Работы с одарёнными детьми
статья (4 класс)
Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работы с одарёнными детьми
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Возникают вопросы. Кто они - одарённые дети? Что такое одарённость? Как ее разглядеть в ребёнке?
Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Но как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему, начиная с 1 класса и удержать этот интерес до окончания школы?
Решение напрашивается само собой – надо приобщить детей к творческому процессу, чтобы ребята в школе были не только пассивными слушателями, а были активными исполнителями и творцами.
«Давно было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» ( Плеханов Г.В.).
Поэтому одним из главных направлений работы нашей школы является создание условий для максимального развития одарённых детей, включая детей, чьи таланты на настоящий момент, может быть, ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что в настоящее время в школе реализуется программа «Одаренные дети», составленная на основе требований ФГОС.
Целью программы является создание условий для оптимального развития детей, совершенствование системы работы педагогов по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося.
Любая цель может быть достигнута тогда, когда решаются задачи:
- раннее выявление одаренных детей с использованием различных диагностик;
-нахождение оптимальных средств обучения;
-повышение квалификации педагогов и подготовка их к работе с одаренными детьми;
-обеспечивается научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
-осуществляется стимулирование и поддержка одаренных детей;
-развивается спектр образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;
-создаются благоприятные условия для возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Работу по выявлению одарённых детей учителя начинают с 1 класса.
Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых детей посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательной школы.
Диагностика дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным ребенком.
Но и наряду с диагностикой - наблюдение, олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования позволяют учителю выявлять одаренных детей.
В нашей школе система работы строится не только на выявлении одаренных детей, но и на развитии их творческих способностей, как на уроках, так и во внеурочной деятельности; на создании условий для всестороннего развития детей (это внеклассная работа и дополнительное образование).
Успешность работы с учащимися во многом зависит от того учитывается ли:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-принцип учёта возрастных особенностей.
Обязательным условием развития одаренности младшего школьника является гибкая организация учебного процесса.
Большое внимание учителя начальных классов придают вовлечению способных детей во внеурочную работу.
Занятия по свободному выбору в большей степени, чем работа в классе на уроке, позволяют реализовать принцип дифференциации обучения, учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
В системе внеурочной деятельности развит спектр образовательных услуг, удовлетворяющий интересы и потребности детей.
В школе стали традиционными фестивали, конкурсы и различные соревнования, позволяющие ребёнку проявить свои способности.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются школьные олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Работа по подготовке к олимпиадам различного уровня проводится учителями в течение всего учебного года.
Для реализации детских творческих способностей проводятся метапредметные и предметные недели (по русскому языку и литературному чтению, математике и технологии, окружающему миру), охватывающие учащихся всей начальной школы.
Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения.
Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Вся информация о наших достижениях размещается на сайте школы, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития.
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители.
В начальной школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями.
Работа с педагогическим коллективом также ведётся в школе по данному направлению: педагогические советы, семинары по вопросам работы с одарёнными детьми, обобщение педагогического опыта учителя, через работу методического объединения и аттестацию.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....

Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.
В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....