Современные образовательные технологии
материал

Чувилкина Наталья Николаевна

Применение современных образовательных технологий в работе педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные образовательные технологии» (СОТ)

Понятие «Современные образовательные технологии» (СОТ) – основополагающие модели организации работы с детьми педагогами любого профиля в области основного или дополнительного образования или коррекции и воспитания в условиях семейного центра

Благодаря использованию педагогических технологий образовательный процесс

становится:

управляемым

системным

результативным

гибким

современным

В практике применяются следующие образовательные технологии:

Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных

познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на

самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

Технология развивающей среды

Личностно-ориентированные технологии

Информационно-коммуникативные технологии.

Здоровье сберегающая технология с целью укрепления здоровья детей. Учитываю

возрастные особенности детей и их психофизические возможности.

Педагогика сотрудничества. Использую в работе равноправный союз с

обучающимися, учитывая то, что каждый ребёнок имеет право на свою точку

зрения.

Метод проектов. Этот метод создаёт благоприятные условия для проявления

творческого потенциала обучающихся.

Технология педагогической диагностики. Эта технология способствует выявлению

потенциальных возможностей детей.

Любое занятие включает в себя объединение нескольких технологий.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них.

Личностно – ориентированное обучение

Выстраивать учебный процесс необходимо в рамках личностно - ориентированного

обучения. Считается, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет

право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории с учётом

индивидуализации и дифференциации обучения.

В работе активно используются три основные технологии личностно -ориентированного обучения:

технология уровневой дифференциации

технология проектной деятельности

игровые технологии

информационно-коммуникационные технологии

Технология уровневой дифференциации

Цель технологии уровневой дифференциации:

∙ обеспечение достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки по

предметам;

∙ создание условий обучающимся, проявляющим интерес и способности к предмету для

усвоения материала на более высоком уровне.

В основе данного метода:

∙ индивидуализация обучения;

∙ дифференцированный уровень требований;

∙ материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений

и навыков ведется на трех разных уровнях;

∙ от воспитанника требуется то, что он в состоянии усвоить.

Учебная деятельность предполагает четкое планирование учебного процесса:

∙ занятия объяснения

∙ занятия тренировочные

∙ занятия помощи и взаимопомощи

∙ занятия проверки ОРО (обязательные результаты обучения)

Результаты:

∙ Позволяет детям реально оценивать свои возможности

∙ Повышается интерес к предмету

∙ Между педагогом и ребёнком устанавливаются партнерские отношения

∙ Снижается психологическое напряжение во время занятий

∙ Повышается качество знаний

Общеизвестно, что в одном творческом объединении занимаются дети, которые

отличаются как своими способностями, так и отношением к работе. Поэтому изучаемый

материал воспринимается ими неравномерно.

∙ Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они

свободно выполняют работы. У этих обучающихся проявляется высокая

самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих

одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора педагога. Эти

обучающиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности.

∙ Обучающиеся с высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они

обладают несколько меньшим потенциалом, чем обучающиеся первой группы, но

усваивают материал почти на том же уровне. Эти обучающиеся хорошо учатся, работают

в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности,

периодическом контроле за их учебными действиями.

∙ В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из

них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной

работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной

деятельности. Эти воспитанники нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно

направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. В этой же группе

воспитанники с типичными средними показателями в обучаемости. Эти обучающиеся

медленнее, чем их сверстники из первой группы, усваивают понятия и всю систему

знаний. В процессе учебной деятельности они не всегда могут напряженно работать,

тщательно выполняют задание педагога только некоторые из них. При организации

учебной деятельности обучающихся этой группы необходимо строго соблюдать

постепенность перехода от простых к сложным. Причем им необходимо выполнить

большее число стандартных упражнений, т.е. приобрести определенные навыки.

∙ Четвертая группа – обучающиеся с низкими учебными возможностями. Они отличаются

тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти воспитанники без помощи педагога

работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким

темпом усвоения знаний. Чтобы организовать продуктивную деятельность обучающихся,

необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.

На занятиях в объединении можно использовать индивидуальные самостоятельные

работы, которые предназначаются для всех обучающихся группы, но в них учитываю

разный уровень. Предлагается работа разной степени трудности. Все эти задания

предусматривают знание одной и той же техники работы ручного труда, но отличаются

тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Облегченный

материал содержит большую часть индивидуализации, нужной для выполнения работы. В

этом случае указывается и путь решения, возникшей проблемы. Групповая форма

рациональна при изучении несложных теоретических понятий. Эта форма организации

работы способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня

продуктивности у всех обучающихся. При этой форме каждая группа воспитанников

работает над выполнением заданий, соответствующих их возможностям.

Метод проектов

Сегодня остро стоит вопрос об организации обучающего процесса, направленного на

развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности.

В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и

самостоятельности.

Проекты при этом могут быть небольшие (на одно занятие) и более длительные, часто

рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в

рамках самостоятельной работы дома.

Таким образом, у меня складывается следующая система. Сначала даются базовые

теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем проводятся

практические занятия, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и

умений обучающихся по программе. Но в то же

время, эти занятия имеют конечной целью выполнение проектов, направленных на

применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих

практическое значение.

Проектная деятельность по своей тематике выстраивается согласно образовательным

линиям и разделам программы.

Формы занятий

Занятия-соревнования, игры:

КВН.

Ролевая игра.

Викторина.

Турниры.

Кроссворд

Занятия, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных

способностей:

Занятие – диалог.

Занятие – путешествие.

Занятие – исследование

Занятие – соревнование

Мастер-класс

Здоровьесберегающие технологии

В современном мире активно внедряются в практику работы с детьми здоровьесберегающие технологии.

Это просветительские беседы, праздники, дни здоровья, конкурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни. При реализации здоровьесберегающих технологий необходима рациональная организация занятий:

Соблюдение норм СанПин при проведении занятий и внеурочных мероприятий.

Организация двигательной активности.

Проведение на занятии в момент утомления физкультминуток, гимнастики для глаз

и пальчиков.

Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей здоровья

каждого ребёнка.

Частая смена видов деятельности на занятии.

Элементы релаксации (улыбкотерапия, упражнения «Послушай и нарисуй»,

«Роняем руки»)

Прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр.

Информационно-коммуникационные технологии

Позволяют

∙ визуализировать новый материал,

∙ повышать мотивацию обучения на занятии,

∙ повышать уровень индивидуализации и дифференциации обучения,

∙ организовывать оперативный контроль за усвоением знаний,

∙ осуществлять тренировку в процессе обучения и самоподготовку обучающихся,

∙ проводить исследовательскую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...