Компетентностная мастерская "Приёмы создания проблемной ситуации"
учебно-методический материал
Компетентностная мастерская "Приёмы создания проблемной ситуации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Компетентностная мастерская Приёмы создания проблемной ситуации | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностная мастерская
учителей начальных классов
«Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»
(Пирогова Н.Н., Соколова Ю.И., Халевина Н.П., Жукова Е.И.)
Задачи:
- Обозначить актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе образования.
- Ознакомить участников мастерской с приёмами создания проблемных ситуаций.
- Провести практическую часть мастерской по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
Профессиональный стандарт педагога признает необходимым умение «применять современные психолого-педагогические технологии». Отечественная наука располагает разнообразными деятельностными технологиями. Одной из них является технология проблемного обучения. Эта технология носит общепедагогический характер и может быть реализована учителем на любой ступени обучения и любом предмете. Автором этой технологии в современном виде является Елена Леонидовна Мельникова, работающая над ней более 20 лет. Поэтому используя понятия, классификации приёмов, мы опираемся на её труды.
- Под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению.
- Этапы урока в технологии проблемного обучения:
1)создание проблемной ситуации
2)осознание противоречия(затруднения) и постановка проблемы(формулировка проблемной задачи)
3)поиск способа решения проблемной задачи
4)доказательство гипотезы
5)проверка правильности решения проблемной задачи
Самым важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, это и будет темой нашей мастерской. Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!» На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашей мастерской.
- Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Поэтому верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.
Условия, которые необходимо соблюдать при организации проблемной ситуации:
- Учебная проблема должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.
- При диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»
- При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока.
Предлагаем практическую работу-т.к. самим создать проблемную ситуацию пока будет сложно, определим приём по уже имеющимся ситуациям.
Для начала ознакомимся с основными приёмами создания проблемной ситуации:
эмо | Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулирова- нию проблемы |
С удивлением | 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, тео рии, мнения | о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? о теориях и мнениях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (мнений)? | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практиче-ским заданием на новый материал | Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получи- лось? | ||
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью | Вы сначала как думали? А как на самом деле? | ||
С затруднением | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? | |
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? | ||
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено | Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось? |
Классифицировать проблемные ситуации следует сразу по двум основаниям: эмоциональному переживанию и виду противоречия. По основанию переживания проблемные ситуации делятся на два типа: с удивлением и с затруднением. В основе проблемных ситуаций с удивлением лежат два вида противоречий: между двумя (или более) положениями, между житейским представлением учащихся и научным фактом.
В основе проблемных ситуаций с затруднением лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Приём 1
Приём 2
Урок математики по новой для детей теме «Порядок действий».
Найдите значение выражения:
2 + 5 * 3 =
Возникает проблемная ситуация-у некоторых в ответе 21 ,у некоторых 17.
-Вижу, вы удивлены. Почему? - Примеры одинаковые, а ответы разные!
(Эмоциональное переживание возникло при столкновении с противоречием).
- Значит, над каким вопросом подумаем? (Почему так получилось?)
-Как могли рассуждать дети, у которых получилось 21?17?
-Кто же из них прав?
Приём 3
-Какую природную зону мы изучаем? (пустыня)
-От какого слова произошло слово Пустыня?
- Как вы думаете, много ли растений и животных в пустыне? (Очень мало, почти нет).
- Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле).
Лилия лисохвост может достигать внушительных размеров (около 2 метров в высоту). Могучий стебель несет на себе множество мелких цветков персикового цвета, источающих пленительный аромат).
Очень красив кактус «бобровый хвост». Некоторые колючие растения достигают гигантских размеров. Форма их очень разнообразна: сигаровидная, шарообразная, овальная, бочковидная.
Кактус «прыгающий чойя» напоминает плюшевого мишку. Но внешний вид растения обманчив. Это грозное растение при малейшем прикосновении выпускает сотни крючков-колючек, которые впиваются в тело неосторожной жертвы.
(Обучающиеся испытывают удивление.)
- Что вы сначала сказали?
- Как мы привыкли представлять себе пустыню?
- А как на самом деле?
- Что узнали из текста?
- Какая же возникает проблема?
- В чем мы должны разобраться?
- Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
- Какова же тема урока? (Приспособленность растений и животных пустыни)
Анализ | Учитель | ||
П | вопрос | - Предположим, что сначала цена товара была |
испытывают удивление (возникновение проблем ной ситуации)
|
О | «на ошибку» | равна А. Затем цена повысилась на 10%, а к | |
С | Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли | ||
Т | первоначальная цена товара? - Давайте посчита- | ||
А | ем. Цена товара была 100 руб. После повышения | ||
Н | на 10% цена стала 110 руб. А после понижения | ||
О В К | предъявление научного факта | на 10% стала 99 руб.
| |
А | - Какой же сегодня будет тема урока? | ||
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Принятие христианства при князе Владимире Святославиче».
Анализ | Учитель | Ученики | ||
П о с т а н о в к а п р о б л е м ы | вопрос «на ошибку» предъявление научного факта сообщением побуждение осознанию противоречия побуждение проблеме вопрос | к к | – В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь,которая носит имя князя Владимира Красное Солнышко | |
– Когда жил этот князь? | – Давно, тысячу лет назад. | |||
– А люди помнят его до сих пор! Как вы думаете, почему помнят князя? | – Он был хорошим человеком или великим полководцем. (Житейское представле ние.) | |||
– Вот вам факты. Князь, говоря современным языком, нанял киллера, чтобы убить своего брата в борьбе за власть, был многоженцем и одобрял человеческие жертвоприношения (это по поводу хорошего человека). Теперь про великого полководца: во время одной битвы князь два дня просидел под мостом, потому что боялся попасть в плен. | (Проблемная ситуация.) | |||
Что вы сказали сначала?
| -Князь был хорошим человеком или великим полководцем. – И человеком был плохим, и полководцем неважным. (Осознание противоречия.) | |||
– Какой же возникает вопрос? | – Почему помнят князя? (Вопрос.) | |||
Фиксирует вопрос на доске. |
Приём 4
Урок русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов» (по материалам урока М.А. Яковлевой, г. Химки)
Анализ | Учитель | Ученики |
П О С Т А невыполнимое Н задание О В побуждение К к осознанию А побуждение к проблеме |
|
(осознание противоречия)
|
Приём 5
Урок математики 3 класс «Умножение на двузначное число»
Учитель предлагает учащимся найти площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см.
Затем просит найти площадь прямоугольника со сторонами 56 и 24 см. Уч-ся испытывают затруднение.
-Смогли выполнить это задание?
В чем затруднение? Площадь находить умеете? Стороны известны? Почему тогда не выполнили задание?(не умеем умножать на двузначное число)
-Какая будет тема урока?
Приём 6
Урок русского языка в 5 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные»
Анализ | Учитель | Ученики |
П подводящий О без проблемы И диалог С К Р Е Ш Е Н термин И Я определение |
Проверка по образцу или по учебнику. -что вам нужно было сделать? -какие знания применили?(кто?-одушевленные,что?-неодушевленные) -Задание выполнили правильно? -Почему так получилось? -Какой возникает вопрос? Деление сущ-х на одуш/неодуш вграмматике не всегда совпадает с делением в природе на живое-недживое(кукла,снеговик,покойник-одуш,народ,стадо,племя-неодуш) В рус языке действует правило об одушевленности: Одуш-множ.ч В.п=Р.п Неодуш-множ.ч В.п=И.п |
формулируют определение (открытие нового знания) |
Официальный сайт Е.Л.Мельниковой
Заключение:
-Как вы считаете, обеспечивает ли технология проблемного обучения
достижение образовательных результатов, установленных ФГОС. Если да, то каких из предложенных:
-развивает умения осознавать противоречие и формулировать проблему, -выдвигать и проверять гипотезы,
- формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать и др.
-развивают речь как одно из главных информационных умений,
- развивают целеполагание,
-внутренняя учебная мотивация и позиция исследователя
На каких типах урока наиболее эффективно использование проблемных ситуаций?(изучение нового)
ИТОГ:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроках "Мир вокруг нас"
Проблеммные ситуации, вопросы....
Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее решения.
Видеоурок.http://www.fayloobmennik.net/1154521 ссылка на скачивание файла....
Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходит...
Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)
Проблемное обучение не сводиться к тренировке учащихся в умственных действиях.. Эта активизация умственных действий. Она заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая...
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Постановка и решение проблемных вопросов. Создание проблемных ситуаций.
мой опыт создания проблемных ситуаций...
Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"
Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....