П.К. 4.3.
методическая разработка

Ладова Татьяна Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная технология обучения

       Специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребёнка с учётом её индивидуальных особенностей.  

    В этой технологии педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребёнка. 

Основные принципы личностно-ориентированной технологии обучения:

  • Принцип индивидуальности. Процесс обучения строится на основе учёта особенностей развития, способностей, возможностей, имеющегося жизненного опыта и навыков каждого ребёнка. 
  • Принцип самоактуализации. Обучение должно способствовать удовлетворению потребности ребёнка в саморазвитии, проявлению себя и своих возможностей, раскрытию природных задатков и творческому развитию. 
  • Принцип выбора. Процесс обучения носит избирательный характер, то есть учащийся может выбрать его содержание, формы и способы организации, ресурсную базу, направления деятельности. 
  • Принцип доверительных отношений. Между педагогом и учащимися должны быть установлены партнёрские отношения. 

        Примеры личностно-ориентированных технологий обучения: творческие мастерские, работа в малых группах, проектная и модульная технологии, дизайн-педагогика и другие.

 

Фрагмент урока русского языка

УМК «Школа России»  

Тема урока: «ВРЕМЕНА ГЛАГОЛОВ»

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Формы работы

Деятельность учащихся

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Формы контроля

1.Мотивация

 Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

- Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

- Улыбнитесь друг другу. С улыбки, с хорошим настроением начинаем наш урок. Значит,  всё у нас получится!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, проговаривают слова внутреннего положительного настроя на работу.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Готовность класса,

включение в работу урока.

 

Наблюдение.

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1.Чистописание

(индивидуальная работа)

-  Для каждого из вас я выписала образцы правильного написания соединений букв, которые необходимо повторить. Вы со мной согласны?

- Вспомните правила посадки и положения тетради при письме. Приступайте к работе.

- Запишите дату, «классная работа».

2. Словарная работа.

(Работа в парах.)

- Продиктуйте друг другу 10 слов из словаря. Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы с непроверяемыми написаниями. Проверьте свою работу.

3. Индивидуальная работа (разноуровневые карточки)

- Подойдите и выберите карточки для работы…

4. Беседа (фронтальная работа с остальными учащимися)

- Что такое части речи?

- На какие две группы делятся части речи?

- Какие части речи относятся к самостоятельным? К служебным?

- Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?

-Что такое глагол?

- Каким членом предложения являются глаголы? Как мы их подчёркиваем?

- Что такое неопределенная форма глагола?

- Как изменяются глаголы?

Выписывают соединения букв.

Контролируют правильность посадки при письме и правильное выполнение работы.

Работают в парах: называют друг другу по одному словарному слову (до 10), записывают, подчёркивают буквы, ставят ударение. Осуществляют самоконтроль.

Выбирают для себя уровень самостоятельной работы.

Работают индивидуально, выполняя задания по карточкам.

Строят устные речевые высказывания в соответствии с ситуацией общения.

Отвечают на вопросы.

Помогают друг другу скорректировать неточные ответы на вопросы.

 Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения задания.

Контролируют

и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёров.

Адекватность самооценки при выборе уровня задания.

Имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений

Устные ответы, наблюдение 

Оценочный контроль индивидуальных работ на карточках.

Устные ответы, наблюдение.

Оценка активности учащихся в ходе беседы.

 

Фрагмент урока математика

УМК «Школа России»  

Тема урока: «Умножение суммы на число»

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Настрой на работу

Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи

Подготовка класса к работе.

Запись числа и классной работы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

 1.Повторение таблицы умножения.

2.Решение простых задач на умножение.

1Устный счёт на слайдах. Ответы записать в тетрадь. (Проверка в парах)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Проводится подготовительная работа к пониманию сути умножения суммы на число.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

Работа по учебнику

Замени во втором выражении каждую сумму в скобках соответствующим произведением.

Случайно ли оказались равны значения выражений

-работа в учебнике (выбор варианта действия)

Какой вывод :Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

        Фрагмент урока окружающий мир

УМК «Школа России»  Тема урока: «Лес – волшебный дворец»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Формируемые 
универсальные 
учебные действия

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы вместе снова создадим необычный урок. Мне трудно предположить, чего вы ждете от нашего урока: хотите продемонстрировать свои знания или узнать  что-то новое, порадоваться успехам одноклассников, обменяться впечатлениями, информацией…

-Пожалуйста, закройте глаза и мысленно проговорите свою цель.

-Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться уже полученными знаниями, я думаю, каждый достигнет своей цели.

Ответы детей

Личностные УУД:

-готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к 
познанию нового

Постановка учебной задачи.

Определение темы урока.

-Сегодняшний урок - это урок поиск. Предлагаю  разделиться  на 3 команды исследователей  и совершить  небольшое путешествие. А вот куда вы отправитесь, догадайтесь сами. Кто сформулирует тему нашего урока?

-Что такое лес?  Сформулируйте определение.

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из  фотографий;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.



Предварительный просмотр:

Технология творческих мастерских 

 Метод обучения, который предполагает использование активных форм, таких как творчество, анализ, дискуссия, для достижения определённых учебных целей. 

Суть технологии в том, что знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт. Учитель-мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. 

Цель творческих мастерских — развитие талантов учеников и наслаждение от достигнутых результатов. Основная задача — развивать мыслительные процессы учеников, формировать правильное отношение к творческому процессу, а также учить учащихся работать в команде. 

Основные принципы технологии творческих мастерских:

  • равенство всех участников, включая мастера; 
  • ненасильственное привлечение к процессу деятельности; 
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества; 
  • чередование индивидуальной и коллективной работы; 
  • важность не столько результатов творческого поиска, сколько самого процесса; 
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. 

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой. 

Фрагмент урока изобразительного искусства

УМК «Школа России»  Тема урока: «Пейзаж в нетрадиционной технике»

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

1. Знакомится с обучающимися.Проводит экскурсию в творческую мастерскую.

2. Демонстрирует работы обучающихся детского объединения «Фантазия».

3. Создаёт проблемную ситуацию.

  1. Рассматривают предметы выставки.
  2. Слушают педагога.
  3. Отвечают на вопросы.
  4. Участвуют в обсуждении.

Личностные: формирование мотивации на учебное занятие.

Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог, слушать, отвечать на вопросы.

1.Организует работу по принятию цели и задач занятия обучающимися.

2. Задаёт проблемный вопрос.

3. Проводит инструктаж.

4. Организует подготовку к практической работе.

  1. Рассматривают картины с изображением времён года.
  2. Участвуют в беседе.
  3. Готовятся к практической работе.
  4. Определяют цель и задачи своей деятельности.

Знакомство с понятием «нетрадиционные техники рисования».

Регулятивные: определение цели и задач учебной деятельности под руководством педагога.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Фрагмент урока русского языка

УМК «Школа России»

 Тема урока: «Мир русской избы. Порог»

Этапы мастерской

Цель занятия

Содержание этапа

Формы работы

Комплексное обеспечение

Научные идеи

Индукция

Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие

Индуктор 1

Ответы на вопросы, связанные с содержанием песни на стихи           Ю. Поройкова «Помолчим».

 

Фронтальные

Компьютерная презентация, аудиозапись

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход

 

 

Индуктор 2

Запись слов-ассоциаций  к слову «порог»

Индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход

 

 

Индуктор 3

Объяснение пословицы

Фронтальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход 

 

 

Индуктор 4

Работа с учебником. Упр. 127.

Ответ на вопрос

Фронтальные

Компьютерная презентация, учебник

Личностно-ориентированный подход

Самоконструкция

Индивидуальное создание решения

Создание монологического высказывания о приметах, связанных с порогом

Индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход

Фрагмент урока математики

УМК «Школа России»

 Тема урока: «Занимательная математика»

Деятельность

учителя

Содержание

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

1 этап. Вступительная часть

Проверяет готовность обучающихся к занятию

Озвучивает тему и правила игрового занятия

Обеспечивает мотивацию

Здравствуйте, ребята!

Давайте сегодня проведём командную игру! Разделимся на 4 группы и быстренько выберите капитана каждой команды.

Но прежде чем мы начнём скажите, зачем вы изучаете математику?

Я не устаю повторять слова Махаила Васильевича Ломоносова «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Так на какую тему наша сегодняшняя игра? (Занимательная математика).

Правила такие: я показываю и зачитываю задание, а после того так команда решит задание, капитан поднимает руку. Выкрики с места засчитываться не будут. Если одна команда ответила неправильно, отвечает капитан той команды, что второй подняла руку. Если капитан даст не только ответ, но и сможет объяснить, как он получился, то получит дополнительный балл. Всем всё ясно? Начинаем!

Приветствуют учителя Отвечают на вопросы учителя

Слушают изречение и определяют тему занятия

Слушают правила игрового занятия

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

2 этап. Основная часть

Организует разнообразные виды деятельности: познавательную, игровую,

Обеспечивает мотивацию выполнения

Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения

Дает комментарий к заданию

Задания.

№1. Нужно поджарить на сковороде 3 ломтика хлеба. Одна сторона поджаривается в течение 1 мин. На сковороду можно положить только 2 ломтика. За какое наименьшее время можно поджарить ломтики с обеих сторон?

Ответ: 3 мин.

№2. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка?

Ответ: 40 десятков.

№3. Вася решил проехать за 1 час 18 км по дороге, 9 км туда и столько же обратно. С какой скоростью должен ехать Вася?

Ответ: 18 км в час.

№4. Каждая спичка имеет длину 4,5 см. Как из 13 спичек сложить метр?

Ответ: МЕТР

№5. Восемь шестизначных слагаемых подобраны так, что, разумно их, группируя, можно “в уме” найти сумму за 8 секунд. Выдержите ли вы такую скорость?

Плакат:

328645

491221

816304

117586

671355

508779

183696

882414

Ответ: 4000000.

№6. Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой?

Ответ: на 20 тетрадей

№7. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц?

Ответ: 4 мин.

Минутная передышка! Фокус!

Из газеты склеить лист Мебиуса и разрезать его. «Афганская лента»

№8. В школе 370 учеников. Докажите, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, отмечающие свое рождение в один день (возраст у них может быть разный)

Ответ: Да, в году 365- 366 дней.

№9. Сколько получится, если сложить следующие числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное и наименьшее четырехзначное.

Ответ: 10+100+1000=1110

№10. Собрать из кусочков один серый квадрат (Даётся пятиэлементный квадрат Никитина).

№11. Особое задание! Шанс отстающим догнать лидеров! Перед вами кусочки из которых нужно собрать ещё 3 серых квадрата размером как из предыдущего задания. Первой команде 4 очка, второй 3, третьей 2, четвёртой 1.

Выполняют задания

Выполняют задания по карточкам

Объясняют свой выбор

Высказывают свое мнение

Дискутируют как в рамках обсуждения команды, так и с ведущим о верности ответа.

познавательный интерес к способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

строить сообщения в устной и письменной форме;

устанавливать причинно-следственные связи;

принимать и сохранять задачу;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках в начальных классах 

позволяют преподать материал в доступной и интересной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают у учеников интерес к познанию. 

Некоторые примеры игровых технологий:

  • Игры-упражнения. Например, учитель предлагает каждому ученику составить ребус или кроссворд, касающийся основных аспектов изученного предмета. 
  • Игры-путешествия. Например, ребята отправляются в гости в страну Словарию или в Алфавитный сад, где на деревьях растут буквы. 
  • Игры-соревнования. Учитель разделяет класс на две и более команды и предлагает решить поставленные задачи (например, исправить ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквосочетания). 
  • Ролевые игры. Например, после изучения определённого произведения учитель предлагает ребятам поставить собственный спектакль. 
  • Игра-импровизация. Учитель предлагает ученикам сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение, которое должно быть продолжением предыдущего. Затем ребята прослушивают своё произведение и анализируют его. 

При подборе игр и упражнений необходимо, чтобы они были связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение определённой цели. 

Фрагмент урока математики

УМК «Школа России»

 Тема урока: «Алгоритм вычитания трехзначных чисел».

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(ПРК)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация)

Приветствует, настраивает на дальнейшую работу.

- Ребята, как вы думаете, а можно ли на уроке математики побывать в сказке?

-Сегодня мы проведём необычный урок: мы отправимся в путешествие по сказке. Задача нашего путешествия: работать оперативно, чётко, правильно. Итак, в путь!

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.


-Да/нет.




-Да

Р: осуществлять волевую саморегуляцию;

К: владеть диалогической формой речи.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация)

Практический (решение выражений)

- В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти? Кто похитил Василису?

-Мы узнаем это, выполнив следующее задание.

-Предлагаю вам решить письменно (в столбик) следующие выражения:

  1. 414+271=685(О)
  2. 683+312= 995(Й)
  3. 467+378=845(Е)
  4. 528+235=763(Щ)
  5. 637-273=364(К).

Теперь расставим получившиеся числа в порядке возрастания и прочитаем, кто похитил Василису.

-Ребята, встречались ли вы раньше с подобными выражениями (637-273=364)?

-Видимо это Кощей подбросил вам это выражение, но вы ведь справитесь, если будут такие же?

Записывают дату и классная работа.

Выходят к доске и решают выражения, остальные в тетради.

-Кощей.

-Нет.

-Да.

П: выполнять письменно сложение, вычитание трёхзначных чисел.

П: использовать знаково-символические средства;

Фрагмент урока русский язык

УМК «Школа России»

 Тема урока: «Знатоки русского языка».

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

Учитель предлагает учащимся в соревновательной форме узнать, кто же в классе является знатоком русского языка, перечисляет предметы, которые потребуются учащимся на уроке.

Готовятся к уроку занимают свои места.

“Сегодня мы с вами будем соревноваться. Задача каждого из вас набрать как можно больше баллов. Баллы я буду давать тем ребятам, кто быстро и верно будет отвечать на вопросы, выполнять задания. Тот, у кого будет больше всего баллов - будет носить звание “Знаток русского языка 3Г класса”

Учитель предлагает учащимся выполнить следующие задания:

  1. Разгадай кроссворд. https://worksheets.ru/material/mesjacy-goda-krossvord/ 
  2. Выбери правильный ответ.

Учащимся необходимо назвать картинку и выбрать правильный вариант ответа https://learningapps.org/watch?v=pbgom9g2k21 

  1. Ребусы.

Учитель обьясняет основные правила разгадывания ребусов:

  • назови первое изображение
  • запиши слово
  • посмотри есть ли перед картинкой запятые
  • если запятые есть, то сколько их
  • запятые перед словом означают что нужно вычеркнуть буквы в начале
  • запятые после картинки, обозначают сколько букв нужно вычеркнуть из конца слова
  • если после картинки, или перед ней написана буква - её нужно написать после или до слова.
  • прочитай получившееся слово.

(в уроке использованы ребусы: https://multiurok.ru/files/slovarnyie-slova-riebusy.html, но в программе paint убраны слова - отгадки. Использованы слова:воробей, корова, заяц, молоко,собака, мороз)

  1. “Жи-ши, ча-ща, чу-щу”

Учитель предлагает учащимся заполнить карточки со словами в которых пропущена буква. На выполнение задания отводится три минуты, кто за это время выполнит больше заданий - получает балл.

  1. “Уголки”

Учитель шифрует слова: кошка (для объяснения принципа дешифрации), чтение, речь, письмо.

Учитель объясняет правила дешифрации:

Буквы, необходимые для слова стоят в табличке. Порядок букв определяет рисунок - обозначение места, где написана буква:

  1. Филворды.

Учитель предлагает учащимся решить филворд:

При разгадывании филворда учащимся необходимо закрасить слова на поле, вследствие чего получится изображение.

Источник: https://vk.com/banda_umnikov?w=wall-47568728_56154 

  1. “Буквенные дорожки”

Учитель предлагает учащимся посмотреть на буквенные дорожки, и выписать на карточки найденные слова.

https://i.pinimg.com/736x/9e/a2/3d/9ea23dbc32a012e36db41014f9150170.jpg 

Зачитывают вопросы кроссворда, называют ответ, по одному на доске записывают ответ на вопрос в нужных клеточках.

Рассматривают картинку, называют её выбирают правильный вариант ответа.

Разгадывают ребусы согласно правилам, записывают слова на доске.

Вписывают пропущенные буквы в слова.

Разгадывают зашифрованные слова по алгоритму.

Разгадывают филворд. Находят слова на поле, закрашивают. Называют получившееся изображение.

Находят слова в буквенных дорожках и выписывают их на карточку.