ОГЭ в начальной школе.
статья
Предварительный просмотр:
Современное педагогическое сообщество в последнее время широко обсуждает вопрос о путях повышения результативности итоговых испытаний выпускников средней школы. Анализ результатов показывает, что многие обучающиеся не достаточно подготовлены по программе «Чтение: работа с информацией», реализация которой является обязательной в контексте ФГОС. Бытует мнение, что ответственность за образовательные результаты выпускников лежит не только на учителях-предметниках, но и учителях начальных классов, которые должны сформировать базовые умения у своих обучающихся.
Возможно, в будущем выпускникам начальных классов так же, как и старшеклассникам, придется сдавать единый экзамен. Новый стандарт требует от учителя формирования не только предметных умений, но и метапредмертных - универсальных учебных действий, которые помогут продолжить образование в основной школе.
С введением Нового стандарта в корне изменилось представление об оценке достижения планируемых результатов. Выпускник начальных классов должен показать способность решать учебные и практические задачи на основе предметных знаний и умений, а также УУД.
Претерпели изменения тексты контрольных работ. Задания формулируются иначе. Чтобы успешно справиться с такими работами, надо готовиться к ним в течение всех лет обучения в начальной школе.
Все текущие и итоговая работа по математике – это тест с выбором ответа, кратким ответом, развернутым ответом. Задания работы проверяют не только предметные, но и метапредметные умения. В конце каждого года обучения проводится комплексная работа на межпредметной основе.
Итоговые проверочные работы построены по типу ЕГЭ. Поэтому, работая над подготовкой учащихся к триместровым и итоговым проверочным работам по основным предметам, учитель соответственно будет готовить детей к будущим выпускным испытаниям.
Но ведь необходимо точно знать, на формирование каких предметных и метапредметных умений надо обратить особое внимание.
Также выделены умения, которые являются базовыми для учащихся начальной школы.
Особое внимание стоит обратить на формирование читательской компетенции. Выполняя с учениками тестовые работы по математике, научить внимательно следовать методическим рекомендациям.
Надо отметить, что от учителя начальных классов требуется не только грамотное использование УМК, но и постоянный мониторинг качества сформированности предметных и метапредметных умений.
Выполняя контрольные работы, которые так же претерпели изменения, учитель должен подробно анализировать результаты.
Вопрос: Что и как может сделать учитель начальных классов для подготовки к ГИА?
Ответ: По математике это устные упражнения, математические диктанты, задания по О.В. Узоровой и Е.А.Нефёдовой, карточки-тренажёры по В.Н. Зайцеву, проверочные работы по С.И. Волковой, всероссийские проверочные работы (задания разноплановые: например, включенытакие, которые в 9 классе встречаются в разделе «Прикладная математика»).
По русскому языку – это диктанты по И.Т. Федоренко, карточки - тренажёры по В.Н. Зайцеву, комплексные работы (которые включают в себя задания не только по русскому языку, но также по математике, чтению и окружающему миру), также всероссийские проверочные работы, контрольные работы по О.Н. Крыловой, которые позволяют отслеживать, как дети усвоили каждую тему, орфографические тренажёры, тренажёры словарных слов (определённую группу слов отрабатываем в течение недели дома и в школе, а затем пишем словарный диктант), всевозможные проверочные работы.
По чтению это в первую очередь отработка самой техники (жужжащее чтение в начале урока, чтение одного текста с разной интонацией, разным способом, например, справа налево, только первый слог каждого слова, только окончание каждого слова, с последнего слова и т.д.), тренажёры по В.Н. Зайцеву, упражнения И.Т.Федоренко – И.Г. Пальченко.
Также это работа с самим текстом по О.Н. Крыловой, комплексные работы, ВПР, учебные тексты. Внеклассное чтение в форме соревнования (ведутся читательские дневники, в которых они записывают вопросы по тексту ими составленные, дают ответы на них, одновременно прочитываются главы, еженедельно проверяется понимание содержания и подводятся итоги, по результатам прочтения проводятся литературные игры по прочитанному произведению, или литературные вечера, к примеру, сейчас мы читаем вместе М.Твен «Принц и Нищий», в начале года читали Ю.Олеша «Три толстяка». Также в начальной школе в рамках внеурочной деятельности проводится курс «Успешное чтение», где также ведётся работа по тексту.
По окружающему миру работаем с дополнительной литературой, энциклопедиями, интернетом. Ребята готовят сообщения,проекты по окружающему миру на темы семьи, досуга, общения и т.д., которые потом некоторые из ребят представляют на апрельских ученических чтениях. По итогам каждой темы и раздела пишут тест.
Вопрос: Как вы видите подготовку ребят начальной школы к ОГЭ?
Ответ: Подготовка ребят начальной школы к ОГЭ включает в себя следующие аспекты:
- Отработка разных видов чтения. Ознакомительного (для определения, о чём пойдёт речь), просмотрового (для поиска необходимой информации), изучающего (для понимания деталей).
- Отработка основных навыков работы с любым текстом. Определение темы, главной мысли, структуры и содержания текста, составление плана, ответы на вопросы к тексту, составление вопросов к тексту.
- Отработка навыков работы с таблицами и схемами.
- Развитие навыков сравнительного анализа, логического мышления, нахождения соответствия, описания.
Вопрос: С помощью чего можно выявить уровень сформированности предметных результатов по каком либо предмету?
Ответ: В помощь пойдут «Листы индивидуальных достижений» по основным предметам. Начиная с первого класса, можно проводить мониторинг уровня сформированности предметных результатов по математике, а также сформированность УУД, кроме личностных (ФГОС предполагает анонимность исследования этих результатов).
Листы индивидуальных достижений будут помещаться в Портфолио, и будут служить критериями при выставлении итоговой оценки выпускника начальной школы.
Вопрос: Что является главной задачей при подготовке к ГИА?
Ответ:
#1054;тработка разных видов чтения:
А) ознакомительного (для определения, о чем пойдет речь);
Б) просмотрового (для поиска необходимой информации);
В) изучающего (для понимания деталей).
2. Отработка с обучающимися основных навыков работы с любым текстом:
--определение темы, главной мысли, структуры и содержания текста;
--составление плана;
--ответы на вопросы к тексту;
--составление вопросов к тексту.
3. Отработка навыков работы с таблицами, схемами.
4. Развитие навыков сравнительного анализа, логического мышления, нахождения соответствия, описания.
Таким образом, систематически работая над формированием предметных и метапредметных умений, проводя мониторинг, коррекционную работу с учащимися и консультирование родителей, мы не только стремимся достичь результатов освоения образовательной программы, но и готовим детей к успешной сдаче итоговых экзаменов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"
Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС. ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...