Обитатели зимнего леса
методическая разработка (1 класс) по теме
Занятие по курсу "Цветовая экология" в 1 классе. На занятии учащиеся знакомятся с обитателями зимнего леса. Она отгадывают загадки, собирают мозаику - зверя, который обитает в лесу, составляют рассказы и лепят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obitateli_zimnego_lesa.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по курсу «Цветовая экология» 1 класс
Тема: Обитатели зимнего леса
Цели:
- познакомить учащихся с зимовкой крупных млекопитающих;
- создать условия для формирования представления о жизни животных леса;
- содействовать развитию коммуникативной культуры;
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
- укрепить познавательный интерес к природе, воспитывать командный дух, уважение к партнерам и соперникам по игре;
- воспитывать бережное отношение к природе и стремление её защищать.
Оборудование: презентация; макет зимнего леса, картинки животных, пластилин.
Ход занятия
- Организационный момент
- Сегодня у нас занятие по курсу «Цветовая экология». Работать вы будете в группах. Слушайте друг друга, помогайте, будьте внимательны и активны.
2. Актуализация знаний
- Ребята сегодня на улице холодно или тепло?
- А можно гулять или лучше остаться в классе, в тепле?
- Я хочу пригласить вас в зимний лес. Пойдём?
- Как вы думаете, а зачем мы пойдём зимой в лес, что мы там увидим, о чём узнаем?
- А разговор у нас пойдёт об обитателях зимнего леса. (Слайд 1)
- На прогулку с нами пойдёт Маша, героиня мультфильма «Маша и медведь». Вы согласны? (Слайд 2)
3. Введение в новую тему (Слайд 3)
Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!
(Слайд 4) Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба, только белоснежные стволы с черными крапинками говорят о том, что это березы. Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. Все деревья так похожи друг на друга, что не отличить!
- Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?
(Слайд 5) Но посмотрите. Маша остановилась. Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.
( Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)
- Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.
(Слайд 6) – Чьи это следы? Как вы думаете?
- Давайте проверим.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко! (Лось) (Слайд 7)
(Слайд 8) - Как вы думаете? А это чьи это следы?
- Давайте проверим. Загадка.
Кто зимой холодной, ходит злой, голодный! (Волк) (Слайд 9)
(Слайд 10)- Смотрим дальше. Это чьи следы?
- Проверяем.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса) (Слайд 11)
(Слайд 12) – Хорошо. Смотрим. Как думаете, чьи следы?
-Загадка.
Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы – уши больше головы! (Заяц) (Слайд 13)
(Слайд 14)- Смотрим дальше. Это чьи следы?
- Давайте проверим. Загадка.
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом. (Белка)
(Слайд 15)
(Слайд 16) - Смотрим дальше. Это чьи следы?
- Давайте проверим. Загадка.
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) (Слайд 17)
- А почему зимой в лесу не встретишь медведя?
4. Игра «Собери картинку»
- Каждой группе я раздам разрезанную картинку, а вы должны её собрать и назвать зверя.
(Раздаю картинки медведя, лося, лисы, зайца, белки и волка)
5. Что делают звери зимой? (Слайд 18)
- Зима – очень серьезное испытание для животных. Знаете ли вы, как звери зимуют?
- По картинке составьте рассказ о том, как выживает ваш зверь зимой, как к ней готовился? Начинайте свой рассказ со слов: «Мы, белки…, лисы…, волки…, медведи…, зайцы…, лоси…».
Белочка. По верхним веткам старого дерева скачет верткий зверек. Это белка, а на этом дереве у нее свой домик – дупло. Белка юркнула в дупло. Заглянем туда и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло, обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат, бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу, много орехов закопала в разные места (лесные “кладовки”) под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.
Заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
Лиса. Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.
Лиса очень ловкий, хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу.
Лось. У лося бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает от мороза. К тому же лоси прекрасно научились пользоваться для защиты от холода снегом. Лежка лося это яма в снегу с заледеневшими стенками, подтаявшими от тепла его большого тела. По форме она напоминает корыто, на дне которого животные прячутся от зимней стужи. При небольшом снеге они передвигаются легко. Но когда глубина снега больше чем полметра, ходить им тяжело. Но самое страшное для лосей, когда поверхность снега после оттепели покрывается твердой ледяной коркой-настом. Наст ломается под тяжестью огромного зверя. Лоси режут ноги об острый, как лезвие ножа, отломанный край. Таким животным трудно спастись от хищников.
Волк. Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.
Медведь. Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Зимует медведица вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.
Медведь спит в берлоге пять месяцев. Всё это время он обходится без пищи. Медведь запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство - мёд. В середине зимы у медведицы появляются медвежата. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны. Спят медведи чутко.
6. Физкультминутка «Прогулка в зимнем лесу»
Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, на землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал.
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири. Как красивы они!
В лесу красота и покой, а нам пора уже домой.
Маша и медведь прощаются с нами (Слайд 19)
7. Вывод.
Холодно зверям! Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи сладко спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые орехи, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубком и укрывшись пушистым хвостом. Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей — бегает по снегу, пугает мышек своим топотом, выгоняет их из нор. Бродит по лесу злой и голодный волк. В зимой все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волку трудно отыскать добычу. Но, несмотря на все трудности, звери выживают в лесу, а вот наш лес пустой. (Макет леса)
8. Практическая работа
- Предлагаю заселить наш лес. Каждой группе необходимо слепить зверей, про которых мы говорили. Но каждый лепит своего зверя, чтобы в группе были вылеплены все звери. Согласны? Приступайте к работе.
(Дети работают под песню Маши из мультфильма «Маша и медведь»)
Заселяем наш лес. Очень красиво!
9 Итог занятия
- Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)
- Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)
- Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)
- Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)
- Почему говорят, что волка ноги кормят?
- Чем заяц питается зимой?
- Что делает медведь зимой?
Вы молодцы! Занятие окончено. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"
Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....
Конспект интегрированного занятия «Обитатели зимнего леса» с использованием метода игрового моделирования
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя ГПД. Занятие проводилось в 1 классе (VIII вид 1 вариант)На занятии использовалась мультимедийная презентация, что позволило сделать зан...
Конспект занятия с детьми 7-9 лет «Обитатели осеннего леса. Совушки».
Конспект занятия с детьми 7-9 лет «Обитатели осеннего леса. Совушки».Изготовление игрушки из фетра....
В подготовительной группе аппликация(коллективная работа) "Обитатели осеннего леса"
Обучение детей коллективной работе.Учить работать с ножницами. Воспитывать любвь к природе....
Внеурочное занятие по теме "Обитатели зимнего леса"
Внеурочное занятие по курсу "Юный друг природы" на тему "Обитатели зимнего леса" 1 класс....
Рабочий лист к уроку литературного чтения по теме"Картины зимнего леса в рассказе И.С.Соколова-Микитова "Зима в лесу"".
Рабочий лист полезен и эффективен в образовательном процессе....