Личностно-ориентированный подход в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Основной целью личностно-ориентированной модели обучения является именно построение развивающего взаимодействия в системе межличностных отношений взрослого и ребенка, это обучение в сотрудничестве, когда в центре учебно-воспитательного процесса стоят:
- личность;
- способности;
-возможности;
-склонности;
-потребности ребенка.
Цель такого подхода- формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.
Суть такого подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к школьнику, а от возможностей, которыми располагает ребенок.
Все модели личностно-ориентированного обучения условно разделены на три основные:
социально-педагогическая;
предметно-дидактическая;
психологическая.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа руководствуется ФГОС НОО.
ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, предметным, метапредметным.
Стандарт направлен на обеспечение:
- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования.
Все УУД можно разделить на четыре группы:
Регулятивные.
Личностные.
Коммуникативные.
Познавательные.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Школьников учат выполнять следующие универсальные действия регулятивного характера:
ставить цель;
давать оценку;
планировать свою деятельность;
делать прогнозы;
корректировать свои действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Эти учебные действия направлены на получение новых знаний. Основаны на врожденной любознательности любого ребенка. В начальной школе эту любознательность и тягу к знаниям необходимо развивать, а не душить банальным зазубриванием материала. Кстати, развитие любознательности является неотъемлемой частью психологической подготовки ребенка к школе.
поиск информации;
анализ информации;
обоснование результата;
предоставление доказательств.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Это действия, связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие:
ведение диалога;
высказывание своей точки зрения;
защита своей точки зрения;
выслушивание чужого мнения;
разрешение конфликтов.
Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.
ЛИЧНОСТНЫЕ
понимать себя самого;
понимать людей;
видеть, что близкому человеку нужна помощь и поддержка;
сострадать;
определять негативное влияние и противостоять ему.
Также личностные УУД затрагивают патриотическую составляющую. Детей учат осознавать, что они — есть часть единой страны, единого народа.
Основной целью личностно-ориентированной модели обучения является именно построение развивающего взаимодействия в системе межличностных отношений взрослого и ребенка, это обучение в сотрудничестве, когда в центре учебно-воспитательного процесса стоят:
- личность;
- способности;
-возможности;
-склонности;
-потребности ребенка.
Цель такого подхода- формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.
Суть такого подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к школьнику, а от возможностей, которыми располагает ребенок.
Все модели личностно-ориентированного обучения условно разделены на три основные:
социально-педагогическая;
предметно-дидактическая;
психологическая.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…
Какие же существуют личностно-ориентированные технологии?
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
Имитационного моделирования (игровая)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Рефлексивная
Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится технология - проектная деятельность, в основе которой лежит проект.
Существует немало определений понятия “проект”.
ПРОЕКТ в педагогике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение учащихся в начальной школе
В работе описываются способы личностно-ориентированного обучения младших школьников, цель и ведущая задача, раскрывается модель организации личностно-ориентированного урока и его основные особенности....
Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"
Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
«Личностно ориентированный характер обучения в начальной школе»
чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в р...
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Статья "Личностно-ориентированный подход в начальной школе".
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...