ПК 4.1.
методическая разработка
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по математики
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | нет |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | да |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | да |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | да |
место и роль учебного предмета в обучении | да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | нет |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | нет |
необходимое количество часов для изучения раздела | да |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | да |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | нет |
технические средства обучения | нет |
цифровые образовательные ресурсы | нет |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | нет |
Выводы: рабочая учебная программа составлена по требованиям ФГОС, выполнена почти технически верно. Отсутствуют некоторые элементы структуры, такие как: квалификационная категория, обоснования тематики содержания рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей, учебно-методической литературы, технических средств обучения, цифровых образовательных ресурсов, характеристику всех видов контроля
Предварительный просмотр:
МКОУ «Карагайкульская ООШ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Математика 1 класс »
на 2024-2025 учебного года
Челябинск, 2024
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля | |
Раздел … | |||||
1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычисления вида _+4, _-4 УОНЗ | Рабочая программа учебного предмета «Математика» начального общего образования | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Карточки | |
2 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида _+2 УОНЗ | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Самостоятельная работа | ||
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание с переходом через десяток вида 11-_ УОНЗ | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Дидактическая игра | ||
4 | Названия компонентов действия, результатов действия сложения. УОНЗ | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Кроссворд | ||
5 | Таблица сложения. Таблица сложения чисел в пределах 10. УОНЗ | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Карточки | ||
6 | Переместительное свойство сложения. УОНЗ | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Карточки | ||
7 | Вычитание как действие, обратное сложению. УОНЗ | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Самостоятельная работа | ||
8 | Неизвестное слагаемое. УОНЗ | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Кроссворд | ||
9 | Сложение одинаковых слагаемых. УОНЗ | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Самостоятельная работа | ||
10 | Прибавление и вычитание. УОНЗ | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/ | Карточки |
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ – урок открытия нового знания.
УР – урок рефлексии.
УОМН – урок общей методической направленности.
УРК – урок развивающего контроля.
Темы НРЭО – темы национально-региональных этнических особенностей
Предварительный просмотр:
Анализ учебно – методического комплекта «Школа России»
Программа «Школа России» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования (1- 4 классы). В данной статье проанализировано содержание основной программы – «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), рассмотрены направления, цель и ее особенности. Ключевые слова. Программа «Школа России», начальное образование, ФГОС, А.А.Плешаков. На сегодняшний день в соответствии с «Законом об образовании в РФ» каждое образовательное учреждение разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу школьного образования в соответствии с ФГОС школьных образовательных учреждений[1]. Одной из основных таких программ является «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова.
УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников,
выпущенные издательством «Просвещение» по всем основным предметам
начального образования:
- Обучение грамоте и чтению.
- Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.
- Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.
- Математика. Авторы: Моро М.И. и др.
- Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А.
- Изобразительное искусство (2 линии). Авторы: Неменская Л.А. (1 класс
и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А.,
Питерских А.С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова
Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.,
Величкина Г. А. (3 класс).
«Школа России» — это один из самых известных и востребованных
учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе,
предназначенный для изучения 4-летней начальной школы[2]. Научный
руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат
педагогических наук. В качестве единого целостного комплекта «Школа
России» работает с 2001 года.
«УМК - стандартное название для совокупности учебно-методической
документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей
школе Российской Федерации для каждой дисциплины»
Актуальность. «Школа-России» является надёжным инструментом
реализации стандарта обучения. Она представляет собой мощный
потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; предоставляет реальную возможность достижения
предметных результатов, соответствующих задачам современного
образования; является постоянно обновляющейся, наиболее востребованной и понятной учителю для начальной школы. Этим объясняется актуальность и необходимость изучения этой темы. В данную программу включены учебники по всем основным предметам начального образования, которые отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования и обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.
Цель. Анализ программы «Школа России» (под редакцией А.А.
Плешакова). Андрей Анатольевич Плешаков является лауреатом Премии
Президента Российской Федерации в области образования.
Авторы учебников, входящих в программу «Школа России», взяли на
вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике
отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего
школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в
обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.
Главное назначение начальной школы, по мнению авторов – воспитательное.
Задачи:
1) развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;
2) обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;
3) формирование естественной мотивации учения.
Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, самостоятельность, проблемно-поисковый подход.
Структура учебника. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала.
Содержание учебника ориентировано на учащихся младшего возраста. В
учебниках в рамках ФГОС весь учебный материал построен так рационально, что помогает детям прочно и сознательно овладеть знаниями, умениями и навыками. Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предлагающая доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме. В соответствии с выше сказанным, вводятся следующие условные обозначения. Учебники очень красочные, в нескольких частях, если пролистать страницы, то можно увидеть, что очень много ярких иллюстраций, встречаются нетекстовые вспомогательные компоненты (вопросы и памятки). На полях есть условные обозначения, которые помогают сориентироваться в учебнике и обратить внимание на некоторые типы заданий. Темы разделены на разделы, это хорошо видно в
оглавление Основная цель программы под его редакцией – это создание условий для развития и воспитания личности детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России». «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования». Программа «Школа России» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Выделим основные особенности рассматриваемой программы:
1. УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных
предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с
дошкольным образованием.
2. Направленность на формирование у учащихся универсальных
учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в
учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.
3. Все учебники системы «Школа России» входят в
Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных
Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях.
4. учебники УМК «Школа России» имеют новое
художественное оформление, включая специальную систему навигации,
позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за
его рамки в поисках других источников информации.
Основной особенностью методов и форм является то, что
предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности
младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных
ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу. Изучая содержание основной программы начальных классов «Школа России», проанализируем на примере учебника по математике, автором которого является М.И. Моро и др. Изучая математику, дети усваивают обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений. Изучения экономики и математики определяется самой логикой процесса обучения, вопросы экономического характера воспринимаются школьниками как математические проблемы, что способствует повышению интереса к изучению как экономики, так и математики, поэтому авторы учебника практически в каждый раздел включают экономические задачи.
Рассмотрим текст такой задачи, которая предлагается в учебниках для
3 класса из образовательной программы «Школа России» (М.И. Моро и др.).
«При экономном раскрое сберегли на каждое пальто по 12 см ткани, а
на каждом костюме по 13 см ткани. Сколько сэкономят ткани при раскрое 96
пальто и 96 костюмов. Сколько детских пальто можно сшить из
сэкономленной ткани, если на одно пальто идет 2 м ткани?»[3].
Несмотря на экономическое содержание таких задач, экономический
аспект описываемых в задачах ситуаций, чаще всего, остается вне
дискуссии. Поэтому с целью усиления экономического аспекта, необходима
дополнительная работа после ее решения. В процессе данной работы, может
быть, проведена беседа о бережливости и экономии; уместным при решении первой из задач может быть беседа о пользе сбора макулатуры и
металлолома, о бережном отношении к лесу. Анализ содержания учебников
по математике для начальной школы и включенных в них задач позволяет
отметить, что большая часть задач могут быть рассмотрены как задачи с
экономическим содержанием
Вывод. Система учебников «Школа России» представляет собой ядро
целостной и сконструированной на основе единых методологических и
методических принципов информационно-образовательной среды для
начальной школы. Данная программа построена на принципах воспитания
гражданина России, ценностных ориентиров, обучения в деятельности,
работы на результат, а также синтеза традиций и инноваций в образовании.
Таким образом, «Школа России» воспитывает гуманного,
творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и
патриота России. Работа по этим учебникам позволят ребенку
адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и
умения для успешного обучения в школе; в полном объеме учитываются
индивидуальные особенности детей.