мои публикации
статья (4 класс) по теме

 

Особенности урока в системе Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gavshina_l.a._statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Гавшина Людмила Александровна МОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1»

Особенности урока в системе Л.В. Занкова

   Урок – основная форма образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. В чем выражаются эти отличия?

   Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах я как учитель не теряю руководящей роли при ведении урока. В то же время  предельно внимательна к личности каждого ребенка, его мнению, правильно реагирую на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное высказывание Л. В.Занкова "Ребенок — это тот же человек, только маленький" как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

      Во-вторых, процесс обучения строю таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок строю в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не каралось отметкой (скорее, наоборот: активность на уроке должна поощряться).

    Леонид Владимирович  Занков говорил: "Ошибка — находка для учителя!". Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, почему все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. В. Сухомлинский, Б. Д. Эльконин и В. В. Давыдов прежде всего отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее "палкой в руках учителя".

    В-третьих, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе я широко практикую экскурсии (в музеи, театры, на концерты, природу, предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

 Цели подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке ЗУН, но и развитию интеллектуальных, волевых, нравственных, эстетических чувств учащихся: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыслительной деятельности детей; сотрудничество учителя и ученика. Методическая цель: создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.         

Занковский урок имеет свои этапы, у которых, однако, нет жестких, раз и навсегда закрепленных названий и мест, в схеме урока. Для занковцев важно не название этапов, а их наполнение. Если точнее - наполнение урока тем содержанием и настроением, которые помогают достичь цели педагогического процесса в целом и урока как одной из его форм в частности. Поэтому отсутствие в конспекте урока этапа «Мотивация», вовсе не означает, что учитель не работает над ней. Просто это задача всего урока, а не отдельного этапа.

Занковский урок, безусловно, имеет гибкую структуру. Я могу начинать урок сразу с задания. Именно задание организовывает детей на работу. Одна из заповедей занковского урока - урок начинается с урока! Нужен не организационный момент, который обязательно длится 2 минуты, а нужно то, что настроит на работу. Например, в начале дня:

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: здравствуй! (А дальше... или же сразу.) Мы начинаем работать!

   Новый материал у занковцев, конечно же, закрепляется. Но и сам процесс закрепления организую как исследовательскую деятельность, например, выполняя задание из учебника.

В занковской системе не пишу перед уроком на доске его тему, а дети не заучивают текст,  правила с примерами из учебника.  Стараюсь, чтобы дети самостоятельно выходили на тему урока и называли ее. Они сообща выводят правила, а затем проверяют по учебнику, всё ли они учли.

Уроки в системе Занкова - скорее смешанного (комбинированного) типа. Нет чистых уроков повторения, закрепления и обобщения. На каждом уроке присутствует новое (кроме уроков контроля), но количество нового материала варьируется. Новое может быть не только в содержании - это и освоение нового вида деятельности (работа со схемой, таблицей или диаграммой...), и новая форма работы (в группе, в паре сменного состава).

Урок может закончиться и без подведения итогов. Он может прерваться на самой высокой точке. И с мыслями о только что открытом новом дети уйдут домой, чтобы завтра снова обсудить этот материал.

Еще один важный момент. В течение урока постоянно подвожу  мини-итоги. Важно, чтобы подведение итогов в конце урока было не формальным. Если каждый урок спрашивать, что нового узнали дети, то станет скучно не только им, но и учителю. Этап подведения итогов необходимо сделать значимым для учеников, а иначе,  зачем он нужен? Его цель - помочь каждому ученику осознать, что его (ребенка) удивило, какой вопрос оказался для него самым интересным, что для него составило трудность, и главное, что сегодня получилось.

 Учителям-занковцам хорошо известны такие приемы, когда нужно закончить фразу устно или письменно, например, в тетради.

  1. Расскажите, почему вы сегодня довольны своей работой?
    (Я доволен(а) тем, что..,)
  2. Что сегодня тебе удалось?
    (Мне сегодня удалось..., у меня получилось...)
  3. Закончите фразу: теперь я умею...
  4. Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?..

Домашнее задание может быть дано одинаковое всем, может быть дифференцированным, может быть домашнее задание отдельно для девочек и мальчиков, если это исследование, то это задание целой группе учеников или паре. Дети сами могут составить или выбрать себе домашнее задание. И в зависимости от того, что было задано на дом, мы решаем, как его проверять.

Таким образом, занковский урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, может приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности.

Литература

Л.В. Занков. Беседы с учителями// Избранные педагогические труды. -М., Педагогика, 1990.

Н.В. Нечаева, Н.Н. Рощина. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. - Самара, Издательский дом «Федоров», 2006.

Публикации в журнале «Практика образования» в рубрике «Занковский урок. Какой он?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Свидетельство о публикации

Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....

свидетельство о публикации

Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....

Публикации

Публикации разных лет...

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...