Использование мнемотаблиц
учебно-методический материал
Для чего нужна мнемотехника? Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация по мнемотаблицам | 1.88 МБ |
текст доклада | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотаблица Это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Структура мнемотехники
Развивающие мнемотаблицы
Обучающие мнемотаблицы
Коллажи
Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники Травка зеленеет ,солнышко блестит ,ласточка с весною в сени к нам летит.
Большева Т.В. – автор книги «Учимся по сказке: Развитие мышления с помощью мнемотехники »
Весна Лето
Красный свет нам скажет «Нет!» Очень-очень строго! Желтый свет нам даст совет: «Подождать немного!» А зеленый свет горит – «Проходите!» - говорит!
Мнемотаблица «Мой папа»
Мнемотаблицы в помощь логопеду
Вывод Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, обучает детей правильному звукопроизношению
Предварительный просмотр:
1 слайд
Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
2 слайд
Вспомните всем известную детскую азбуку: рядом с изображением буквы обязательно присутствует яркая картинка. И это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это обучающий прием, заимствованный из так называемой мнемотехники (или мнемоники) – интересного и несложного механизма запоминания. Считается, что появился он еще в VI веке до н. э., и был назван в честь древнегреческой богини Мнемозины – покровительницы памяти. Мнемотехника-это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2500 лет. Суть метода в том, что:
- Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям, звукам и даже запахам.
- При этом в мозг человека одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, тактильного.
- Они объединяются, создавая сложные нейронные связи, что облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
- Достаточно человеку припомнить один из образов ассоциативного ряда, как мозг воспроизведет все остальные, связанные с ним.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы служат в работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса;
при пересказах художественной литературы;
при обучении составлению рассказов;
при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
при отгадывании и загадывании загадок;
Слайд 3
Как пример.
Слайд 4
Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений, облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова.
На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:
- Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
- Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
- Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.
Слайд 5
Виды мнемотаблиц.
- развивающие.
Педагоги дошкольных учреждений применяют мнемотехнику с целью развития связной речи детей, ознакомления с окружающим миром: природой, временами года, растительным и животным миром, социальным окружением. Наиболее распространено использование мнемотехники для заучивания стихов и пересказа литературных произведений. Однако, возможности этой методики позволяют применять её и в других областях развития, например, при формировании математических представлений.
Необходимо обозначить круг задач по развитию математических представлений, которые педагог может решить применяя мнемотехнику. Это:
- Закреплять представления о геометрических фигурах;
- Знакомить детей с цифрами, знаками;
- Формировать представления о составе числа;
- Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание);
- Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги.
Составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).
Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»:
Слайд 6
-обучающие
Эти мнемотаблицы используют для развития речи, для ознакомления детей с тем или иным окружением.
Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы.
Как работать с мнемотаблицами:
- Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
- Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
- Составление рассказа по картинкам;
- Запоминание рассказа или стиха.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж.
Слайд 7 С помощью коллажа можно
- Закрепление различных методов запоминания;
- Развитие фотографической памяти;
- Расширение словарного запаса, образного восприятия;
- Развитие связной речи;
Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания.
Слайд 8 ( 9)
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников. Прогнозируемый результат: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется интерес к заучиванию стихов; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.
Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.
Слайд 10 (11) Опорные схемы-мнемотаблицы «Сказки»
Вашему вниманию предлагаются , отражающие ту или иную сказку, под общим названием «Сказки». Сказка является благоприятным материалом для развития связной речи дошкольников, словесного творчества, обучения пересказу, т.к. её композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания.
- Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всём и погружаются в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для развития речи, а, следовательно, развития словесного творчества.
- В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения они должны достигнуть определённого уровня речевого развития,
поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов,
умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно
излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют
достаточного уровня развития речи.
- Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже, использование мнемотехники способствует эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.
В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, явления природы, некоторые предметы и действия сказочных героев.
Данные мнемотаблицы помогут воспитателям, родителям, а также всем желающим по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества дошкольников.
Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Слайд 12
Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Слайд 13
Также это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, слайд 14 чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.
Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру.
Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.
Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:
Слайд 15
По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:
1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?
По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.
Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно Слайд 16 (17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.
Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...
Конспект совместной деятельности с детьми по лепке с использованием ИКТ и мнемотаблицы во второй младшей группе
методическое пособие...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА
И.В. СавельеваГБДОУ детский сад №83 Красносельского района СПб Тема моей статьи очень актуальна, т.к. начиная свою педагогическую деятельность, я часто сталкивалась с проблемой ...
Изложение Золотой рубль с использованием мнемотаблицы
Презентация предназначена для обучающихся с ЗПР....
Развитие связной речи с использованием мнемотаблиц
Мнемотаблицы помогают обучающимся с ТНР в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок пересказать, составить рассказ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ В РАЗУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ И ТЕКСТОВ. Исследовательская работа
В школе на каждом уроке приходится очень много запоминать, вычислять, решать в уме, таким образом, нагрузка на память сильно возрастает. Как всё запомнить, чтобы ничего не забыть? Надо тренировать сво...
Изложение Золотой рубль с использованием мнемотаблицы
Презентация предназначена для обучающихся с ЗПР....