«МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский говорил: «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». В этой статье предлагаются приемы, которые можн применить на уроках для повышения мотивации и интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мотивация | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».
Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.
Снижение положительной мотивации школьников - проблема актуальная. И чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский говорил: «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ,
ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
Для начала определим, что такое мотив и мотивация.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.
Выделяют два вида учебной мотивации: внутренняя и внешняя
Наша задача – сформировать у ученика положительную внутреннюю мотивацию.
ПЕРЕД НАМИ ВСТАЕТ ВОПРОС:
Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Система повышения учебной мотивации:
Разнообразные формы и методы на уроке | Дифференцированный подход |
Благоприятный психологический климат | Индивидуальный подход |
Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации.
Динамично помогает начать урок такой приём, как «Улыбнемся друг другу», что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.
Отсроченная загадка.
В начале урока учитель загадывает загадку (или сообщает мало известный факт), отгадку которой можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.
Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.
Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые разные множества. Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре).
Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)
рыба, рак, угорь, скорпион (остальные слова дали названия созвездиям Зодиака)
Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)
“Фантазёр”.На доске записана тема урока.– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
«Игра с мячом».
Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.
Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “ (имя существительное.)
Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)
Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.
Творческий подход на уроке и домашние творческие работы способствуют развитию речи детей.
Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.
“Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.
На заключительном этапе урока используем метод рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Множество примеров можно привести.
Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Методическая ценность приемов:
-активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся. | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. |
| Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала. | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
В ходе самостоятельной работы на уроке. | Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. |
Спасибо за внимание!
Доклад на тему:
«Как повысить мотивацию учения для успешного обучения на уроках музыки»
Подготовила: учитель музыки
Головина О.Я.
В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. В настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к обучению вообще, а к урокам музыки тем более. Поэтому есть необходимость применять различные приемы для повышения мотивации детей. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят.
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».
Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение обучающихся к музыке. Для одного обучающегося, процесс изучения музыки является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению музыки; для другого обучающегося, музыка— это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока.(Примером являются такие ученики, как Фоменко Леша, Яшкин Паша). Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и, откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать музыку.
Мотивация современных школьников является одной из самых сложных педагогических проблем, именно она играет большую роль в организации современного учебного процесса. Во время огромного объема информации, предоставляемых СМИ, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать ученика к обучению, систематической работе, мотивации искать новую информацию и эффективно использовать её в процессе обучения и жизни.
Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу обучающихся?
Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать обучающихся является ключевым навыком учителя.
Что же такое мотивация? \Это эффективное средство успешного обучения школьников.
Этот термин происходит от английского «move» - двигать».
Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение - поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей.
Мотивация - это основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности к учебному процессу, позволяющее повысить личный, научный, творческий потенциал.
Мотивы учения делятся на внешние и внутренние.
Первые исходят от педагогов, родителей, классов, общества и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом.
Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития.
Как повысить мотивацию учения для успешного обучения на уроках музыки? Урок музыки – урок искусства. Благодаря этой специфике проблемное обучение и творческое настолько переплетаются, как две стороны медали, т.к. любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.
Формирование мотивации происходит через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование; дирижирование; импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры; исполнение тем из прослушиваемых произведений (помогает лучше почувствовать и запомнить музыку).
Урок музыки должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы и приёмы, применяемые на уроках:
метод размышления о музыке
метод забегания вперед и возвращения к пройденному
метод музыкальных обобщений
метод эмоциональной драматургии
метод создания художественного контекста
метод проблемного изложения материала
метод переинтонирования
метод моделирования художественного процесса
метод интонационно – стилевого анализа
метод импровизации
метод творческих заданий.
Одним из сильно действующих мотивов является интерес.
Л.С. Высотский писал: «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все вилы, что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководитель и направлять его деятельность».
Недавно стала применять такой метод, как УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.
На доске рисую план с помощью условных знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу заинтересовываются и знают, какую работу надо сделать на уроке. Вот некоторые из условных обозначений: – человечек с микрофоном – поем песню
– человечек с наушниками – слушаем произведение
– знак вопроса – узнаём что-то новое
– ноты и мяч – физкультминутка
– цветик- семицветик – музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.
– театральная маска – инсценировка песни
– ритмический рисунок – музыкальные игры
– перо – творческая работа
– пятёрка – выставление оценок
– домик – домашнее задание
Вообще нужно сказать, что существует много способов стимулирования учащихся к изучению музыки. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности
Создание мотивации к изучению музыки и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к обучающимся и коллегам человека.
Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать, им самим, ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.
Применение новых информационных технологий
Использование новых информационных технологий в преподавании музыки является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся.
Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.
Внеурочная деятельность
Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности.
Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
Дистанционные олимпиады
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют обучающихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся музыкой и желающих продолжить интенсивное изучение искусства и музыки в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе.
Ну и конечно же, самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне материала и разнообразии выполняемых упражнений, является игра.
Я в своей практике использую игровые формы работы. Они учат ребят регулировать свою деятельность: ставить цель; составлять план и последовательность своих действий; оценивать качество усвоения. Проектируя урок, я стараюсь предусмотреть такие задания и формы работы, чтобы на каждом этапе максимально удерживать внимание и интерес учащихся.
В процессе восприятия нового учебного материала необходимо уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний. Я использую элементы театрализации – появление гостя – сказочного персонажа, героя мультфильма. Например: Незнайка, Баба-Яга, волшебница Мелодия, Муза (в 1 классе), волшебница Осень и т.д. Также дети с удовольствием играют в игру «Лишнее слово», разгадывают кроссворды, ребусы, загадки. Вот некоторые примеры. Во многих школах (в том числе и в нашей) не сохранились музыкальные инструменты, в том числе и народные. Но когда учитель может использовать на занятиях игру на шумовых инструментах, радости детей просто нет предела. Они с великим удовольствием берут в руки народные инструменты и в коллективном исполнении ощущают свою причастность к музыкальному искусству. (Пример с ложками и балалайками). Очень переживают, если инструментов не хватает всем желающим. И хорошо, что сейчас в продаже появляются народные инструменты, пусть даже виде детских игрушек, но это хоть какие - то наглядные пособия. Такие уроки детям запоминаются надолго.
Очень любят ситуации на эмоциональной основе старшеклассники. Это и просмотр фрагментов опер, балетов, выступлений эстрадных групп, картин великих художников и создание собственных презентаций. Взрослые ребята с удовольствием создают музыкальные презентации и фильмы по творчеству композиторов и особенно любимых эстрадных групп.
Внедрение нового государственного стандарта в образование позволяет нам широко использовать проектную деятельность.
Используя такие учебные ситуации, жду больше эмоциональных откликов в душе ребёнка на созданный образ, а уж затем развитие познавательного интереса и потребности в учебной деятельности. Такие ситуации способствуют поддержанию положительной эмоциональной атмосферы на уроке и развивают у детей стремление к самостоятельному поиску новой информации.
Итак, подведем итоги: Применение широкого арсенала различных методов музыкального образования и воспитания, а так же современных технологий способствует формированию мотивации школьников на уроках. Помните! В завершении хочется сказать, что педагог творческий, пытливый, ищущий всегда, независимо от спущенных сверху указаний, искал свои пути к детским сердцам и душам. И многое, что сейчас преподносится как установка к действию, было для него нормой всегда, потому что педагогика и творчество «шагают» рядом, потому что дети это очень тонкая субстанция: можно зажечь, а можно и погасить огонёк в глазах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития через кружок "Юный эколог"."
Статья о мотивации учебной деятельности обучающихся и обеспечении условий для её развития во внеклассной и внеурочной деятельности....
Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.К.Д. Ушин...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Отчет по теме самообразования...
Мотивация учебной деятельности учащихся начальных классов
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, пост...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Мотивация учебной деятельности...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУДО ЦДОД ГОРОДА ТАМБОВА)
В статье рассматриваются вопросы повышения мотивации учебной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Выявлены эффективные методы, приемы и формы развития положительной мо...
Статья "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для её реализации"
Статья "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для её реализации"...