Функциональная грамотность в начальной школе.
учебно-методический материал
В данном материале вы найдете применение функциональной грамотности в начльной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 445.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, коллеги! В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности. Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Так же есть второе понятие Функциональной грамотности — это умение эффективно действовать в условиях неопределённости. Это способность решать реальные жизненные задачи, умение посмотреть на вещи или явления с разных точек зрения, найти оптимальное решение нестандартной ситуации.
Функциональная грамотность, как базовое образование личности. (слайд 3)
Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. А забота о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру ложится на плечи учителя. Все формы и методы работы, используемые педагогом на своих уроках, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Каждая образовательная область (в начальной школе, а их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).
(Слайд 4) Какими, же качествами должен обладать ученик начальной школы?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьномклассе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
(Слайд 6) Ученики должны уметь владеть своими знаниями, а именно применять, оценивать, добывать, контролировать. Самое важное, это, конечно же, применять.
(Слайд 7) Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика». Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью. Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
(Слайд 8) К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся:
1) Технология проектов.
Выполнение учащимися проектных работ на тему: «Арабские цифры. Теории происхождения», «Время. Измерение времени. Часы», «Единицы измерения времени в разных странах в разное время», «Задача одна – решений много», «Математика в жизни человека» и др.
2) Технология проблемного обучения. Получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.
(Слайд 9) 3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.
(Слайд 10) 4)Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры)
(Слайд 11) На каждом этапе урока мы применяем приёмы формирования функциональной математической грамотности, такие как:
Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.
(Слайд 12) Моделирование заданий – представление ситуаций задачии ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
Работа с задачами:
-Работа над решённой задачей.
-Решение задач различными способами.
-Представления ситуации, описанной в задаче.
- Самостоятельное составление задач учащимися.
- Решение задач с недостающими и избыточными данными.
- Изменение вопроса задачи.
- Использование приема сравнения задач.
- Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.
-Решение обратных задач.
- Решение нестандартных задач
- Решение комбинаторных задач
(Слайд 13) Задача с недостающими данными: Мальчику купили игрушки: мишку и машину. Машина стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе мишка и машина?
(Слайд 14) Задача с избыточными данными: Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженных, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?
(Слайд 15) Решение комбинаторных задач. Построение дерева возможностей.
Например, в класс пришли четыре новых ученика: Коля, Вася, Саша и Петя. Как учитель может рассадить этих учеников за две свободные парты? Сколько вариантов выбора у него будет? Для ответа на вопрос задачи покажи на схеме 1 все возможные варианты расположения четырёх учеников за партой.
(Слайд 16) Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях.
1. Рассчитай стоимость экскурсионной поездки, если известно, что в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 1200 рублей.
2. Ваня разговаривал с мамой по телефону 15 минут. Сколько средств со своего счета он потратил, если известно, что стоимость минуты разговора, согласно его тарифу, 50 копеек?
(Слайд 17) Развиваем функциональную грамотность на уроках в начальной школе.
Курс Яндекс. Учебника «Работа с информацией» построен таким образом, что педагог может наладить планомерную работу по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы уже с 1-го класса. Курс является частью Марафона по функциональной грамотности.
Курс состоит из нескольких блоков. Блок А направлен на работу с умением ориентироваться в источнике информации. Блок Б — на умение извлекать нужную информацию. Блок В посвящён умению определять характер недостающей информации и способам её восполнения. В совокупности эти блоки помогут детям не бояться текстов, графиков, схем и других источников информации, понимать их и видеть подтекст, уметь вникать в суть данных и успешно искать ответы на поставленные вопросы. Опираясь на предметные области, предложенные задания фокусируются именно на приёмах работы с информацией, представленной в разном виде.
Ниже приведена карта этого блока для каждого года обучения: видно постепенное нарастание сложности и взаимодействие с разнообразными источниками информации. Блок состоит из 4-х групп умений, на карте они соответствуют строкам. Рассмотрим последовательно умения этого блока на примере заданий.
(Слайд 18) В1. Умение находить расхождения в информационном источнике и в собственных представлениях.
Пример задания для 1-го класса.
Занятия направлены на различение знаний, основанных на своём опыте, и информации, получаемой извне (из источника информации). В зависимости от года обучения и класса мы предлагаем формировать это умение на информации разного характера с постепенным усложнением: о предметах, процессах, месте-времени и взаимосвязях. Задания для 1-го класса не должны быть очень сложными, чтобы ученики не потеряли интерес к работе такого типа. Возьмём в качестве примера карточку, в которой нужно определить цвет животика зелёной пересмешки. Если не читать текст, а ориентироваться только на название птицы, возникает представление, что цвет перьев будет везде зелёным. Тем более, что и фотографии к заданию подобраны так специально. Чтобы верно выполнить это задание, ученику нужно внимательно прочитать или прослушать описание птички и извлечь из текста необходимую информацию: «оперение пересмешки хорошо прячет её в листве деревьев — сверху оно зелёное, а снизу желтоватое». Далее школьник должен соотнести свои знания о том, где у птицы находится животик: сверху или снизу, с этим описанием. После этого можно сделать вывод о том, что находится внизу животик, а, значит, он жёлтого цвета. Все задания для 1-го класса озвучены, чтобы ученики, для которых чтение пока — достаточно трудоёмкий процесс, тоже работали над формированием функциональной грамотности в школе. Они имеют возможность одновременно слушать задание и следить по тексту.
(Слайд 19, 20, 21) В2. Умение находить расхождения в разных источниках информации. Умение находить неправдоподобную информацию
Пример задания для 4-го класса
Задания этой группы помогут в формировании функциональной грамотности — умений находить ошибку на рисунке, в тексте, схеме, таблице, на карте, а также выискивать противоречия в текстах. Возрастающую трудность обеспечивают сочетания разных источников информации, разный уровень знакомства с обсуждаемыми вопросами, объём. Например, в задании для 4-го класса нужно сравнить несколько источников, оценив степень их достоверности. Рассмотрим его подробнее.
Вера хочет узнать: «Почему раньше в Японии дома строили из тонкого дерева и бумаги?». Девочка ищет ответ на популярном сайте и находит противоречивую информацию. Ученику нужно выбрать те варианты, которые противоречат друг другу. Таким образом, у Веры появился перечень версий — к её предположениям добавились варианты из интернета. Школьнику предлагается сравнить данные из двух источников информации — версии Веры и ответов на сайте — и выбрать, какие из предположений девочки подтверждают пользователи в интернете. Далее ребёнок продолжает работу с этим заданием в следующей карточке. Поскольку на форуме высказываются мнения, Вера поняла, что все версии нужно проверять на достоверность. Вера обращается к помощи энциклопедии и сайта о Японии. Так ученик понимает: чтобы найти ответ на вопрос, лучше воспользоваться более авторитетными источниками — специализированными сайтами, справочниками, энциклопедиями.
Ученик прочитает две заметки о Японии и выдержку из Географической энциклопедии. После чего ответит на вопрос о том, какие версии Веры нашли подтверждение в энциклопедии. Работая с этой карточкой, ученик потренируется находить расхождения в разных источниках информации на уроках в начальной школе, что является важным умением в рамках развития функциональной грамотности.
(Слайд 22) 3. Умение находить смысловую лакуну (незнакомое слово) и понимать его значение. Пример заданий для 3-го класса
Как правило, когда ребёнок встречает в тексте незнакомое слово, он либо не обращает на него внимание и может упустить смысл, либо останавливается в затруднении и не дочитывает предложение или абзац до конца. Чтобы ученик был внимательным, но не чувствовал себя беспомощным, нужно обучить его разным стратегиям работы с незнакомыми словами. Задания направлены на то, чтобы школьник потренировался находить значение нового для него слова с помощью картинки, по внутренней форме слова, из контекста и по разным источникам информации (например, с помощью словаря).
Обратимся, к примеру, в котором ученик работает с текстом стихотворения из школьной программы — он читает текст и подбирает картинку, которая подходит к выделенным строчкам.
В4. Умение формулировать запрос на недостающую информацию. Пример задания для 3-го класса
(Слайд 23) Выполняя задания на формирование функциональной грамотности в начальной школе, дети тренируются соотносить вопрос и источник информации, формулировать вопрос, задавать уточняющие вопросы и создавать поисковый запрос.
(Слайд 24) Рассмотрим в качестве примера обучающее занятие, включающее две взаимосвязанных карточки, в которых ученики поработают с уточняющими вопросами. Здесь ученику предстоит поработать с логической структурой диалога. А поможет в этом схема, где разного типа реплики выделены разным цветом: жёлтым, зеленым и фиолетовым — основной вопрос, ответ, уточняющие вопросы разного вида. Как правило, детям бывает непросто задавать уточняющие вопросы, так как это сложная мыслительная операция. С помощью карточек ученики смогут отточить этот навык. В задании нужно опираться на смысл и логику текста, вставляя недостающие реплики.
(Слайд 25) Технологическая карта урока математики во 2 классе на тему: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100». В данной технологической карте урока представлен вам момент включения заданий по функциональной грамотности.
( Слайд 28)
4. Создание проблемной ситуации. Представьте такую ситуацию. Ваши родители, собираясь уехать на 2 дня, второпях, забыли о вас…Вы остались одни. Родителей нет, еды нет, денег нет. Что делать? (Дети предлагают свои варианты. Обсуждение. Настрой на принятие правильного решения).
-Закрыли глаза и повторяем за мной: « Главное не паниковать! Я справлюсь! У меня все получится! Главное не лениться!» Открыли глазки.
( Слайд 29) 5. Пути разрешения проблемной ситуации. Составление плана. Учащиеся учатся разрешать проблемную ситуацию, которая у них возникла и составляют план дальнейших своих действий.
1) Посчитать карманные деньги
2) Купить продукты в магазине
3) Организовать свой досуг
( Слайд 30) Дальше идёт творческое добывание и применение знаний в новой проблемной ситуации.
И в заключении хочу сказать, что функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу»,должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности в начальной школе
Развитие функциональной грамотности в начальной школе (интеграция предметов английский язык, изобразительное искусство, технология)...
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Доклад на тему: Функциональная грамотность в начальной школе
Доклад на тему: "Функциональная грамотность в начальной школе"...
Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе....
Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе
В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....