Компетентностная мастерская "Приёмы создания проблемной ситуации"
учебно-методический материал

Пирогова Нина Николаевна

Компетентностная мастерская "Приёмы создания проблемной ситуации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностная мастерская

учителей начальных классов

«Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»

(Пирогова Н.Н., Соколова Ю.И., Халевина Н.П., Жукова Е.И.)

Задачи:

  • Обозначить актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе образования.
  • Ознакомить участников мастерской с приёмами создания проблемных ситуаций.
  • Провести практическую часть мастерской по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.

Профессиональный стандарт педагога признает необходимым умение «применять современные психолого-педагогические технологии». Отечественная наука располагает разнообразными деятельностными технологиями. Одной из них является технология проблемного обучения. Эта технология носит общепедагогический характер и может быть реализована учителем на любой ступени обучения и любом предмете. Автором этой технологии в современном виде является Елена Леонидовна Мельникова, работающая над ней более 20 лет. Поэтому используя понятия, классификации приёмов, мы опираемся на её труды.

  • Под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению.
  • Этапы урока в технологии проблемного обучения:

1)создание проблемной ситуации

2)осознание противоречия(затруднения) и постановка проблемы(формулировка проблемной задачи)

3)поиск способа решения проблемной задачи

4)доказательство гипотезы

5)проверка правильности решения проблемной задачи

  •  

Самым важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, это и будет темой нашей мастерской. Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!» На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашей мастерской.

  •  Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Поэтому верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.

Условия, которые необходимо соблюдать при организации проблемной ситуации:

  • Учебная проблема должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.
  • При диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»
  • При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока.

Предлагаем практическую работу-т.к. самим создать проблемную ситуацию пока будет сложно, определим приём по уже имеющимся ситуациям.

Для начала ознакомимся с основными приёмами создания проблемной ситуации:

эмо

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение

к осознанию противоречия

Побуждение к формулирова- нию проблемы

С удивлением

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, тео рии, мнения

о фактах: Что вас удивило? Что   интересного    заметили?     Какие     факты     налицо?

 о теориях и мнениях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (мнений)?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема    урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практиче-ским заданием на новый материал

Вопрос (задание) был один?

А сколько в классе мнений? Почему так получи- лось?

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

С затруднением

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?

Классифицировать проблемные ситуации следует сразу по двум основаниям: эмоциональному переживанию и виду противоречия. По основанию переживания проблемные ситуации делятся на два типа: с удивлением и с затруднением. В основе проблемных ситуаций с удивлением лежат два вида противоречий: между двумя (или более) положениями, между житейским представлением учащихся и научным фактом.

В основе проблемных ситуаций с затруднением лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Приём 1

  •  

Приём 2

Урок математики по новой для детей теме «Порядок действий».

Найдите значение выражения:

2 + 5 * 3 =

 Возникает проблемная ситуация-у некоторых в ответе 21 ,у некоторых 17.

  -Вижу, вы удивлены. Почему? - Примеры одинаковые, а ответы разные!

(Эмоциональное переживание возникло при столкновении с противоречием).

- Значит, над каким вопросом подумаем? (Почему так получилось?)

-Как могли рассуждать дети, у которых получилось 21?17?

-Кто же из них прав?

Приём 3

-Какую природную зону мы изучаем? (пустыня)

-От какого слова произошло слово Пустыня?

- Как вы думаете, много ли растений и животных в пустыне? (Очень мало, почти нет).

- Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.

(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле).

Лилия лисохвост может достигать внушительных размеров (около 2 метров в высоту). Могучий стебель несет на себе множество мелких цветков персикового цвета, источающих пленительный аромат).

Очень красив кактус «бобровый хвост». Некоторые колючие растения достигают гигантских размеров. Форма их очень разнообразна: сигаровидная, шарообразная, овальная, бочковидная.

Кактус «прыгающий чойя» напоминает плюшевого мишку. Но внешний вид растения обманчив. Это грозное растение при малейшем прикосновении выпускает сотни крючков-колючек, которые впиваются в тело неосторожной жертвы.

(Обучающиеся испытывают удивление.)

- Что вы сначала сказали?

- Как мы привыкли представлять себе пустыню?

- А как на самом деле?

- Что узнали из текста?

- Какая же возникает проблема?

- В чем мы должны разобраться?

- Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

- Какова же тема урока? (Приспособленность растений и животных пустыни)

Анализ

Учитель

П

вопрос

- Предположим, что сначала цена товара была

  • Цена товара не изменилась (житейское пред­ ставление)

испытывают удивление (возникновение проблем­ ной ситуации)

  • Что цена не изменится.
  • Цена уменьшилась (осознание противоречия)

  • Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).

О

«на ошибку»

равна А. Затем цена повысилась на 10%, а к

С

Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли

Т

первоначальная цена товара? - Давайте посчита-

А

ем. Цена товара была 100 руб. После повышения

Н

на 10% цена стала 110 руб. А после понижения

О В

К

предъявление научного факта

на 10% стала 99 руб.

  • Что вы сказали сначала?
  • А что оказывается на самом деле?

А

- Какой же сегодня будет тема урока?

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Принятие христианства при князе Владимире Святославиче».

Анализ

Учитель

Ученики

П

о с т а н о в к а

п р о б л е м ы

вопрос

«на ошибку»

предъявление научного факта сообщением

побуждение осознанию противоречия

побуждение проблеме

вопрос

к

к

В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь,которая носит имя князя Владимира Красное Солнышко

– Когда жил этот князь?

– Давно, тысячу лет назад.

– А люди помнят его до сих  пор! Как вы думаете, почему помнят князя?

– Он был хорошим человеком или великим полководцем. (Житейское представле ние.)

– Вот вам факты. Князь, говоря современным языком, нанял киллера, чтобы убить своего брата в борьбе за власть, был многоженцем и одобрял        человеческие жертвоприношения (это по поводу хорошего человека). Теперь про великого полководца: во время одной битвы князь два дня просидел под мостом, потому что боялся попасть в плен.

(Проблемная ситуация.)

Что вы сказали сначала?

  • А что оказывается на самом деле?

-Князь был хорошим человеком или великим полководцем.

– И человеком был плохим, и полководцем неважным. (Осознание противоречия.)

– Какой же возникает вопрос?

–  Почему   помнят   князя?

(Вопрос.)

Фиксирует вопрос на доске.

Приём 4

Урок русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов» (по материалам урока М.А. Яковлевой, г. Химки)

Анализ

Учитель

Ученики

П О С Т

А        невыполнимое Н        задание

О

В    побуждение К   к осознанию А

побуждение к проблеме

  • Что такое склонение?
  • Какие части речи, известные вам, склоняются?
  • Попробуйте просклонять  слова кошка, рыжая, прыгать

  • Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
  • Какой возникает вопрос?
  • Изменение по падежам.
  • Существительные и прилагательные.

  • Нет, не смогли. Глаголы не склоняются

(осознание противоречия)

  • Как        изменяются        глаголы?        (учебная проблема как вопрос)

Приём 5

Урок математики 3 класс «Умножение на двузначное число»

Учитель предлагает учащимся найти площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см.

Затем просит найти площадь прямоугольника со сторонами 56 и 24 см. Уч-ся испытывают затруднение.

-Смогли выполнить это задание?

В чем затруднение? Площадь находить умеете? Стороны известны? Почему тогда не выполнили задание?(не умеем умножать на двузначное число)

-Какая будет тема урока?

Приём 6

Урок русского языка в 5 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные»

Анализ

Учитель

Ученики

П    подводящий О без проблемы И диалог

С К

Р Е Ш Е

Н термин И

Я

определение

  • Прочитайте имена существительные.На какие две группы можно разделить?(одушевленные/неодушевленные)
  • Разделите слова по этому признаку.

Проверка по образцу или по учебнику.

-что вам нужно было сделать?

-какие знания применили?(кто?-одушевленные,что?-неодушевленные)

-Задание выполнили правильно?

-Почему так получилось?

-Какой возникает вопрос?

Деление сущ-х на одуш/неодуш вграмматике не всегда совпадает с делением в природе на живое-недживое(кукла,снеговик,покойник-одуш,народ,стадо,племя-неодуш)

В рус языке действует правило об одушевленности:

Одуш-множ.ч В.п=Р.п

Неодуш-множ.ч В.п=И.п

  • Человек,котенок,учитель,народ,кукла,снеговик,город,цветок,страна.
  • Кто?

  • Что?

формулируют определение (открытие нового знания)

Официальный сайт Е.Л.Мельниковой

Заключение:

-Как вы считаете, обеспечивает ли технология проблемного обучения

достижение образовательных результатов, установленных ФГОС. Если да, то каких из предложенных:

-развивает умения осознавать противоречие и формулировать проблему, -выдвигать и проверять гипотезы,

- формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать и др.

-развивают речь как одно из главных информационных умений,

- развивают целеполагание,

-внутренняя учебная мотивация и позиция исследователя

На каких типах урока наиболее эффективно использование проблемных ситуаций?(изучение нового)

ИТОГ:
Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее решения.

Видеоурок.http://www.fayloobmennik.net/1154521 ссылка на скачивание файла....

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходит...

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Проблемное обучение не сводиться к тренировке учащихся в умственных действиях.. Эта активизация умственных действий.  Она заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....