Приём "Фишбоун"
материал
На современном уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyom_fishboun.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
На современном уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».
Что же такое «фишбоун»? Несомненно, многие из вас знакомы с этим приёмом. «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы, который занимался вопросами критического мышления.
Схема Фишбоун представляет собой графический способ передачи информации, как средство формирования метапредметных УУД, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и сделать соответствующие выводы или представить результаты обсуждения.
Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.
Графическое структурирование информации позволяет учителю:
- во-первых, наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме,курсу;
- во-вторых, уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними.
Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Учащиеся, овладевающие стратегией «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:
- критическое мышление;
- взаимодействие в группах;
- планирование и осуществление исследовательской деятельности;
- истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
- осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Правила составления «рыбьего скелета».«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.
Существуют два типа расположения:
горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.Особое внимание нужно обращать на хвост рыбы, чтобы вся проделанная работа имела итог. Если дети затрудняются, то вывод может помочь сделать учитель. А в младших классах, когда школьники еще учатся заполнять фишбоун, можно предлагать готовый вариант хвоста.
Формы работы на уроке. Составлять «рыбий скелет» можно несколькими способами:
- индивидуально (каждый ребенок работает со своей схемой, заполняя ее 15-20 минут, а затем обсуждает и сравнивает результаты со всем классом);
- в группах (каждая группа получает свою схему и учебный материал, который нужно проанализировать, а затем представляет итоги работы другим ученикам);
- фронтально (весь класс совместно с учителем заполняет один фишбоун на доске или на готовом шаблоне большого формата, обсуждая все нюансы).
Приём Исикавы может быть уместен на уроках любого цикла, но самыми «плодотворными» схемы оказываются на занятиях, которые предполагают начало исследовательской деятельности: филологии, истории, обществознания, биологии и географии.
Прием фишбоун настолько универсален, что может быть использован на любом типе уроков. Но более эффективным он будет на уроках обобщения и систематизации знаний. Так ученики смогут систематизировать всю полученную информацию, проследить взаимосвязи между компонентами и фактами схемы, а также устранить пробелы в знаниях.
Важно научить детей представлять результаты такой работы и объяснять свою точку зрения. Если делать предположения по разным вопросам большинству учеников легко, то с поиском и приведением аргументов и фактов часто возникают сложности. В повседневной жизни тоже не все удается подтвердить, поэтому нестрашно, если нижняя часть скелета рыбы остается пустой.
Прием фишбоун не только развивает критическое и творческое мышление, но и помогает ученикам разобраться в сложном материале через анализ информации и ее представление в упрощенной форме. Дети учатся определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение и с уважением выслушивать позицию одноклассников.
Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Перед вами лежат статьи, читая которые вы должны составить «Фишбоун» на тему «Урок по ФГОС»: где проблемой (голова) является ФГОС, скелет –методологическая основа, кости – всё то, что вы считаете важным по данной теме, хвост – вывод. (7 минут). Представьте результаты своей работы. Фишбоун вывешивается. Результаты заслушиваются.
Мы составили вот такой фишбоун: методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который включает в себя такие составные части, как деятельность, современные технологии, новые средства, обязательным условием уроков является рефлексия. Урок направлен на формирование УУД и на достижение предметных результатов. В результате мы должны достичь таких результатов, при которых ученик начальной школы должен соответствовать портрету выпускника, заложенному в стандарте.
У нас с вами получились разные «Фишбоуны», но это не значит, что кто-то сделал неправильно, это значит, что у нас с вами разные точки зрения,так же и дети, когда они что-то делают не так, как нам этого хочется, это не значит, что они не понимают, это значит, что они смотрят на данную информацию с другой точки зрения. И это необходимо учитывать в нашей работе.