.
Великий педагог Сухомлинский говорил : « Научите детей смотреть и видеть, слушать и слышать, и тогда они станут творцами своей деятельности».
Сегодня мне хочется показать часть занятия из курса. Прежде ,чем начать работать , давайте вспомним правила совместной работы:
- Выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его.
- Вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами.
- Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.
- Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.
- Помогать, если возникнут проблемы.
Прошу внимания на экран.
Вопросы для ведения беседы (рассматривания):
- «Что вы видите?» , «Что еще вы видите?», «Кто-нибудь может что-то добавить?», «Есть ли еще что-то, о чем не говорили?»
Вместе с первым вопросом «в связке» можно задавать вопрос
- «Что происходит на картине?» – более сложный, побуждающий к осмыслению сюжета, ориентирующий на рассматривание отдельных деталей и на восприятие изображения в целом.
Триаду основных вопросов замыкает вопрос
- «Что ты видишь здесь такого, что позволяет тебе так думать?», который стимулирует поиск в произведении аргументов, позволяющих каждому убедительно отстаивать ту или иную точку зрения относительно рассматриваемого произведения искусства, искать и приводить аргументы в защиту своей трактовки.
- «Что мы можем сказать об этом человеке?»
- «Когда это могло происходить?»
- «Что, как вам кажется, могло заинтересовать художника в этом сюжете?»,
- «Где, как вам кажется, находился художник, когда рисовал эту сцену?»
Перифраз будет начинаться с фразы:
- «Если я тебя правильно услышал, то…»;
- «Сначала нам казалось, что…но теперь мы начинаем думать, что… тоже имеет свои основания»,
- «Я вижу, что ты переменил свою точку зрения…».
Что вам запомнилось больше всего?
Что бы вы рассказали об этом своим коллегам?
Вот так, рассматривая картины, мы узнаём о жизни наших предков, о взаимоотношениях в семье. Воспитываем любовь и уважение к старшим, Отечеству, России.
Например, рассматривая картины В.Васнецова «Витязь на распутье», «Палаты царя Берендея» дети приходят к выводу: художник изобразил традиции иносказательно, в фольклорном, былинно-сказочном жанре.
По мере того, как совершенствуется эстетическое восприятие детей, растёт их способность изучать другой, незнакомый им материал. И не только на внеклассных занятиях по курсу « Образ и мысль», а так же по курсу ОПК в 1 классе «Мы и наша культура». Образы святых не вызывают недоуменные взгляды, ребята определяют и «видят» духовность, красота храмов – восхищает, а экспонаты музеев (даже виртуальные) вызывает бурю эмоций. В многочисленных дискуссиях с одноклассниками углубляется их опыт общения, взаимодействия с другими детьми.
Умение видеть, замечать детали образа помогают создать свои изображения по заданной теме на уроках ИЗО. Вопросы «открытого» характера очень помогают при решении задач такого же типа в математике и уроках литературного чтения. Дети учатся приводить свои доводы в защиту своей точки зрения, учитывая иные мнения, что развивает их способность к обоснованным суждениям. Таким образом, умения , формируемые данной технологией носят межпредметный, универсальный характер (УУД). Именно на метапредметный результат направлен ФГОС, поэтому метапредметные технологии обучения – это реальная возможность повысить качество образования. А что же это такле?
Это жизнь во всём её проявлении. Жизнь человека – это движение. Движение куда? Конечно вперёд. «А чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти…»
Мастер- класс
ХV районный конкурс
профессионального мастерства
«Учитель года – 2012»
«Чтобы идти вперёд,
чаще оглядывайтесь назад,
ибо иначе вы забудете,
откуда вы вышли
и куда нужно идти» А.Лядов
Автор:
Карабаева
Марина Робертовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ п. Восход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастеркласс "Озорной ежик"
Работа представляет собой мастеркласс по изготовлению фигуры с использованием пенопластовой заготовки, пайеток, канцелярских иголок. Материал разработки может быть использован в ходе урока техно...
презентация "Вязание" к мастерклассу в начальной школе
В презентации представлена информация об истории вязания, промышленном и домашнем вязании, об изготовлении помпонов. Презентация может быть использована на мастерклассе или на уроке технологии в начал...
Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.
В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...
Фотоотчёт "Семейные гостиные, мастерклассы" 1- 4 класс.
Фотоотчёт "Семейные гостиные, мастерклассы" 1-4 кл....
Выступление на РМО "Начальная школа" Мастеркласс"Игровая деятельность с применением ИКТ на уроке окружающего мира "
В статье представлен материал выступления на РМО "Начальная школа" Заикиной Светланы Александровны.Урок окружающего мира по теме "Почему Луна бывает разной?"в 1 классе получил приз...
Мастеркласс по теме: "Лес над озером" аппликация смешанная техника
Природные материалы помогают развивать фантазию, наблюдательность и внимание.Изделия из бумаги доступны каждому. Из неё можно мастерить, творить, создавать неповторимые работы. Она даёт простор для тв...
мастеркласс
мастеркласс...