Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
учебно-методический материал

Анчугова Елена Юрьевна

Функциональная  грамотность -способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных отношений.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать своё знание-незнание; стремиться к саморазвитию.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Слайд 2

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности Групповая форма работы; Игровая форма работы; Творческие задания; Тестовые задания; Практическая работа; Ролевые и деловые игры; Исследовательская деятельность.

Слайд 3

Приём «Ложная альтернатива» ( приём триз ) Описание : внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки , дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ? Что растёт не берёзе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или " чисы "? Кто быстрее плавает - котёнок или цыплёнок ? Столица России - Париж или Минск? Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Слайд 5

Приём «Хорошо - плохо» Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства. Кроме этого формируются: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций. Например , на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления.

Слайд 6

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы .

Слайд 7

Приём « Фишбоун » ( Р ыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему . В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная.

Слайд 8

Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения». Проблема . Какие бывают растения? 1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки 2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики 3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель

Слайд 9

«Стратегия пазла » Выбирается тема для обсуждения Класс делится на команды по 5-6 человек Тему делят на количество получившихся групп Каждая группа изучает свой вопрос Затем обобщают изученное и делают вывод

Слайд 10

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Базовый навык функциональной грамотности способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

Слайд 11

ФОРМИРОВАНИЯ Методы и приёмы для формирования читательской грамотности И 1. «Чтение с остановками» 2 . « Синквейн » 3 . «Работа с вопросником» 4.«Знаю , узнал, хочу узнать» 5. «Мозговой штурм» 6. «Театрализация» 7. «Написание творческих работ» 8. «Создание викторины» 9. «Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 12

Сложное чтение

Слайд 13

Зазеркальные слова

Слайд 14

Словесная головоломка

Слайд 15

Работа в группах 1 группа "Счетоводы" - Запишите всех жителей табакерки. 2 группа "Доказчики" - Чему же учит нас эта сказка? 3 группа "Механики" - Нарисовать схему работы табакерки, пользуясь стрелками и словами. 4 группа "Психологи" - Дать характеристику Мише. 5 группа "Открыватели" - Какие открытия вы вместе с Мишей сделали?

Слайд 17

Приём «Шесть шляп» (групповая работа) Красная шляпа – Какие у вас возникали чувства во время чтения рассказа? Жёлтая шляпа - Отметить всё хорошее о герое. Чёрная шляпа - Какие недостатки были у героя? Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на месте героя? Белая шляпа – Какую информацию узнали о герои из этого рассказа? Синяя шляпа – Какие выводы для себя сделал герой?

Слайд 20

Техника креативного письма Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление: - поменять место действия в известной сказке, - переписать концовку рассказа, - изменить характер главного персонажа в книге. Ребёнок по-новому взглянет на устоявшиеся шаблоны и варианты развития событий.

Слайд 21

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях; способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать; совокупность умений.

Слайд 22

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями: 3. Игра «Переводчик» . Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения. К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два. К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один. Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре. Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

Слайд 23

« Терминологическая викторина » 1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая) 2 . Оценка плохого ученика? (два ) 3 . Часть прямой, но не луч. (отрезок) 4. Ребус: в букве О число 7. (восемь) 5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр) 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат) 7. В треугольнике их 3. (углы) 8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка) 9. Форма Солнца, часов …. (круг) 10. Результат сложения. (сумма)

Слайд 24

В ыполнение заданий, которые требуют интерпретации полученных решений и отбора ответов:

Слайд 25

Восстановление задачи из «деформированного» текста Текст задачи разделён на части и записан на доске. -На вешалке висят -Шляп – 9 штук -Сколько шапочек на вешалке? -а шапочек на 5 меньше, чем шляп. -шляпы и шапочки -Сколько всего головных уборов на вешалке? На вешалке висят шляпы и шапочки. Шляп - 9, а шапочек на 5 меньше, чем шляп. Сколько шапочек на вешалке? Сколько всего головных уборов на вешалке?

Слайд 26

Игра «Верно ли что?» Двенадцать больше трёх на девять; С восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов; С умма семи и восьми равна шестнадцать; Ш естнадцать меньше семи. Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

Слайд 27

Креативное мышление « Определяйка » Предлагаются 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2 – 3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения . Поощряются самые сумасшедшие идеи. Сначала ребята называют самые простые предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде круглого кирпича в капустном рассоле.

Слайд 28

«А что если бы?...». Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли. Например, -Что если бы люди вели ночной образ жизни? -Что если бы собаки могли летать?

Слайд 29

Задания на разрушение стереотипов Угадай пословицы и поговорки Безделье любителя запугивает (Дело мастера боится) Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час) Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь) Будней — пять, а выходных — два (Делу — время, потехе — час) Буквы как орлы – прилетают и ускользают (Слово не воробей — вылетит, не поймаешь) Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья)

Слайд 30

На основании вышесказанного можно создать формулу успеха , которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе: Функциональная грамотность = усвоение + применение на практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...

Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах  и приемах обучения для формирования функционал...

Приемы и методы по формированию функциональной грамотности в начальной школе

laquo;Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то се...

«Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе»

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотнос...

Приёмы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе. (Из опыта работы)

Сегодня функциональная грамотность неотъемлемая часть учебной деятельности. Помимо интереса учеников, новый ФГОС также диктует определенные правила в образовании.Учеников окружает огромное количество ...