Нетрадиционные уроки русского языка в начальной школе.
статья
Нетрадиционные уроки русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные уроки русского языка в начальной школе. | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные уроки русского языка в начальной школе.
(выступление на РМО начальных классов)
Нетрадиционные уроки в начальной школе по - прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная форма всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и при проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:
- нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно не часто.
- не всегда содержание материалов тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
- данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.
- все содержание учебного материала не может быть представлено через нетрадиционные формы.
Безусловно, нетрадиционное построение урока требует больших затрат времени, сил и т.д. К сожалению, именно времени и не хватает при подготовке к уроку, да и не каждый урок должен быть построен в виде игры. Дети должны отдавать себе отчет в том, что в школе не только играют, но и занимаются серьезными делами. Есть масса способов, которые позволяют учителю заинтересовать детей, подготовить их к изучению нового материала. Ненавязчиво переключить внимание ребенка с одного вида деятельности на другой.
Приведу несколько примеров, которые позволят учителю справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад:
1.На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения сл./раб., то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.
А) учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая непроверяемые буквы, ставя ударение.
Б) узнать предмет по описанию. Учитель дает описание, дети называют предмет- словарное слово, записывают его.
В) игра «закрой форточку». Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.
Г) картинный диктант. Учитель показывает картинки с изображением предметов- словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…) Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант- молчанку…
Д) отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов, отгадать, записать слова, подчеркнуть орфограмму.
Е) различные виды игр: «сорви грибок, яблоко, ягодку, цветок». На обратной стороне предметов написаны словарные слова с пропущенными орфограммами.
Ж) игра «разлетевшиеся шары». На доске на писаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову.
З) грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды , по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.
И) работа по перфокартам. Учитель раздает ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены орфограммы. Дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.
К) словарный диктант. Он может быть обучающим или контрольным. Учитель диктует словарные слова на определенные правила, учащиеся пишут, выделяют орфограммы, ставят ударение.
2.Большое значение в организации урока имеет его начало. Особенно если урок не 1 и дети немного устали, важно настроить их на рабочий лад. Именно для этого можно использовать прием начала урока в нетрадиционной форме.
- Делу время, потехе час.
Прочитайте мой рассказ
На доске написан текст.
- Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Хочешь со мной научиться писать!
Нужно меня научиться держать.
Очень хочу я с тобой подружиться
С первого слова, с первой страницы.
- Буквы печатные – очень аккуратные,
Буквы для письма я пишу сама.
Очень весело пишется ручка,
Буквы держат друг друга за ручки!
3. В качестве нестандартного приема можно использовать этапы урока с элементами театрализации.
- Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.
- Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.
- Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.
- Словознайка. Различная работа с текстом.
- Поиграйка. Грамматические игры.
- Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.
- Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.
- Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.
- Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.
- Узнавайка. («Знаете ли вы?»). Знакомство с правилами русского языка, краткие сведения в связи с темой урока.
4. Эпиграфы к уроку.
- дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг.
(Н.В.Гоголь)
- делу время, потехе час.
- уметь разборчиво писать- первое правило вежливости.
(В.О.Ключевский)
- грамоте учиться- всегда пригодится.
- красна птица пеньем, а человек- уменьем.
- ученья корень горек, да плод сладок.
- самое главное- научит человека мыслить.
(Б.Брехт)
- мало иметь хороший ум, главное- хорошо его применять.
(Р.Декарт)
- хорошо поставить вопрос- значит наполовину решить его.
(Д.И.Менделеев)
- …Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!
(И.С.Тургенев)
- обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
(А.Н.Толстой)
5.Девиз урока:
- тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я дружу. На «отлично» напишу!
6. Минутки чистописания:
- Мы в лес за наукой сегодня пойдем. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем, но чтобы лес нам скорее достичь, должны мы по тропке красиво пройтись! Следуйте за указкой и старайтесь правильно пройти по тропке.
Какие правила вы должны помнить при написании слов, предложений, чтобы письмо было каллиграфически правильным?
- Подготовим пальчики к работе. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. До больших пальцев под счет:
1,2,3,4,5. вышли пальцы погулять.
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой,
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его;
И стоит он в середине:
Этот пальчик безымянный;
Он избалованный самый;
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Задача школы- помочь ребенку стать культурной личностью поддерживая все то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель должен выступать не только как главное действующее лицо, но еще и как понимающий, сопереживающий помощник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.
Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...
Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)
Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...
- Мне нравится (1)