Проблемы современной школы
учебно-методический материал
Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И. Гессена, который утверждал: «… урок должен оставаться уроком, то есть содержать точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_sovremennoy_shkoly.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит?
Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса. Отрицательно сказываются также весьма ограниченные возможности для творческого само проявления.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Разные способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках активизируют процесс овладения знаниями. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности.
В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование активной деятельности позиции школьника в познавании – главная задача всего учебного процесса. Подобная деятельность создает особую, внутреннюю, предрасположенность к учению. Познавательный интерес приобретает прочную основу своего формирования. Происходит сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения (озарение, догадка, прикидка, цель логических суждений), активизируют знания (ведущие идеи, факты), отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения, различные пути решения. Вся деятельность приобретает личную значимость для человека, окрашивается яркими переживаниями /удивление перед «открытием»/, радость самостоятельного продвижения, удовлетворением своими находками, приобретением («научился», «помог другим», «преодолел трудности»). Подобная деятельность формирует чувство собственного достоинства, которое несомненно, укрепляет и познавательный интерес. Вместе с ним в этих условиях формируются ценные проявления активности и самостоятельности учащихся, которые могут стать личностными качествами.
Одним из ведущих методов обучения является игра. Игра – оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического ее использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнения, анализ, умозаключение. Игра – культурный феномен. При умелом ее использовании выполняет самые разнообразные функции: педагогическую, коммуникативную, эстетическую, этическую и ряд других. За последние десятилетия в педагогических науках «интерес к игре, как особому виду человеческой деятельности, возрастает, и это объяснимо, поэтому, что идет интенсивный поиск, вызванный потребностью открыть такие формы организации учебной деятельности на уроке, которые обеспечили бы и высокую эффективность преподавания и, вместе с, тем, гармоничность развития личности.
Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход может быть в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова.
Цель игрового обучения – обеспечение личностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки – соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.
Многолетний опыт позволяет сделать вывод, что для проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматичному искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуально-личностных способностей, интересов, учитывая подготовку класса, материальные возможности и прочее, учитель самостоятельно разрабатывает сценарий игровых уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать учащихся. Со временем складываются определенные традиции сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы.
Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип», «содержательная функция со многими гранями смысла» (Й. Хейзенга). Она должна строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует у школьника такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности.
Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, позволяет лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к урокам в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они сочиняют стихи, рисуют, придумывают конкурсы, сценки, пробуют себя в различных ролях.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально – волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умению делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.
Итак, при организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя новые уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и прочее и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, 2не заигрываться.
Опытные учителя широко использую дидактические игры, повышающие интерес к изучению предмета, снимающие напряжение, помогающие переключать внимание учащихся с одного вида деятельности на другой.
В нашей стране за многие годы сложилось представление: учение – обязательный тяжелый труд, опирающийся на механическое запоминание, на зубрежку. Бесспорно, учение не простой труд, но труд, по сущности, радостный, так как приобщает к новому, неизведанному, интересному, не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением».
Учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметные и социальные контексты, важные для будущей трудовой деятельности.
Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно.
Точное определение учебно-познавательных игр – интеллектуальные. Интеллект (от латинского ) – «познание, понимание, рассудок» - способность мышления, рационального познания ума. Данные игры прежде всего обращены к интеллекту, активизации ресурсов детской психики, развитию всех свойств ума, совершенствованию мыслительных операций.
Игры, используемые как средство развития познавательной активизации детей и подростков, - это игры с готовыми правилами /дидактические/.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, математические, географические. Есть игры включающие познавательные элементы нескольких предметов, как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разговаривать, а главное – знать сам предмет. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так что они сами направляют ученика на овладения знаниями и умениями.
Познавательная деятельность стимулируется конкурсностью, соревнованием характерным игры.
Игры – отличное дополнительное к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретение высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания.
В играх происходит непосредственный переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств.
Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал С помощью игры можно привить ученикам стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности.
Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность . Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
Игре свойствен динамизм, поэтому в ней недопустимы пространственные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка.
Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая составит в соблюдении определенного темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть четко поставлена цель игры.
С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществить дифферентационный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
Однако не следует приучать учеников к тому, что на каждом уроке их ждут новые игры. Игра – не самоцель и не должна проводиться только ради развлечения.
Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках необходимо учитывать интересы учащихся.
Деловая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения.
Деловая игра – предполагает воспроизведение реальной деятельности.
Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью , зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых учителем, передаются детям. Это могут быть контрольные, организационные и другие функции, которые выполняют учащиеся – ассистенты, контролеры, докладчики, консультанты, бригадиры и так далее.
Деловые игры – один из способов активизации обучения. Л.С. Выготский уделял большое внимание игре, считая ее неотъемлемой частью школьного процесса.
Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определенное понятие, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объемы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».
Не вызывает сомнения, что формирование необходимых навыков и умений, а также проверка и закрепление теоретических знаний в игровой форме более эффективны по сравнению с традиционными методами обучения.
Нельзя буквально все уроки превращать в игру, да этого и ненужно делать. Необходимо, прежде всего, определить следующее:
- какую цель ставит учитель, используя ту или иную игру;
- выбрать те темы, которые трудно усваиваются при традиционных способах обучения;
- использовать игровые ситуации знакомые большинству учеников;
- учитывать, что различные игровые ситуации могут дать неожиданный эффект.
Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И. Гессена, который утверждал: «… урок должен оставаться уроком, то есть содержать точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побужд
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта...
Проблемы развивающего обучения в современной школе
Развивающее обучение - особенный вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного пр...
Презентация "Проблемы современной школы и пути их решения"
Проблемы экологического воспитания младшего школьника...
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Перед современной школой стоят задачи по обновлению содержания и структуры образования. Для этого необходимо делать акцент в преподавании на развитие функциональной грамотности: учить детей использова...
Проблемы современной школы.
Ребёнок не хочет учиться!!!!!!!!!!!...
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...