Формирование читательской грамотности младших школьников.
материал
Современная детская литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. БИРЮСИНСКА
«Формирование читательской грамотности младших школьников»
Разработала: Малинина О.В.,
учитель первой
квалификационной категории
2021-2022 учебный год
“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания”. А. Герцен.
“Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”. В.А. Сухомлинский.
В начале выступления в качестве эпиграфа мною взяты высказывания А.Герцена и В. Сухомлинского, которые показывают необходимость и важность чтения для становления личности, характера и кругозора обучающихся. В России же в настоящее время в результате экономических и социальных перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему изменились. Сегодня в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают дети. Современные дети «отворачиваются» от книг из-за ряда причин:
во-первых, книга перестала быть главным источником информации; интернет, телевидение, компьютер - более лёгкий способ удовлетворения любопытства;
во-вторых, отвлекает от литературы классической множество лёгкой, массовой, картинной литературы;
в–третьих, исчезла культура семейного чтения.
Всех детей, без исключения, учат читать. Важно, чтобы в процессе обучения книги становились постоянными собеседниками детей, чтобы они учились оценивать книги в расчете на себя, а не на вкус учителя или родителей. Только в этом случае чтение станет для детей важнейшим интеллектуально-эмоциональным трудом, войдет в их жизнь, будет влиять на их становление, оказывая помощь при принятии разного рода решений.
Что же нужно сделать учителю, чтобы всё при обучении детей случилось именно так, а не иначе? В моей работе большую роль в повышении читательского интереса играют внеурочные занятия «Чтение с увлечением».
Цель внеурочных занятий - познакомить обучающихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению.
С одной стороны, это свободные занятия на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих занятиях выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.
1. На каждом занятии я провожу учет того, что дети читали самостоятельно. Ребята приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Создаю такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока.
2. На каждом занятии организую рекомендацию новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать обучающихся и т.п.
3. На каждом занятии дети прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 занятиях или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс.
4. На занятиях анализируем произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний.
5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на занятиях внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание обучающихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить.
В последнее время на литературном горизонте появилось много произведений современных детских писателей. Но, к сожалению, учителя и родители не часто обращаются к новым книгам, особенно, если авторы этих книг молоды и не так известны. Выбирая своему ребёнку книжку в библиотеке или магазине, они ищут глазами знакомые им имена: спрашивают Носова и Барто, Берестова и Заходера, Линдгрен и Волкова, но ребенок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся, классической литературы – ему необходим свежий воздух новой книги о современной жизни.
Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми современными авторами, пишущими для детей, и с их произведениями. Мы знакомимся с ними на занятиях по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением».
Андрей Алексеевич Усачёв- драматург, сценарист и радиоведущий. Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма. Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг. Из-под пера Усачева выходят не только художественные произведения, но и своеобразные учебники, названия которых говорят сами за себя. Например, «Таблица умножения в стихах», «Азбука хорошего поведения», «Уроки рисования», «Правила дорожного движения». Книга «Великий и могучий русский язык» состоит из стихотворений, объясняющих детям фразеологизмы.
На занятии познакомила детей с произведением А.А.Усачёва «Умная собачка Соня» -1996г. Изучая различные предметы, размышляя над многими вопросами, собачка Соня приобретает жизненный опыт «методом проб и ошибок». Много забавных историй происходит с Соней, и в каждой истории вместе с умной собачкой маленькие читатели тоже получают жизненный урок. Умная собачка Соня А. Усачёва отличается тем, что по своему образному мышлению и поступкам она максимально приближена к ребёнку, поэтому Соня необыкновенно интересна детям, так как в ней они узнают себя. Общее во всех произведениях – ненавязчивые нравоучительные уроки, выводы, которые извлекают читатели из них, следуя пушкинскому завету: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
Мария Владимировна Бершадская - современная русская детская писательница. Первая детская книга Марии Бершадской - «Большая маленькая девочка» вошла в пятерку лучших детских книг 2013 года по версии интернет-журнала «Папмамбук». Большая маленькая девочка Женя чем-то напоминает Пеппи Длинныйчулок: та была необыкновенно сильной и очень любила слушать и придумывать истории.
Для чтения на летних каникулах я предложу ученикам прочитать, по возможности, все истории из этой серии.
Тамара Витальевна Михеева в детской прозе играет роль главной сказочницы: в ее горах растут живые деревья («Легкие горы»), в ее лесах обитают волшебные гномы («Асино лето»), а ее шумсы, обитатели деревьев, стали одним из лучших детских фантастических сериалов. В общем, безупречные истории для детей, которые только учатся читать и любить книги, и родителей, которые хотят, чтобы книги эти были только про волшебное и доброе — никакого другого мира для Михеевой будто и не существует вовсе.
За последние пару лет все изменилось: современных русских авторов начали издавать. Приятная новость заключается в том, что именно хороших. Станислав Востоков, Нина Дашевская, Алена Вересова, Екатерина Тимашпольская, Юлия Кузнецова, Анна Доброчасова, Анастасия Орлова и многие другие — вот новые имена, которые будут формировать образ детской литературы в течение ближайших десяти лет. Большинство из этих писателей является лауреатами национальных литературных премий. Словом, за репутацию профессиональной детской литературы мы можем не опасаться. Она в хороших руках.
Сегодня как никогда актуален вопрос о том, что читает подрастающее поколение, для чего и как. Ответ мы находим у Н.А. Рубакина, библиопсихолога. Он акцентировал внимание на оценке всякой книги с точки зрения главного критерия: «мыслящей, страдающей человеческой личности». Личность эта человеческая живет в определенных исторических условиях, и характер ее определяет, «для чего, что и как читать» конкретному человеку.
Список литературы:
- Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru
- Бородина В.А. Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель! // Школьная библиотека.-№9-10. -2011.с.134-139
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
- Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
- Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования. На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...
Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника.
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...
статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...