Доклад на МО уч. нач. кл. "Организация самостоятельной и индивидуальной работы на уроках математики".
учебно-методический материал (4 класс)

Столбова Людмила Николаевна

Самостоятельная работа — это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на МО учителей начальных классов

Тема: «Организация самостоятельной и индивидуальной работы на уроках математики»

Подготовила: учитель начальных классов                                                                                                              высшей квалификационной категории                                                                                                                  ГКОУ школы №8 г. Лабинска  

Столбова Людмила Николаевна

28.10.2024 г.

        Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником.

        Для того, чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотворчества. Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

        Самостоятельная работа — это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

.

Значение  самостоятельной работы  в учебном процессе

  • Формирование самостоятельности как качества личности.
  •  Реализация принципа индивидуального подхода.
  •  Позволяет дифференцировать учебные задания.
  •  Содействует  достижению сознательного и прочного овладения знаниями.

Структура самостоятельной работы

 

По дидактической цели направлены:

На подготовку к восприятию нового материала;

На усвоение новых знаний;

На выработку и совершенствование умений и навыков;

На закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний.

По характеру деятельности  учащихся:

  • по заданному образцу  (цифр)
  •  по правилу или системе правил;
  •  по конструктивным особенностям   (творческий подход).

По способу  организации:

Индивидуальная;

Малыми группами;

Парами.

По цели применения:

Обучающие,

Тренировочные,

Закрепляющие,

Повторительные,

Развивающие,

Творческие,

Контрольные

          На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия математикой не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые считают его скучным предметом.

        Прочитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что это можно сделать через организацию самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся. Ведь умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности.

        На основании этих выводов я проанализировала и систематизировала различные виды самостоятельной работы и разработала технологию использования упражнений данного вида на разных этапах урока математики.

        Готовясь к урокам, я стараюсь тщательно продумывать организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала - при введении новых понятий, при закреплении материала, в ходе решения задач, при текущем учете знаний учащихся. Самостоятельные работы провожу в разной форме. Но  так же необходимо пробудить познавательную активность во время самостоятельной работы. Сегодня хочу поделиться своим опытом работы по данной теме.

          Приведу примеры организации самостоятельной работы на разных этапах урока.

Организационный момент

        Для активизации учащихся провожу организационный момент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Они даются с ответами. На одних верные, на других неверные ответы. Если ответ верный - руки вверх, неверный - руки назад. Сначала дети не могут собраться и не попадают в ритм, но постепенно темп зарядки убыстряется и в результате через 2-3 минуты класс полностью подготавливается к уроку. Примеры: 6:2=3, 7х5=38 , 5-1=4 и т.д.

Игра «Молчанка» - дети поднимают цифровые веера или карточки с цифрами.

Игровые ситуации: в гости пришла БЕЛОЧКА помогите ей набрать грибочки, но не все подряд, а только те, в ответе которых будет 8.

Помогите приземлиться парашютистам.

Игра «Футбол», «Хоккей».

Актуализация знаний

Математические диктанты  проводятся с использование ИКТ  с последующей  самопроверкой или взаимопроверкой. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

Самостоятельные работы организованные только для того  чтобы поставить «2», тем самым указать ребенку, что он в очередной раз не справился, совершенно не нужны. Наша цель выявить кому нужна помощь  учителя, а возможно достаточно будет помощи одноклассника. Я применяю такой приём, когда дети, решившие задания данные учителем правильно, их обычно 2 человека, первыми справившиеся с работой, могут быть в роли учителей проверить правильность решения и объяснить, если одноклассник допустил ошибку. Ребята с удовольствие воспринимают такую самостоятельную работу. Я как учитель только наблюдаю, направляю, у кого проверить и записываю результаты.

Игра продолжается и во время отдыха.

Физкультминутка

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Столько раз ногою топнем  (10-8)

Столько раз руками хлопнем  (5-1)

Мы присядем столько раз  (11-9)

Мы наклонимся сейчас  (9-3)

Мы подпрыгнем ровно столько  (3+3)

Ай да счёт! Игра и только.

Закрепление и совершенствовании знаний, умений и навыков

Математическое лото

     Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 примеров и фишки. Учитель или ученик достает из коробочки карточки с примером. Ребенок, у которого есть такой пример на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т.е. кто первый из детей закрыл примеры. Затем учитель дает задание: списать примеры, решить их, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Тестирование

      Тесты являются срезом знаний учащихся и успешно помогают выявить пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам. Здесь на помощь учителю приходит современные технологии интерактивные доски, нетбуки, предлагаю отличный способ передавать беспроводную мышку.

Перфокарты использую для отработки скорости мышления, вычислительных навыков. Этот вид деятельности занимает от 2 до 5 минут. 

       Очень увлекают ребят работы с перфокартами. На карточках я пишу задания: примеры, краткая запись условия задач или вопросы, связанные с геометрическим материалом. Читаю задания, а учащиеся выбирают правильный ответ из 3-х вариантов и заполняют вырезанный кружочек справа красным цветом. Затем идёт проверка: учащиеся кладут свою перфокарту на проверочную и узнают правильность ответов по раскрашенным учителем кружочкам зелёного цвета. Если кружочки совпадают, то работа выполнена правильно. Работа с перфокартами сокращает время на уроке для проверки самостоятельной работы.

Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение их в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактическая игра - вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дидактическая игра «Числа заболели»

       На доске числовые домики с пропущенными цифрами. На плакате нарисована картина доктора Айболита и на полочке лежат медицинские шапочки. Числа заболели, доктор Айболит просит помочь вылечить их и вернуть домой. Дети выходят к доске, надевают шапочки доктора и цветным мелком вставляют пропущенное число. Такая работа не только способствует запоминанию состава чисел первого десятка, но и имеет большое воспитательное значение: учит доброте, состраданию.

Для домашних заданий

Занимательная математика включает в себя задания повтори рисунок по клеточкам, графический диктант без диктовки, раскраски, посчитай примеры и прочитай слово, составь самое дорогое слово.

        Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры.

Дифференцированные (разноуровневые) задания

        Дифференцированная работа организуется различным образом.

          Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания – это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.

          Ученикам со средним уровнем обученности (2-я группа) - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.

          Высоким уровнем обучаемости (3-я группа) – творческие задания. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.

          На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.

Работа по карточкам

Найдите значения выражений.

1-я группа

18 : 2 + 3 =

14 - 7 – 3 =

2-я группа

18 : 2 + 12 : 4 =

5 + 9 - 7 – 3 =  

3-я группа

18 : 2 + (22 - 10) : 4=

(35 - 30) + 9 - 7 – 3=

         

        Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

        Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся.          

           Существуют требования к самостоятельной работе:

  1. Обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы.
  2. Следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями.
  3. Использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Всем известно, что работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной и не будет иметь развивающего значения.

     «Рецепт успеха ученика прост: во - первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во - вторых, учителю нужно очень четко все объяснять» писал педагог - новатор Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения.

       Спасибо за внимание!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. – 1999. - № 7. – С. 12.
  2. Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности //  Математика в школе. – 1995. - № 6. – С. 26.
  3. Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно-познавательной работы школьников // Народное образование. – 1991. - № 6. – С. 45.
  4. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. – С. 36.
  5. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках //  Начальная школа. – 1995. - № 6. – С. 41.
  6. Лекаркина Ю.А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике // Начальная школа. – 1999. - № 3. – С. 74-76.
  7. Начальная школа / Под ред. Р.Д. Карпенко. – М.: Просвещение, 1970.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей нач. кл."Самостоятельная и фронтальная работа на уроке"

Данный доклад поможет учителям малокомплектной школы....

Организация самостоятельной работы на уроках математики

Организация  самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII  вида....

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Геометрические задания для организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯдля организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе по материлам учебника "Математика"  авторов: Л.П. Кочиной, Н.П. Листопад...

Карточки для индивидуальной работы на уроках математики в 3 классе

Карточки для индивидуальной или дифференцированной работы на уроках математики по программе "Школа России" 3 класс...

Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики

Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики. Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся...

Доклад на тему : « Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе”

Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе...