Главные вкладки
ПК 4.3.
учебно-методический материал
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая педагогическая технология | 15.07 КБ |
Примеры игровой педагогической технологии | 39.37 КБ |
Проектная педагогическая технология | 18.8 КБ |
Здоровьесберегающая педагогическая технология | 15.82 КБ |
Примеры здоровьесберегающей педагогической технологий | 15.82 КБ |
Примеры проектной педагогической технологии | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая педагогическая технология
Игровая технология для начальных классов - это метод обучения, в котором учебный материал осваивается детьми через различные виды игр.
Основные характеристики игровой технологии:
Доминирующий метод - игра
Цель - развитие личности ребенка и формирование его субъектного опыта
Отношения - сотрудничество и партнерство
Основной вид деятельности - игровая
Мотивация - игровая
Виды игровых технологий:
Дидактические игры - игры с четко определенными правилами, направленные на закрепление и повторение изученного материала
Ролевые игры - игры, в которых дети берут на себя роли различных персонажей и разыгрывают определенные ситуации
Имитационные игры - игры, в которых дети имитируют деятельность взрослых и осваивают различные социальные роли
Игры-путешествия - игры, в которых дети отправляются в путешествия по вымышленным или реальным мирам
Игры-исследования - игры, направленные на развитие познавательных способностей и умений исследовательской деятельности
Преимущества игровой технологии:
Повышает мотивацию и интерес учащихся к обучению
Развивает познавательные способности, творческое и логическое мышление
Формирует коммуникативные умения и навыки
Способствует развитию личности ребенка и формированию его субъектного опыта
Недостатки игровой технологии:
Может отвлекать детей от основной учебной деятельности
Трудоемкость в подготовке и проведении
Не всегда может быть использована для изучения всех учебных тем
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Актуализация знаний | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала | Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. Герой сказки- … Суп из молока -… Каша из гречки-… Вода из речки-… Мука из пшеницы -… | -Елочная игрушка -сказочный герой -молочный суп -клубничное варенье -гречневая каша -речная вода -замочная скважина -пшеничная мука | ||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог; | Как вы думаете ,что нового мы должны узнать на сегодняшнем уроке? -Для того,чтобы проверить наши предположения откройте учебники на странице 75 и назовите тему сегодняшнего урока. -Верно.Тема сегодняшнего урока :Простые и сложные предложения. -Как вы думаете , какая цель у нас будет на уроке? -Верно. -Давайте попробуем составить план нашего сегодняшнего урока. -Дополните предложения: Вспомнить… Узнать… Научиться… -Правильно. Какой из пунктов плана уже выполнен? -Верно.Так что же такое предложение? -Вы молодцы. -А теперь приступим ко второму пункту нашего плана. | -Мы должны узнать как называются предложения с несколькими главными членами предложения. -Тема: Простые и сложные предложения. -Узнать,что такое сложные предложения, научимся отличать простые предложения от сложных. Вспомнить ,что такое предложение . Узнать ,что такое сложные предложения. Научиться отличать простые предложения от сложных. -Первый пункт.Мы повторили ,что такое предложение. -Предложение-это группа слов,которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. | регулятивные: |
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог; | Помоги Незнайке. Вставь пропущенные буквы. Выпиши их по порядку. При правильном выполнении задания получится новое слово, которое будет темой урока. котёл солдат крупа соль старуха Рассмотрите внимательно обложку сказки, представленную на слайде. - Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Каша из топора», обсудим героев сказки, составим её план. - Какие задачи поставим перед собой?
| -каша из топора -солдат и бабушка -открывают учебник - о солдате, о бабушке и о каше. -о сказке «Каша из топора» -прочитать сказку -обсудить героев | регулятивные: | |||
Открытие «нового» знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: учебный диалог; Словесный: беседа; Иллюстративный метод Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос. | -Откройте учебники на стр. 44. Прочитайте название сказки. (Видеоролик сказки «Каша из топора») -Сейчас вы внимательно прослушаете сказку и ответите на вопрос: - К какому виду относится сказка? Кто ёё главные герои?
|
-Бытовая скака «Бабушка и солдат | регулятивные: |
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Постановка учебной задания | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог; | Игра «Шифровка». Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет эти слова? | -лужица, стужа, ручей, капель -стужа, потому что, стужа бывает зимой, все остальное весной. -тема нашего урока Весна | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) | |
Открытие «нового» знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: учебный диалог; Словесный: беседа; Иллюстративный метод Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос. | - Сейчас мы прослушаем стихотворение, которое, называется «Весна». - По названию стихотворения можем ли мы предположить о чём (о ком) расскажет поэт? - Ребята, сейчас мы прослушаем аудиозапись стихотворения. Вы внимательно слушаете, пытаетесь представить картины, которые описаны в этом стихотворении. Закрываем глаза и пытаемся представить картину, возможно кто то сможет услышать и звуки. Понравилось ли вам стихотворение «Весна»? Почему? О чем говорилось в нем? Какие ощущения у вас вызывает данное стихотворение? Что вы чувствовали в момент прослушивания? Опишите картину и звуки, которые вы увидели и услышали. Какова весна в изображении Плещеева А.? С каким чувством ее ждут? | Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). |
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения.
Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палата, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликова, В.В. Гузеева и др.
Цели, задачи, теоретико-методологические основы технологии проектного обучения.
Цели и задачи
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов.
Ряд исследователей и учителей-практиков так определяют цели проектного обучения:
- Способствовать повышению уверенности в своих силах, возможностях каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее дело и в собственный продукт. При этом непременно происходит личностный рост, развитие характера.
- Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру. Как известно, в любой сфере жизнедеятельности социально значимо умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и принять иную точку зрения, а в случае несогласия уметь конструктивно-критически оценить иной подход и в итоге найти объединяющее решений.
- Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять проблемы, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы. Все эти умения самым активным способом развивают культуру мышления.
- Особенности технологии проектного обучения.
- Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.
- Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог с собственным Я и с другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» ( М. М. Бахтин)
- Проблемность возникает при решении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявление самостоятельности уч-ся. Решение проблемы приводит иногда к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.
- Любой проект связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способ выполнения ( в форме сочинения, доклада, схем, презентации, планшетов и т.д.)
- Классификация типов проектов.
- В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов.
- По продолжительности времени: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные.
- По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные.
- По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные.
- По способу преобладающей деятельности уч-ся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.
- Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.
- В игровых проектах уч-ся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами 16в. по пройденному маршруту на уроках истории.
- Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, буклетов, сайта и т д.
- Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.
- Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями уч-ся: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т д.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Некоторые из них:
•€Физкультурная минутка. Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей.
•€Пальчиковая гимнастика. Применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
•€Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.
•€Смена видов деятельности. Целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
•€Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребёнка.
•€Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
•€Позы учащихся. В начальной школе учителя следят за осанкой и правильным положением ребёнка за партой во время письма или чтения.
•€Беседы о здоровье. На уроках в той или иной форме затрагиваются вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни.
•€Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищённости, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
•€Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно обеспечить без участия родителей. Именно они следят за соблюдением режима дня, питания, физическими нагрузками ребёнка.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Некоторые из них:
•€Физкультурная минутка. Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей.
•€Пальчиковая гимнастика. Применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
•€Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.
•€Смена видов деятельности. Целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
•€Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребёнка.
•€Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
•€Позы учащихся. В начальной школе учителя следят за осанкой и правильным положением ребёнка за партой во время письма или чтения.
•€Беседы о здоровье. На уроках в той или иной форме затрагиваются вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни.
•€Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищённости, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
•€Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно обеспечить без участия родителей. Именно они следят за соблюдением режима дня, питания, физическими нагрузками ребёнка.
Предварительный просмотр:
Изучение нового материала | I. Основные понятия, которые использовали на уроке:
Что бы наш проект стал исследовательской работой нам необходимо провести исследования по теме проекта. Ознакомьтесь с практической частью нашей работы и попробуйте сформулировать гипотезу «Растения, которые образуются в результате вегетативного размножения, развиваются быстрее, что определяет значение данного вида размножения в природе». II. Практическая работа № 1 (приложение 4). Техника безопасности (приложение 5). Читает один из учеников. III. Закладка опыта «Сравнение скорости развития растений, выращиваемых из семян и после черенкования, на примере Герани комнатной» (приложение 6). | Определение основных понятий.
Слушают учителя.
Предложения по формулированию гипотезы работы.
Выполнение практической работы. Изучение техники безопасности. Закладка опыта по инструкции. Убирают рабочие места. | Личностные. Эстетическая оценка своих действий. Регулятивные. 1.Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. 2.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 3.Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные общеучебные. 1.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2.Смысловое чтение. Коммуникативные. 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2.Контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Работа по плану, поиск решения. Самостоятельное выполнение практической работы, уборка рабочего места. Наблюдение за результатом работы. Работа в группе. | Тетрадь,учебник |
Фрагмент урока технологии
IV.Создание презентации. Осуществление деятельности по решению проблемы и самостоятельная работа с проверкой по эталону(15 мин) Цель: - Фиксирование нового знания в устной и письменной речи; -формирование умения ставить вопросы к заданному ;-формировать умение использовать информацию | Выполняют каждое задание, совещаются, помогают друг другу. | Организует групповую работу. | - Работать будете в группах. Каждая группа будет работать над созданием своего проекта Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой. Задание №1 (прил.1) Выбрать Задание №2 (прил.2) Попробовать себя в роли поэтов и сочинить стихотворение. В этой работе вам поможет Весенний словарь. Задание №3 (прил.3) Решить кроссворд, основанный на изученных вами произведениях. Если решите правильно, то по вертикали выйдет слово-секрет. Задание №4 У вас на партах лежат листы А3. Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими весенними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года. Весна”. |
Фрагмент занятия по проектной работе « В мире кукол » 4 кл