Из опыта работы по организации контроля знаний
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Из опыта работы по организации контроля знаний
Подготовила: Бабичева И.А.
Работа по учету и контролю знаний учащихся предусматривает систематизацию предметных знаний, универсальных действий. Контроль позволяет установить обратную связь, позволяющую вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала, обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий
5 Формы работы на уроке могут быть самыми разнообразными. Чтобы уроки были эмоциональными, повышающими интеллектуальный уровень учащихся, развивающими речь, воспитывающими, такие качества как доброта, великодушие, любовь к родной земле, искусству, на наш взгляд, целесообразно использовать связные тексты, а также отрывки из художественных произведений. Это позволяет устанавливать межпредметные связи, воспитывать, обучая, при выполнении основной задачи урока (контроль знаний).
6 Например, на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Имя прилагательное» 5 класс, учащимся я предлагаю отрывки из произведений: - Он повернул голову и сразу увидел синее небо. Там же висела большая прозрачная сосулька, … на ее остром кончике копилась капля золотистой воды. Снег в огороде был белый, белый, небо вверху такое синее, как обложка на тетрадке. В.Белов «Скворцы» - Сколько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду, выбежала серебряная. Недалеко по кладкам медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью. Лосенок в чаще навострил розовые уши и тоже стоял серебряный. М.М.Пришвин «Времена года. Лето. Серебряное утро»
7 - С такой разноцветностью ушей и с подпалинами под большими умными темно-карими глазами морда его была даже симпатичней, приметней, умней, чем у обычных собак. Г.Троепольский «Белый Бим. Черное ухо» После прочтения можно обратиться к учащимся: «Слова какой части речи помогли вам определиться с ответом?» Далее вполне уместен проблемный вопрос: «Попытайтесь догадаться, о чем пойдет речь на уроке?» .
9 Интересен, на мой взгляд, и такой вариант, когда учащиеся составят текст по ходу урока, выполняя при этом пунктуационные задания. Это можно рассмотреть на примере урока учета знаний по теме «Пунктуация в сложных предложениях различных видов»
- Индивидуальная работа
Карточка 1 В Московском училище живописи ваяния и зодчества Левитан был учеником А.К.Саврасова поэтому в собственном творчестве он продолжает линию лирического пейзажа основоположником которого в живописи был его учитель (Задание: расставить знаки препинания, назвать виды придаточных, вид соподчинения)
11 Карточка 2 Мы любим и высоко ценим замечательные картины И.Левитана «Март» «Над вечным покоем» «Вечерний звон» «Золотая осень». Бросаешь взгляд на картины художника и понимаешь полотна поражают лаконичностью скупостью изобразительных средств. (Задание: расставить знаки препинания, рассказать о постановке двоеточия в сложном предложении)
12 Карточка 3 Грусть и задумчивость в большинстве пейзажей Левитана в нищей России не могло быть радостной и счастливой жизни. Жизнь была к нему беспощадна он умер рано не достигнув сорока лет. (Задание: расставить знаки препинания, рассказать о постановке тире в сложном предложении)
2. Коллективная работа.Творческий диктант. Текст со сложноподчиненными предложениями необходимо записать, используя бессоюзные предложения. «Маленький Левитан скучал в зимнюю пору, потому что снег тяготил его. В годы возмужалости он не только сохранил это чувство, но оно стало острее. Зимний холод угнетал Левитана, так как под снегом умирала земля, останавливались живые воды ручейков, черной щетиной стояли молчаливые леса, кустарники и перелески. Художник почти не писал зимних мотивов, как будто руки у него замерзали и не могли держать кисти».
13 Работа с текстом позволяет не только проконтролировать усвоение знаний по пройденной теме, но и параллельно повторить орфографию, пунктуацию, лексику, стили речи. Завершив индивидуальную работу и коллективное творческое задание, учащиеся могут воспроизвести информацию о И.Левитане и его творчестве.
14 Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся. Стараюсь почти на каждом уроке использовать презентации. Они позволяют организовать как устный, так и письменный опрос. Затратив минимум времени, можно поставить оценку каждому ученику за индивидуальную работу.
15 Тестирование. В настоящее время особо возрос интерес учителей-предметников к тестированию, так как оно является средством оценки знаний учащихся и положено в основу проведения единого государственного экзамена. Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких ответов. В школьной практике наибольшее распространение получили тесты с выборочными ответами. Тесты, как система школьной успеваемости, имеют много положительного:
1)учитывают индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения; 2)проверяют качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения;
3) оживляют процесс обучения;
4) экономят учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы;
5) обеспечивают оперативность проверки выполненной работы.
После изучения каждой отдельной темы, как по русскому языку , так и по литературе, провожу тестирование по изученному материалу.
17 Итоговый контроль выявляет степень усвоения логически законченного фрагмента учебного материала за определенный период. Цель такого контроля – сформировать заключение об уровне знаний учащихся. Задания для итогового контроля способствуют развитию логического мышления, требуют применения различных правил. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, его повторения, закреплении и систематизации; памяти, мышлении, речи учащихся; понимании общих подходов к учению; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать учение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика – желание подтянуться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков у учащихся с речевыми проблемами
Комментарии к разработке и использованию тестового материала для проверки уровня усвоения темы ...
"Из опыта работы по организации предшкольного образования"
Об особенностях подготовки детей к школе...
"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"
Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....
ПОЛОЖЕНИЕ «Об организации контроля знаний, умений и навыков и нормах оценок в начальной школе»
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, письмом Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/1...
Об организации контроля знаний, умений и навыков и нормах оценок в начальной школе
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 01.12.2007), письмом Минобразования России от 19....
Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...
«Школьное питание – залог здоровья школьников» (из опыта работы по организации питания школьников ) МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» г. Курска
Одним из аспектов сохранения здоровья является правильно организованное рациональное питание, которое в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Но, в последнее...