Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 81 годовщине освобождения Ленинграда от блокады ( январь 2025 год)
план-конспект занятия (4 класс)
Сценарий разработан для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 81 годовщине освобождения Ленинграда от блокады.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте ребята!
Ведущий 1. 27 января – знаменательный день. Этот день Российское правительство объявило днем воинской славы России. В этом году мы отмечаем 80-летие со дня полного освобождения Ленинграда от блокады.
1-й чтец:
Город Петра — Гордость России и славы, —
Устоявший в неслыханном прежде бою,
Третий орден тебе,
Приколола держава,
На защитного цвета - гимнастерку твою.
2-й чтец:
В истории — не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают — было по плечу лишь им.
Песня « Город над вольной Невой» (муз. Соловьева-Седого, сл.А.Чуркина) (исполняет Алексей Солдатенков)
Ведущий 1. Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа 1941 г. город оказался в тисках. 8 сентября немцы перерезали железную дорогу Москва-Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. Начались кровопролитные бои на Пулковских высотах и южных окраинах города.
Ведущий 2. 9 сентября в Ленинград прибыл Г.К.Жуков. Отстранив от командования Ворошилова, он отменил все приготовления к сдаче города. Было приказано защищать Ленинград до последнего человека. Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».
Ведущий 1. Началась 900-дневная блокада. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Учитель: под тихий звук метронома
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне…”
И могут показаться правы
И убедительны слова.
Но, даже если это правда,
Такая правда не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Ведущий 1.
Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди.
Ведущий 2.
Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.
Ведущий 1. Люди умирали целыми семьями, домами, кварталами. На глазах матерей умирали дети, младенцы оставались без матерей и, если их не находили, они были обречены.
Ведущий 2. «Они лежали неподвижно в своих кроватках, истощённые, с широко раскрытыми глазами. В них застыл ужас от всего перенесённого. Кожа лица и рук была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети больше месяца не видели никакой горячей пищи, даже кипятка..»
Видео на экране
Песня «Ленинградский метроном» (муз. В.Баснера, сл.М.Матусовского)
Учитель: Ребята покажут, какой замечательный город Ленинград
(все дети встают около стульчиков и повторяют движения за детьми 4 класса)
Речь с движением «Петербург»
В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза.)
В январском снегу (Разводят руки в стороны.)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши.)
На морском берегу (Плавные движения руками-волны.)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо.)
Строг и красив (Повторить.)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут».)
В широкий залив (Повтор.)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить.)
Не сдался, не сдался (Повороты головы.)
Наш город врагу (Повтор.)
Чтец
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город стоит!
Никуда не исчез!
Ведущий 1. 20 ноября норма выдачи хлеба уменьшилась в очередной раз: рабочие стали получать 250, а все остальные – 125 граммов хлеба. Первую половину января неработающее население города и дети никаких продуктов питания вообще не получали. Мизерный кусочек хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни. Из этого кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.
Ведущий 2. Один-два таких сухарика да кружка горячей воды — вот из чего в основном состояли в дни голодной зимы завтрак, обед и ужин населения осажденного города. Другие продукты, которые полагались по карточкам, население получало нерегулярно и не полностью, а иногда и вовсе не получало из-за их отсутствия в городе.
Учитель: Предлагаем посмотреть, как это было…
Сценка: (Брат и сестра в ожидании мамы.)
Сестра: Как холодно! И мама не идет. (изобразить холод)
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам мама нам пекла?
Сейчас я съела б всё одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей.
Входит мама с пайком и водой.
Мама: Дорогие мои, а вот и я. Проголодались, замёрзли. Я вам хлеба принесла. Достает детям кусочки хлеба.
Ведущий 1. Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
Чтец. Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут...
— Гражданочки, держаться можно?
Учитель; Есть одна песня, которая была написана в блокадном городе. Это песня «Эх, Ладога, Родная Ладога»». Ребята её сейчас исполнят Давайте, все вместе ее исполним, слова на экране.
Песня: «Эх, Ладога, Родная Ладога» (сл.П.Богданова)
Ведущий 1: Город жил и боролся. Все верили: что мы победим и страданиям придет конец…
Ничто не смогло сломить ленинградцев! Город не сдался врагу! Не покорился фашистам! 27 января 1944 г. произошло полное снятие блокады Ленинграда. Почти 900 дней и ночей Ленинград жил и боролся во вражеском кольце.
В день снятия Блокады Ленинграда над городом прогремел победоносный салют! Ленинградцы отстояли свободу родного города и победили!
Чтец 1. В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут,-
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Чтец 2
Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть…Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
-Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься,-
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной,- на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…
Музыкальная игра «Салют»
Ведущий 1: За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград. В Санкт-Петербурге находится много памятных мест. Посмотрим на некоторые из них.
На экране Видеоряд памятников.
Ведущий 2: На том месте, где были массовые захоронения ленинградцев, погибших от голода, бомбежек и обстрелов за девятьсот дней блокады, возвели мемориал – Пискаревское мемориальное кладбище. Подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти! Вечная память павшим в то суровое время!
Учитель: Прошу всех встать, почтим память героев Ленинграда, минутой молчания…
Минута молчания…
Ведущий 1:
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!»
Учитель:
Мы всегда будем помнить тех, кто погиб за то, чтобы мы с вами счастливо жили.
Они живы, пока мы помним о них!
Наша музыкально-литературная гостиная подошла к концу.
Счастья всем, крепкого здоровья и мирного неба над головой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады
Презентацию можно использовать на классном часе....

Сценарий «71 годовщина полного освобождения Ленинграда от блокады»
Выступление учеников класса на митинге Обуховского завода, посвящённого 71-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады....

Классный час, посвящённый 70- ой годовщине освобождения Ленинграда от блокады
Данный материал содержит в себе: 1. Разработку классного часа. 2. Презентацию к классному часу....

сценарий для уч-ся начальной школы, посвящённый 75 годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.
Блокада нашего великого города-это наиболее тяжелое и трагическое время не только для жителей, но и для всей страны. об этом времени написаны стихи, песни, книги, и продолжают выходить разнообразные х...

Их подвигу память верна.. Урок мужества. Встреча поколений, посвященная 75 - летию полного освобождения Ленинграда от блокады 27 января 1944 года.
Урок мужества с участием:Почётного гражданина Приладожского городского поселения Петровой Евгении Даниловны, Даниловой Серафимы Васильевны, на момент начала войны была жиителем г.Ленинграда...

Сценарий внеклассного мероприятия " Музыкально - литературная гостиная, посвященная полному освобождению города Ленинграда от блокады "НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД"
... Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря герои...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева
Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....