ПК 4.4
учебно-методический материал

Медведева Евгения Игорьевна

Разработка учебно-методического комплекта, учебно-методических материалов на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Отделение заочной формы обучения

Медведева Евгения Игоревна

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 44.02.02

защите

Преподавание в начальных классах

«_____» марта 2024 г.

Курс: 3, группа: 301НК

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Акулина О.С.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 01.04 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Курсовая работа защищена

высшей квалификационной категории

с оценкой___________________

«_____» марта 2024 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИИКОВ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСАХ

6

1.1 Общая характеристика понятия «буллинг» в современной психолого-педагогической литературе

6

1.2 Возрастные особенности младших школьников

11

1.3 Тематические классные часы как предмет профилактики буллинга у младших школьников

14

Выводы по первой главе

17

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

20

2.1 Методические основы применения тематических классных часов по предотвращению буллинга у младших школьников

20

2.2 Диагностический инструментарий для определения уровня буллинга у младших школьников

26

Выводы по второй главе

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

34

ПРИЛОЖЕНИЕ А

37

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

38

ПРИЛОЖЕНИЕ В

39

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в следующем, что за последние десятилетия в ускоренном темпе увеличивается круг глобальных проблем, которые нуждаются в их незамедлительном решении. Таким образом, Россия при столкновении с идейно-нравственным кризисом подверглась различным негативным процессам, особенно в сфере социальных отношений. Сегодня все чаще можем увидеть недоброжелательное, озлобленное и агрессивное поведение среди школьников. Можно выделить этому ряд причин. Взаимная нетерпимость, социальное окружение детей, семьи чаще всего оказывает влияние на взаимоотношения в школе, где можно столкнуться с возможным последствием – буллингом.

В настоящее время проблема психологической безопасности в образовательной среде активно обсуждается. Одна из самых актуальных проблем, с которыми могут столкнуться младшие школьники – это проблема проявления жестокости, насилия и агрессии среди сверстников, а также буллинга.

«Буллинг» отличается от концепций «конфликта», «насилия», «виктимизации», «агрессии», поскольку он устанавливается как объективно существующий в течение длительного времени, систематические атаки с целью изучение изоляции и запугивания.

Тема психологии насилия предполагает собой широкую сферу, наиболее усиленно разрабатывающуюся в международной психологии последнюю четверть века (Д. Левинсон, Дж. Кобрин, Д. Финкелхор, 4 Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, А. Миллер, и др.). Данная проблема относительно молода в отечественной психологии (E. H. Волков, В. В. Денисов, Г. Н. Киреев, А. Б. Кирюхина, В. А. Ситаров и др.). Вопрос насилия в образовательной среде на данном этапе решают такие ученые как JI. C. Алексеева, И. А. Баева, Е. В. Бурмистрова, Е. Ф. Быковская, E. H. Волкова, Т. Г. Волкова, Е. В. Гребенкин, Н. О. Зиновьева. Н. Ф. Михайлова, Д. Потрог и др.

Невзирая на существенное количество трудов, приуроченных проблеме школьного буллинга, в настоящее время данный вопрос является недостаточно изученным.

Таким образом, проблема профилактики буллинга у младших школьников во внеурочной деятельности, учитывая свою специфику, а также малое количество методических материалов, имеет несомненную актуальность, большую педагогическую необходимость и практическую значимость.

Тема исследования: Методика организации тематических классных часов для предотвращения буллинга у младших школьников.

Цель исследования: изучить теоретические и методические основы профилактики буллинга у младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования: буллинг в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: методы, средства, способы профилактики буллинга у младших школьников во внеурочной деятельности.

Исходя из поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:

  1. Дать характеристику понятия «буллинг» в современной психолого-педагогической литературе.
  2. Раскрыть возрастные особенности младших школьников.
  3. Раскрыть тематические классные часы как предмет профилактики буллинга у младших школьников.
  4. Выделить методические основы применения тематических классных часов по предотвращению буллинга у младших школьников.
  5. Определить диагностический инструментарий для определения уровня буллинга у младших школьников.

Методы исследования: теоретические  анализ научной литературы, синтез методологических источников, систематизация полученной информации, обобщение приобретенных сведений и данных; эмпирические – беседа с учителем о его деятельности в коллективе, наблюдение за школьным классом, анкетирование и тестирование воспитанников начальной школы, а также обобщение полученной информации, изучение школьной документации и продуктов деятельности обучающихся.

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСАХ

1.1 Общая характеристика понятия «буллинг» в современной психолого-педагогической литературе

Проблема буллинга всегда актуальна там, где существуют малые и большие группы людей. Этому явлению способствует достаточно много причин. Но специалисты, работающие с детьми, отмечают, что в последнее время проблема становится всё острее и серьезнее. Появляются новые формы, например, кибербуллинг, как следствие появления новых способов коммуникативных видов общения.

Буллинг – это общественное явление, которое облекается субъектным составом участников, как правило, детским коллективам, в основном, в школе, хотя случае буллинга не редкость в детских садах.

Психолог, А. И. Селифановой, говорила,  что «на сегодняшний день школьная жестокость стала одной из актуальных проблем современного общества, что существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам является травля детей сверстниками («буллинг»)» [20].

Д. Ольвеус дал определение «буллинга» в сфере школьников младшего и среднего звена, которое стало общераспространенным в разных областях существования человека: «буллинг (травля) – это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы» [15].

Е. Н. Ожиева, трактует определение буллинга, как довольно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд проблем: социальных, психологических, юридических и педагогических [14].

Е. С. Илларионова, считает, что буллинг ‒ это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха [8].

И. С. Кон в своих работах выделял буллинг, как запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе» [9]

По мнению, А. А. Гудзовской буллинг, это неоднократные агрессивные проявления (физическая агрессия, унижение, оскорбления, бойкот) одного или нескольких человек в группе в отношении неспособного противостоять им члена группы [6].

Таким образом, можно обобщить все вышеупомянутые определения и дать общую трактовку понятию буллинг. Это процесс сознательного жестокого отношения, физического и психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку.

В настоящее время выделяют основные современных формы буллинга:    

  1. физический (избиение, преднамеренное членовредительство);
  2. поведенческий (бойкот, сплетни, невежество, шантаж);
  3. словесная агрессия (насмешки, подколки, оскорбления);
  4. кибербуллинг (социальные сети) – самая распространённая форма буллинга.

Ученые доказали, что эффективность образовательной деятельности и выгодных отношений тесно связаны, и повлияло на наличие выгодного влияния. Если класс с дружественной атмосферой, то в отношениях между его членами меньше напряжения и, следовательно, никаких причин разногласий.

О. Л. Глазман подчеркнул личные свойства участников буллинга [5].

  1. Буллеры (инициаторы). Существуют специфические характеристики, присущие школьникам, стремясь быть буллерами:
  1. они уверены, что «доминирование» над своими одноклассниками поможет намного легче достичь целей;
  2. вспыльчивы и очень нервные, не могут контролировать; − не знают, как сочувствовать жертвам;
  3. стремятся быть фаворитами;
  4. убеждены в их превосходстве над жертвой;
  5. у них агрессивные отношения со взрослыми, включая родителей и учителей.

Если буллеры сравниваются с другими детьми, то разница будет заметна, у них есть еще много друзей и высокий статуса среди сверстников. Но полезно принять во внимание тот факт, что он являются друзьями только похожими на них, и играют важную роль для жертв, так им становится намного сложнее сопротивляться.

Чаще всего позицию буллера занимает один или два ребенка. Однако если буллеры являются фаворитами объединений, то в этом случае все участники этого союза становятся последователями преследования.

Основными мотивами травли являются необходимость признания, удовлетворения травмой других и вознаграждения – материал (объекты, предпринятые потерпевшему) или умственным (авторитет, социальное состояние и т. д.). Возможные угрозы: плохие рейтинги и отсутствия, битвы, кража, алкоголь и табак.

  1. Помощники. Для них он характеризуется рвением, чтобы поддержание буллера и быть похожим на него. Они бьют и не дают жертве пройти. Но они не принимают высокую позицию среди сверстников, предоставляя помощь помощнику, они не достигают уважения между одноклассниками. В большинстве случаев дети, которые занимают эту должность, лишены родительской любви, а именно отцовской. Скорее всего, они видят в носителе своего наставника и ищут качества, которые они хотели бы видеть в своем отце.

В большинстве случаев позицию помощника занимают школьники:

  1. боящиеся лишится дружбы с буллером;
  2. боящиеся быть на месте жертвы;
  3. не имеющие желания отличаться от толпы сверстников;
  4. не способные выражать сострадание;
  5. принимающие травлю за развлечение;
  6. не имеющие собственной точки зрения;
  7. из неблагополучных семей.
  1. Защитники. Обладают высоким статусом среди сверстников. Одним из качеств, присущих данной позиции, является высокая самооценка. Для них важно быть добросердечными по отношению к другим. Благодаря этим качествам им удается понять жертв, сочувствовать им и оказывать поддержку.
  2. Жертвы. Они принимают достаточно низкую позицию в обществе, имеют узкий круг друзей, поэтому им не хватает общения. Не будет трудно подчинить жертв под себя, они не могут сопротивляться. Наличие низкой самооценки, верят, что все лучше.

Позицию жертвы буллинга занимают дети:

  1. закрыты и скромные;
  2. нерешительные, низкая самооценка;
  3. часто в депрессии, думая о самоубийстве;
  4. не имеют друзей, которые предпочитают взаимодействие со старшим поколением;
  5. из дисфункциональных семей, живущих в плохих условиях;
  6. смирившиеся с агрессией в свою сторону, считающие, что они могут быть только изгоями.

Самые большие шансы оказаться в позиции жертв буллинга имеют дети:

  1. обладающие необыкновенной внешностью или недостатки в ней;
  2. с отклонениями в состоянии здоровья, отсутствующие из-за этого на учебе;
  3. не умеющие постоять за себя;
  4. опасающиеся контакта с людьми;
  5. иной национальности;
  6. неопрятно одетые или наоборот весьма хорошо;
  7. не владеющие новейшими гаджетами или наоборот имеющие самые дорогостоящие;
  8. обладающие одаренностью в какой-либо области.
  1. Наблюдатели (свидетели). Эта позиция травли принадлежит к наибольшему количеству участников. Часто бывает, что школьники сочувствуют жертве, но помочь им бояться. Но не стоит упускать, что именно их действия влияют на дальнейший результат: даже незначительные жалобы согласия будут воспринимать как вознаграждение, и если у них есть сопротивление, все может прийти во всем. Чувство страха, разочарования, застенчивость за неоказание помощи, но и желание помочь буллеру не покинут наблюдателя.

Мотивирование к буллингу различны: расплата, восстание справедливости, равно как механизм повиновения фавориту, свержение соперников, из чувства антипатии и др. В особенности опасно мотивирование, связанное с удовлетворением садистических нужд у конкретной группы акцентуированных и негармонично развивающихся персон.

Теперь рассмотрим причины буллинга и факторы, способствующие развитию в условиях школы. Наиболее типичными видами школьного насилия являются эмоциональное (психологическое) и физическое.

Факторами могут быть неустойчивая самооценка (пониженный локус контроля), непопулярность в коллективе, тревожность (мнительность, сомнение в собственных силах).

Типичными жертвами могут стать как чрезмерно покорные, так и агрессивные дети и подростки. Факторы, способствующие буллингу в школе:

  1. личностные (особенности обидчика и пострадавшего);
  2. семейные (особенности воспитания, детско-родительские отношения, завышенные или противоречивые требования в семье);
  3. средовые – в школе нет политики по этому вопросу, педагоги недостаточно компетентны в вопросах разрешения конфликтных ситуаций;
  4. ситуационные – когда есть «зрители», поощряющие «шоу», если участники недостаточно заняты делом;
  5. социально-экономические факторы, гендерные и национальные стереотипы, влияние СМИ.

Таким образом, можно сказать, что буллинг – это общественное проявление, характерное в большей степени организованным детским коллективам, в первую очередь, в школе.

В русском языке это явление называлось «травля», но с активным приходом в современный русский язык англоязычных терминов наиболее часто стал применяться термин «буллинг».

Способы, которые применяют младшие школьники при буллинге, могут являться наиболее разными: физическими (потасовки, использование силы и т.п.), психологическими (обзывание и придумывание обидных прозвищ, игнорирование, унижающие и обесценивающие взгляды и жесты и т.п.) и экономическими (вымогательство).

1.2 Возрастные особенности младших школьников

Вопрос о буллинге актуальный для младшего школьного возраста. В этом возрасте совершается изменение стиля и образа жизни – самое последнее общественное значение ученика, новейшие условия, совершенно новый вид деятельности – учебная деятельность «в школе ребенок приобретает не только новые умения и знания, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются ценности и интересы ребенка, весь его уклад жизни» [22].

Младший школьный возраст называется вершиной детства. В текущем умственном формировании он охватывает срок от 6 до 7 до 9-11 лет.

Как правило, те или иные формы агрессии наблюдаются у большинства младших школьников. В то же время некоторые учащиеся могут проявлять более выраженную склонность к агрессии, чем остальные дети.

Учащимся младших классов больше, чем у старших детей, характерны физические методы. Травля производится путем толкания, щипков, битья и приставаний. Травля путем воровства обычно производится «открыто»: юные агрессоры зачастую берут вещи на глазах у владельцев – часто буквально выхватывая их из рук. Как отмечается, что ложь – также общее оружие в арсенале младших школьников. Как указано, «вербальная травля в начальной школе используется минимально, но, расширяя свой словарный запас, задиры становятся виртуозами в нанесении оскорблений и обид» [12].

Возможные особенности между полами в использовании буллинга младшего школьного возраста. Таким образом, мальчики могут чаще показывать буллинг, чем девочки. Прямой буллинг в поведении мальчика в данном возрасте может быть направлена на другого мальчика или других детей. А также в этом возрасте мальчик может чаще применять относительный буллинг среди детей своих ровесников. В этом возрасте часто преследование может возникнуть со стороны девочек.

Если буллинг считается разрушительной тенденцией поведения, то возникает вопрос о том, как буллинг может взаимодействовать с академическими достижениями ребенка. Таким образом, в изучении травли академических достижений младшего школьного возраста не было существенной связи между травлей и сокращением достижений ребенка. Однако в возрасте 6-7 лет высокие академические достижения ребенка могут как-то влиять на курение в поведении такого ребенка с точки зрения отношения к другому. И в течение 8-9 лет это социальное отчуждение, которое может способствовать проявлению поведения ребенка. Также в 8-9 лет ребенок в своем поведении может применять более развитые социальные навыки, чем в предыдущей эре. Дети в младшем школьном возрасте с разработанными академическими способностями могут быть использованы для манипулирования другими людьми с приобретенными социальными навыками.

Как считает Е. Л. Полякова, «если детей преследовали другие дети, то такое преследование может способствовать проявлению буллинга у тех детей, которые прежде сами были подвержены буллингу» [16].

Что касается поведения жертвы, это поведение может продолжаться на протяжении всего обучения в младших классах. Если в классе более структурированная иерархия в отношениях между детьми, то ребенок в этом классе может испытывать более устойчивое поведение жертв.

Поведение жертвы ребенка может уменьшиться, когда ребенок переносится от младших классов до средних классов. Важно, чтобы поведение жертвы является переходом младших классов в средних классах, он может повлиять на то, как ребенок в его поведении исполняет принадлежность в новых отношениях с другими детьми.

Чтобы раскрыть тенденции буллинга в поведении ребенка в младшем школьном возрасте, важно расследовать пульсационные отношения и преподавателей и родителей такого ребенка. Таким образом, низкий уровень родительского образования может способствовать проявлению тенденций ребенка, правдопоставления или жертв и буллера в поведении ребенка.

Итак, проблема буллинга имеет актуальность для младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте происходит смена стиля и образа жизни – новая социальная роль ученика, новые требования, совершенно новый вид деятельности – учебная деятельность.

Можно сделать вывод о том, что в младшем школьном возрасте не случайны проявления тенденций буллинга в поведении ребёнка.

Характеристики травли в младшем школьном возрасте могут быть связаны с:

  1. личным отношением ребенка к травле;
  2. тенденции поведения жертвы ребенка от буллинга человека; проявление нарушения в поведении самого ребенка;
  3. отношения к буллингу других людей.

Дети в младшем школьном возрасте чаще всего взаимодействуют со своими сверстниками в классе или за пределами образовательного учреждения с этими детьми, которые также являются учениками этого класса. Далее рассмотрим возможности внеурочной деятельности в процессе профилактики буллинга в начальной школе.

1.3 Тематические классные часы как предмет профилактики буллинга у младших школьников

Внеурочная деятельность базируется на содержание основного образования, интегрируется с ним, что как отмечает А. Ю. Корнилова, «позволяет объединить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из приоритетных проблем современной педагогики» [10].

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития учеником своих интересов на основе свободного выбора, освоение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В рамках ФГОС НОО [13] предполагается организация внеурочной деятельности по пяти направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивнооздоровительное.

Для того, чтобы эффективно использовать возможности внеурочной деятельности в процессе профилактики буллинга в начальной школе, нужно выстроить грамотную систему профилактики в школе на нескольких уровнях (первичная, вторичная и третичная).

Первичная профилактика буллинга должна касаться всех обучающихся и проводиться на уровне школы. Она подразумевает активное включение младших школьников во внеурочную деятельность. Как полагает Е. А. Селиванова, «направив энергию агрессии в нужное русло можно значительно снизить эмоциональные вспышки школьников и даже помочь им добиться успехов» [19].

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности позволит школьникам безопасно выплеснуть агрессию. Кроме того, в некоторых видах спорта даже необходима определенная «спортивная злость», которая поможет одержать победу. Важно усилить духовно-нравственное воспитание в школе.

Так как основа социально приемлемого поведения определяется базовыми ценностями личности.

Также общеинтеллектуальное и общекультурное направление внеурочной деятельности позволит школьникам найти новые смыслы в своей жизни и деятельности.

Творчество выполняет катарсическую функцию, помогает снять напряжение, поэтому полезно и для снижения агрессии.

Педагогу целесообразно проводить классные часы и недели эстетики под девизом «Дорогою добра» или «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть». Также, как отмечает Д. А. Драндров, «можно проводить этические беседы, на которых рекомендуется обсуждать произведения художественной литературы, а также отрицательные и положительные поступки детей» [7].

Вторичная профилактика буллинга проводится на уровне класса. Здесь важна работа классного руководителя. Он может провести внеурочные мероприятия на сплочение классного коллектива, что позволит младшему школьнику не чувствовать себя изолированным. Рекомендуется провести классные часы на тему буллинга (психической, физической, экономической и кибертравли) среди обучающихся.

Как полагает Н. С. Бобровникова, можно иметь следующую структуру занятий:

  1. Вводная часть – набор упражнений, способствующих активации участников группы, созданию благоприятной атмосферы, повышению сплоченности;
  2. Основной этап – беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить тему занятия;
  3. Рефлексия – в конце каждого занятия участники делятся своими чувствами [3].

На данный момент в сети Интернет можно найти много материала по профилактике буллинга. Существуют сайты психологической помощи жертвам насилия, где также рассматриваются данные ситуации. Также найти для себя полезную информацию по разным актуальным темам школьного возраста.

Третичная профилактика проводится уже непосредственно с агрессивными школьниками и/или их жертвами. Здесь важно подключить школьного психолога, родителей обучающихся. Работа может проводиться индивидуально или в небольших группах.

Педагог, реализующий третий уровень профилактики физического насилия, может воспользоваться разработками С. В. Кривцовой под названием «Азбука буллинга». Автором представлены методики коррекции данного явления в школе, меры поддержки жертв насилия, выстраивание в школе превентивной политики в области физического насилия.

Рассмотрим основные методы профилактики буллинга в начальной школе в процессе проведения классных часов.

1. Метод убеждения. Этот метод позволяет формировать моральные отделения и концепции ребенка, следствие которого является началом норм, принятых в обществе, суждение, особое отношение к их действиям и действиям других действий, к обществу. Младшие школьники увеличивают уровень формирования моральных и обычных стандартов.

2. Метод разъяснения. Отличительной особенностью этого метода является то, что с помощью учителя могут представить младших школьников с правилами поведения, отвечать на общий вопрос о детях: «Почему это правило должно быть замечено?». В процессе разъяснения каждого правила можно организовать отображение методов и образцов действий и отношений, которые дети должны освоить. Обыгрывание ситуации позволяет убедить младших учеников в том, что нужно сделать. Чаще всего этот метод используется для введения новых правил и требований.

3. Метод внушения. Данный метод способствует раскрытию в ученике его возможностей в том, что он может быть лучше, может поступать правильно в разных ситуациях. Метод строится на уважении к личности школьника и вере педагога в него.

4. Этическая беседа. Способ направлен на формирование и развитие обобщенных моральных представлений и концепций, основанных на осуждении (некоторые факты, явления, события социального воздействия, акта реальных людей или героев художественных произведений, мультфильмов и т.д.).

Этический разговор накладывает определенные требования, а именно: существование главной мысли в его содержании, тесных отношениях с жизнью детей и класса, соответствие контента и методы проведения разговора и индивидуальных характеристик детей.

Отдельно нужно сказать о возможностях внеурочной деятельности в процессе профилактики кибербуллинга в начальной школе.

В этой связи, педагогам и психологам необходимы дополнительные знания о факторах, снижающих тревожность, депрессивность и суицидальное поведение детей и подростков. К ним относятся такие факторы, как общая удовлетворенность жизнью, особенно в семье; психоэмоциональное здоровье ребёнка, общение с одноклассниками; стабильная самооценка и академические достижения; уверенность в будущем, признание его успешности со стороны одноклассников и педагогов.

Выводы по первой главе

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, в школе.

Проблема буллинга всегда актуальна там, где существуют группы людей и коллективы. Этому явлению способствует множество причин. Но специалисты, работающие с детьми, отмечают, что в последнее время проблема становится всё острее. Появляются новые формы (кибербуллинг) как следствие появления новых способов коммуникативных видов общения. В русском языке это явление называлось «травля», но с активным приходом в современный русский язык англоязычных терминов наиболее часто стал применяться термин «буллинг».

Можно выделить следующие индивидуально-личностные характеристики участников буллинга:

  1. буллеры (инициаторы);
  2. помощники;
  3. защитники:
  4. жертвы;
  5. наблюдатели (свидетели).

Факторы, способствующие буллингу в школе:

  1. личностные (особенности обидчика и пострадавшего);
  2. семейные (особенности воспитания, детско-родительские отношения, завышенные или противоречивые требования в семье);
  3. средовые – в школе нет политики по этому вопросу, педагоги недостаточно компетентны в вопросах разрешения конфликтных ситуаций;
  4. ситуационные – когда есть «зрители», поощряющие «шоу», если участники недостаточно заняты делом;
  5. социально-экономические факторы, гендерные и национальные стереотипы, влияние СМИ.

Проблема буллинга имеет актуальность для младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте происходит смена стиля и образа жизни – новая социальная роль ученика, новые требования, совершенно новый вид деятельности – учебная деятельность.

Можно сделать вывод о том, что в младшем школьном возрасте не случайны проявления тенденций буллинга в поведении ребёнка.

Характеристики травли в младшем школьном возрасте могут быть связаны с: личным отношением ребенка к травле; тенденции поведения жертвы ребенка от буллинга человека; проявление нарушения в поведении самого ребенка; отношения к буллингу других людей. Дети в младшем школьном возрасте чаще всего взаимодействуют со своими сверстниками в классе или за пределами образовательного учреждения с этими детьми, которые также являются учениками этого класса.

В рамках ФГОС НОО [23] предполагается организация внеурочной деятельности по пяти направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивнооздоровительное.

Для того чтобы эффективно использовать возможности внеурочной деятельности в процессе профилактики буллинга в начальной школе, нужно выстроить грамотную систему профилактики в школе на нескольких уровнях (первичная, вторичная и третичная).

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методические основы применения тематических классных часов по предотвращению буллинга у младших школьников

С целью определить методическую базу различных форм и приемов работы учителя по предотвращению буллинга в начальной школе, мы проанализировали научную литературу, и выявили следующие формы и приемы работы:

  1. Просмотр обучающимися специальных или художественных фильмов, отражающих буллинг. Задача: содействовать изменению сложившейся ситуации (травли).

Перед просмотром фильма, используется метод беседы. Учитель в ходе урока беседует с детьми, задает вопросы, например, важно ли уметь сострадать, важно ли уважительно относится к сверстникам, одноклассникам. Почему это так важно и для чего? Затем учитель предлагает детям фильм, и просит после просмотра поделится впечатлениями от увиденного.

Просмотр документального фильма , следует проводить для более старших школьников (3-4 класс), в этом возрасте дети уже понимают и могут осознанно рассуждать на данную тему.

Аналогично такой же метод можно применить и для 1-2 класса, но для просмотра предложить мультфильм или сказку, где главного героя не понимают и обижают его сверстники.

В последние годы был выпущен целый ряд различных по качеству фильмов и телевизионных передач о буллинге. Главное, чтобы учитель выбрал фильм на основании своей профессиональной оценки и посмотрел его вместе с учениками. Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.

  1. Тема урока: «Преодоление детской жестокости».

На данном уроке используется игровые приемы с целью знакомство с упражнениями, направленными на преодоление негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям, развитие терпимости к отличиям и непохожести людей друг на друга.

Упражнение «Здравствуйте». Все участники в течение 2-3 минут ходят по классу и, встречаясь с кем-то из группы, должны поздороваться с ним. От встреч уклоняться нельзя. Затем все садятся и по кругу быстро делятся впечатлениями: как чувствовали себя во время упражнения, были такие люди, кому не хотелось говорить «здравствуйте»?

Дискуссия «Спорные утверждения» Цель: формировать негативное отношение к школьному насилию. Условия проведения: в трех направлениях прикрепляются три таблички: «ДА», «НЕТ», «Может быть». Группе предлагаются предложения в утвердительной форме, и возможность занять какое-либо место под табличкой в зависимости от своего отношения к утверждению. Каждый может высказаться, прокомментировать свою позицию. Высказывания необходимо начинать с фраз: «Я считаю…», «Я думаю…», «Мне кажется…».

Утверждения:

1. Я – хороший человек.

2. Любую проблему можно решить, пока человек жив.

3. Я считаю, что обратиться за помощью не стыдно.

4. Я всегда говорю правду.

5. Если я увижу, что над кем-то издеваются, я обязательно вступлюсь, или расскажу тому, кто может помочь.

Ролевая игра, направленная на отработку разных способов реагирования в конфликте. Среди участников группы выбираются 2 добровольца, им дается конфликтная ситуация (Прохожий наступил на ногу, твой знакомый не отдает твою тетрадку с домашним заданием, которые брал переписывать, в столовой хотят пройти вне очереди и т.д.) они должны разыграть данную ситуацию двумя способами:

1. Со стороны агрессивного реагирования на проблемную ситуацию;

2. Найти способ спокойного разрешения конфликта.

В конце проводится обсуждение того, какой из способов разрешения конфликта наиболее предпочтителен и почему?

Упражнение «Волшебный стул».

Учитель предлагает по очереди на нём посидеть ученикам , а всем остальным ученикам по очереди называть достоинства человека, который занимает волшебный стул. Учитель призывает всех участников придерживаться следующего правила: волшебный стул высвечивает только положительные качества, называть недостатки человека категорически запрещается. Завершается общим обсуждением вопросов: Что ты чувствовал сидя на волшебном стуле? Что нового услышал о себе? Приятно ли было тебе слышать о своих достоинствах? Легко ли говорить в слух приятные вещи друг другу?

  1. Тема: «Все мы сильны».

Цель: повышение в коллективе уровня сплоченности, взаимопонимания.

На данном уроке можно использовать прием, как составление правил класса, где прописываются правила, про взаимоуважение, взаимопонимание

Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе. Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и учителя придавали им значение.

  1. Написание сочениния.

Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге, можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нем отражены. Задание можно выполнить в школе. Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Не исключено, что среди авторов есть жертва буллинга, преследователь или популярный ученик. Это дает учителю дополнительные возможности.

  1. Тематический классный час «Вместе мы справимся» (фрагмент урока).

Цели урока:

1. Актуализировать знания учащихся о взаимоотношениях между одноклассниками

2. Проанализировать с учащимися умения строить доброжелательные и доверительные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор;

3. Создать условия для развития умений сотрудничать и действовать сообща.

На данном уроке можно использовать несколько форм работы.

Игровой метод.

Учитель задает вопросы, а ученики встают, садятся отвечая как положительно, так и отрицательно.

Кто любит шутки?

Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?

Кто не любит, когда над ним подшучивают?

Кто получал прозвища?

Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?

Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?

Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?

Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?

Кто на злобные слова отвечает шуткой?

Кто прощал, когда его обижали?

Также можно использовать групповую форму работы: сейчас вам предстоит поработать в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группах. Памятки с этими правилами лежат на ваших столах. Примеры правил: работать надо дружно, высказывать своё мнение спокойно, терпеливо выслушивать мысли товарищей, не перебивать друг друга, общаться спокойно, тихо.

Задание будет для вас таким. Каждой группе предстоит придумать окончание истории ёжика (перед началом работы показывается мультфильм про ежика). Вы можете написать на листе бумаге, сделать к своему рассказу иллюстрации. А можно нарисовать, как закончится эта история. При желании можно подготовить сценку о том, как закончилась эта история.

Предполагается, что дети выберут тот вариант, где ёжик будет дружен с одноклассниками и никакие его иголки не помешают этой дружбе.

Расскажите, как вам работалось. Хотите увидеть, как закончил эту историю автор? (если желают, то показываю конец мультфильма)?

  1. Тема классного часа: «Протяни руку другу» (фрагмент урока).

Цель: содействие в создании условий психологической безопасности ребенка в школе, сохранению его здоровья, благополучия и максимальной реализации его возможностей.

Дискуссия с детьми на тему «Что считается насилием, а что нет». (Например, мы так играем, мы так шутим, мы просто его не любим, он странный, он другой, мы просто дразнимся и т. п.) Какие права нарушает тот или иной акт насилия? (Дерется, обзывается, дразнится, игнорирует, подставляет и т. п.).

Игровой метод.  игру «Узнай меня получше». Иногда, мы очень много не знаем друг о друге и поэтому не понимаем поступков других людей. Если лучше узнать своих одноклассников, то можно лучше понимать друг друга.

Предлагаю каждому выбрать карточку из колоды, на каждой карточке написано начало фразы. Вам нужно продолжить эту фразу своим мнением.

Варианты фраз:

  • Слово «друг» для меня означает...
  • Главная черта моего характера...
  • Мое любимое дело...
  • Мой любимый предмет в школе...
  • В человеке для меня важнее всего...
  • В свободное время я занимаюсь...
  • Я больше всего люблю...

Игра «битва за апельсин».

Инструкции. Рассказываем детям, что сейчас они будут играть в интересную «апельсиновую игру». Необходимо разделить класс на две группы. Первую группу мы просим выйти в коридор и подождать. Говорим второй группе, которая осталась в классе, что их цель — заполучить апельсин, чтобы они могли сделать из него апельсиновый сок.

Выходим в коридор и объясняем второй группе, что они должны добыть для себя апельсин для того, чтобы снять с него кожуру и из цедры сделать апельсиновое варенье.

Приглашаем обе группы в класс, рассаживаем их друг напротив друга и кладем апельсин между этими группами.

Ставим таймер на 3 мин и просим группы сделать то, что им необходимо.

Нужно подчеркнуть, что они не должны применять силу, чтобы получить это.

Затем говорим: «Начали». Чаще всего кто-то из детей первым забирает апельсин в свою группу, а затем обычно дети пытаются по-разному найти выход из сложившейся ситуации. Иногда они пытаются договориться разделить апельсин пополам. Иногда они совсем не могут вести переговоры. А в некоторых случаях группы начинают обсуждать требования и сами приходят к выводу, что у них разные цели, что им нужны разные части апельсина. В этой части мы только наблюдаем.

Таким образом, в данном параграфе мы выделили несколько форм и приемов по профилактике буллинга в начальной школе. Начинать работу необходимо с 1 класса, проводя тематические классные часы «уроки доброты» и т.д. Работу, необходимо проводить как можно чаще, стараться быть внимательнее к ученикам, чтобы успеть вовремя помочь.

2.2 Диагностический инструментарий для определения уровня буллинга у младших школьников

С целью определить уровень буллинга в начальной школе, нами была проанализирована научная литература. Исходя из этого мы выделили несколько диагностических методик.

  1. Диагностика «социометрических измерений), автор Д. Морено.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цель: изучение межличностных взаимоотношений в группе, которые определяют как целостные характеристики группы (статусную структуру), так и комфортность каждого её члена.

Инструкция: давайте пофантазируем, представьте, что из вашего класса набирается экипаж космического корабля, ты – командир экипажа. Кого бы ты взял с собой в космическое путешествие, в свой экипаж? Это должна быть хорошая, надёжная команда, каждый член которой не подведёт в трудную минуту. Напиши 5-6 фамилий под номером 1. Кого из класса ты бы ни за что не взял в свою команду. Напиши под номером 2 (от 0 до 3 фамилий).

Инструкция для диагностики деловых взаимоотношений в классе: к кому из класса ты бы обратился за помощью, когда у тебя не получаются уроки? (5-6 фамилий) К кому бы ты ни за что не стал обращаться за помощью по поводу уроков? (0-3 фамилии)

Инструкция для диагностики товарищеских, личностных взаимоотношений в классе: Кого из класса ты пригласил бы к себе на день рождения? А кого бы ни за что не пригласил бы на день рождения? Имена отсутствующих детей нужно написать на доске. Блан ответов обязательно подписывается. В опросе должны принимать участие все участники группы. (Отношения по симпатиям прямо не регламентируются инструктивными документами и предписаниями. В качестве критериев изучения структуры отношений по симпатиям можно брать наиболее типичные и значимые для школьников ситуации свободного общения (выбор партнера по общению в свободное время, обращение за помощью по различным вопросам, приглашение на семейные праздники, желание поделиться сокровенными мыслями и т. д.)).

Краткая интерпретация результатов: Классный коллектив представлен четырьмя статусными группами неформального порядка, сформированными на основе симпатий и антипатий обучающихся данного класса.

1 группа «Звёзды» («Лидеры») (6 и более положительных выборов);

2 группа «Предпочитаемые» (3 – 5 выборов);

3 группа «Пренебрегаемые» (1 – 2 выбора);

4 группа «Отвергаемые» (0 выборов, отрицательные выборы).

Указанные структуры не являются жесткими, возможны промежуточные статусы. Данные результаты можно свести в одну таблицу по названным категориям. Чем больше взаимных положительных выборов в коллективе, тем он стабильнее и благоприятнее. В классном коллективе можно обсуждать только обобщенную характеристику класса. Знакомить детей с социометрическими статусами нельзя! Напоминаем, что полученные результаты не подлежат огласке, а должны сохраняться в тайне как исходная психолого-педагогическая информация, необходимая для целенаправленной воспитательной работы в классе. Соотношение между школьниками, образующими полярные статусные категории, определяет социально-психологический климат группы. Так, если абсолютное большинство входит в две первые категории (1 и 2 группа), – в классе благоприятный психологический климат. Если же многие ученики занимают низкий статус (3 и 4 группа) то психологическая атмосфера в классе тяжелая, так как психологи считают, что даже наличие небольшого числа психологически неприятных лиц травмирует коллектив.

Последние служат «мишенями» для психологической разрядки (подвергаются насмешкам, незаслуженным обидам, заниженной отрицательной оценке за допущенные ошибки и т. д.), что чревато в будущем нравственными издержками

  1. Определение уровня комфортности обучающихся. Методика Щурковой Н.Е. «Круги» (приложение А).

Инструкция. Эти круги помогают понять хорошо или плохо тебе в школе. Если тебе хорошо в школе, тебя никто не обижает, у тебя есть друзья, поставь свой знак (+) в центре кругов. Если тебе в школе очень плохо, поставь свой знак в последнем круге. Если бывает по-разному, знак можно поставить во втором или третьем круге. Запомни, чем дальше от центра круга стоит знак, тем хуже тебе в школе.

Оценка результатов. Считается число школьников, поставивших свои знаки в зоне благополучия и неблагополучия. «Зона благополучия» - 1 и 2 круг от центра. «Зона неблагополучия» - 3 и 4 круги от центра. Просчитывается процентное соотношение ребят по уровням комфортности: центр-высокий уровень комфортности; 2 круг-средний уровень; 3 круг – ниже среднего; 4 круг – низкий уровень комфортности.

  1. Анкета для изучения психологического климата в классе (Л.Г. Федоренко) (приложение Б).

Инструкция: В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающий Ваше мнение.

Обработка результатов: за ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам.

6-12 баллов - школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.

13-18 баллов - человеку скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.

19-30 баллов - учащийся оценивает психологический климат в классе как очень плохой.

  1. Опросник Д. Олвеуса «Буллинг».

Цель: Выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде.

Описание: измеряет два отдельных аспекта: проявления буллинга и подверженность ему. Прямой активный буллинг – проявления физической (умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, кража или порча вещей, обидные жесты) и вербальной (оскорбления, угрозы, запугивание) агрессии;

Косвенный активный буллинг – проявления изоляции (социальной депривации): сплетни, заговоры, бойкоты, игнорирование просьб;

Прямой пассивный буллинг (виктимизация) – подверженность физической и вербальной агрессии; Косвенная виктимизация (косвенный пассивный буллинг) - подверженность социальной депривации.

Предлагались варианты ответа, за которые потом присваивались баллы:

  1. никогда не было – 0 баллов;
  2. было раз или два – 1 балл;
  3. бывает иногда – 2 балла;
  4. бывает раз в неделю – 3 балла;
  5. бывает несколько раз в неделю – 4 балла

Ключ к опроснику:

  1. активный буллинг (проявление агрессии): 1, 3, 5, 6 – прямой буллинг, а 2 и 4 – косвенный буллинг;
  2. для выявления виктимизации (пассивный буллинг, т.е. подверженность агрессии): 7, 10, 11, 13 – прямая виктимизация, а 8, 9, 12 – косвенная виктимизация.

Обработка результата: Полученные баллы группируются в соответствии с ключом и подсчитывается количество баллов по каждой шкале. Сумма баллов делится на количество вопросов в данной шкале.

Показатель выраженности проявлений активного и пассивного буллинга колеблется в диапазоне от 0 до 4:

0 - 1 балл – показатель слабо выражен;

более 1 балла- менее 3 баллов – умеренно выражен (эпизодически);

3 - 4 балла – ярко выражен (регулярно, систематически).

Инструкция: внимательно прочитайте утверждения, выберите вариант ответа и отметьте его любым знаком (приложение В).

Таким образом, подводя итог. Можно сказать, что специфика диагностического инструментария по выявлению буллинга в начальной школе весьма разнообразна. Все методики, составлены научными сотрудниками, психологами и педагогами. За основу дальнейшей работы по теме исследования планируется провести опросник Д. Олвеуса «Буллинг» и диагностику «социометрических измерений), автор Д. Морено.

Выводы по второй главе

Подводя итог написания второй главы, мы пришли к следующем выводам.

Проанализировали методические основы по профилактике буллинга в начальной школе, примели несколько фрагментов уроков с использованием определенных форм и приемов работы. Пришли к тому, что начинать работу необходимо с 1 класса, проводя тематические классные часы «уроки доброты» и т.д. Работу, необходимо проводить как можно чаще, стараться быть внимательнее к ученикам.

Также в ходе работы был определен диагностический инструментарий по определению уровня буллинга в начальной школе. Было выделено несколько разнообразных методик и опросников, авторы которых кандидаты психологических наук, и психологи с большим стажем работы.

За основу дальнейшей работы по теме исследования планируется провести опросник Д. Олвеуса «Буллинг» и диагностику «социометрических измерений), автор Д. Морено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания работы была поставлена цель: изучить теоретические и методические основы профилактики буллинга у младших школьников во внеурочной деятельности.

Исходя из поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:

1. Дать характеристику понятия «буллинг» в современной психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть возрастные особенности младших школьников.

3. Раскрыть тематические классные часы как предмет профилактики буллинга у младших школьников.

4. Выделить методические основы применения тематических классных часов по предотвращению буллинга у младших школьников.

5. Определить диагностический инструментарий для определения уровня буллинга у младших школьников.

Раскрывая первую задачу, мы выявили, что буллинг – это общественное явление, которое облекается субъектным составом участников, как правило, детским коллективам, в основном, в школе, хотя случае буллинга не редкость в детских садах.

В настоящее время выделяют основные современных формы буллинга:    

  1. физический (избиение, преднамеренное членовредительство);
  2. поведенческий (бойкот, сплетни, невежество, шантаж);
  3. словесная агрессия (насмешки, подколки, оскорбления);
  4. кибербуллинг (социальные сети) – самая распространённая форма буллинга.

Раскрывая возрастные особенности, было определено, что учащимся младших классов больше, чем у старших детей, характерны физические методы. Возможные особенности между полами в использовании буллинга младшего школьного возраста.

Для того, чтобы эффективно использовать возможности внеурочной деятельности в процессе профилактики буллинга в начальной школе, нужно выстроить грамотную систему профилактики в школе на нескольких уровнях (первичная, вторичная и третичная).

Работаю над практической составляющей курсовой работы, мы выделили основные формы и приемы работы и привели к каждому пример. К таким относятся: метод беседы, игровые методы, просмотр тематических фильмов, написания сочинения и т.д.

Также проанализировали диагностики по выявлению уровня буллинга в начальной школе. Специфика диагностик достаточно разнообразна. Определенные методики походят к конкретной возрастной группе. За основу дальнейшей работы по теме исследования планируется провести опросник Д. Олвеуса «Буллинг» и диагностику «социометрических измерений), автор Д. Морено.

Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бобровникова, Н. С. Профилактика буллинга в образовательной среде [Текст] / Н. С. Бобровникова // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 759-761.  
  2. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №1. С.47–55. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bochaver.phtml
  3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология: Журнал Высшей Школы Экономики . 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.
  4. Братусин, А. Р. Кибербуллинг как проявление деструктивной коммуникации в современном общества: проблемный аспект [Текст] / А. Р. Братусин // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68–3. – С. 46-48.
  5. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга [Текст] / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 105. – С. 162- 163.  
  6. Долгова, А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. Г. Долгова. – Диагностика и коррекция. – Москва : Генезис, 2009. – 216 с.  
  7. Драндров, Д. А. Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Д. А. Драндров // В сборнике : Никоновские чтения. – Электронный сборник научных статей : в 2-х томах. – Под редакцией М. С. Уколовой, А. В. Никитиной, А. Ю. Николаевой. – 2016. – С. 58-61.  
  8. Илларионова, Е. С. Проблема буллинга в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Е. С. Илларионова // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003.
  9. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться [Текст] / И. С. Кон // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 13-15.
  10. Корнилова, А. Ю. Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе [Текст] / А. Ю. Корнилова, А. Н. Корнилов // Теория и практика современной педагогики. – Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 149-152.  
  11. Махиня Н.А. Профилактика буллинга внутри классного коллектива, через внеурочную деятельность среди младших подростков // Вестник науки. 2023. №10 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-bullinga-vnutri-klassnogo-kollektiva-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-sredi-mladshih-podrostkov (дата обращения: 04.01.2024).
  12. Мерцалова, Т. Н. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии [Текст] / Т. Н. Мерцалова // Директор школы. – 2000. – № 3. – С. 25-32.
  13. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] : приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12.  
  14. Ожиева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия [Текст] / Е. Н. Ожиева – Калиниград : Рута, 2001.  
  15. Ольвеус, Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? [Текст] / Д. Ольвеус. – Москва, 1993. – 135 с  
  16. Павлова, А. Б. Профилактика буллинга в системе деятельности классного руководителя [Текст] / А. Б. Павлова, Е. А. Алисов // Вестник Московского городского педагогического университета. – Серия : Педагогика и психология. – 2018. – № 3 (45). – С. 59-64.  
  17. Полякова, Е. Л. Изучение аспектов буллинга в младшем школьном возрасте, представленных в зарубежных работах [Текст] / Е. Л. Полякова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 26. – С. 73-77.
  18. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.: Генезис, 2012. 264 с.
  19. Селиванова, Е. А. Осуществление профилактики физического насилия среди подростков в общеобразовательной организации [Текст] / Е. А. Селиванова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. – Материалы XVII Международной научно-практической конференции. – Ответственный редактор Д. Ф. Ильясов. – 2018. – С. 172-176.
  20. Селифанова, А. И. Буллинг в подростковой среде [Текст] / А. И. Селифанова, Л. А. Мартиросян, О. В. Захарова, Е. К. Абдулина // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 104-105.  
  21. Сергеева, В. П. Классное руководство [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. П. Сергеевой. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
  22. Фатеева, Ю. В. Проявление проблемы буллинга в младшем школьном возрасте [Текст] / Ю. В. Фатеева // Академия педагогических идей «Новация». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 251-253.  
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт среда образовательного учреждения. – Москва: Просвещение, 2009. – 27 с.
  24. Черкасова, М. А. Школьный буллинг как социальнопедагогическая проблема [Текст] / М. А. Черкасова // Инновационное развитие. – 2018. – № 3 (20). – С. 149-150.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика Щурковой Н.Е. «Круги»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета для изучения психологического климата в классе

Фамилия и имя_________________

1. С каким настроением Вы обычно идете в школу?

1)Всегда с хорошим настроением;

2)с хорошим чаще, чем с плохим;

3)с равнодушием;

4)с плохим чаще, чем с хорошим;

5)всегда с плохим настроением.

2. Нравятся ли Вам люди, которые учатся вместе с Вами?

1)Да, нравятся;

2)многие нравятся, некоторые - нет;

3)безразличны;

4)некоторые нравятся, но многие - нет;

5)никто не нравится.

3. Бывает ли у Вас желание перейти в другой класс?

1)Никогда не бывает;

2)редко бывает;

3)мне все равно где учиться;

4)часто бывает;

5)думаю об этом постоянно.

4. Устраивает ли Вас учеба в школе?

1)Учебой вполне доволен;

2)скорее доволен, чем недоволен;

3)учеба для меня безразлична;

4)скорее недоволен, чем доволен;

5)совершенно недоволен учебой.

5. Как, по Вашему мнению, относится к Вам классный руководитель?

1)Очень хорошо;

2)хорошо;

3)безразлично;

4)скорее недоволен;

5)очень плохо.

6. В какой форме обращаются к Вам чаще преподаватели?

1)Убеждают, советуют, вежливо просят;

2)чаще в вежливой форме, иногда грубо;

3)мне это безразлично;

4)чаще в грубой форме, иногда вежливо;

5)в грубой форме, унижающей достоинство.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Опросник Д. Олвеуса «Буллинг»

Никогда не было

Было раз или два

Бывает иногда

Бывает раз в неделю

Бывает несколько раз в неделю

1. я кого-то обозвал

2. я с кем-то специально не разговаривал

3. я нанес кому-то физический вред, например, толкнул или дарил

4. я распространял о ком-то сплетни.

5. я угрожал

6. я украл или испортил чьи-то вещи

7. меня обзывали

8. обо мне распространяли сплетни

9. никто не хочет сидеть со мной или проводить свободное время

10. у меня украли вещи

11. мне нанесли физический вред

12. никто не говорит со мной

13. мне угрожали


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: